Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ездить в Германии, обедать в Польше, заправляться в Белоруссии

предлагает Владимир Аркуша, проделавший путь от Москвы до Дрездена и обратно во второй раз.
Полная версия

Это не отчет о путешествии, не руководство для выезжающих на автомобиле в дальнее зарубежье. Опыт двух моих поездок показал: таких любителей совсем мало, большинство предпочитают арендовать машину за границей. И все же хочу поделиться наблюдениями – кому-нибудь да пригодятся.

Речь пойдет о поездке в Германию через Польшу. Впервые мы с женой проделали этот путь в прошлом году, нынче с небольшими вариациями повторили заезд вчетвером, с сыном и дочерью в качестве пассажиров. У такого постоянства интересов есть свои причины, которые прямого отношения к теме не имеют. Расскажу немного о дорогах, переходе границы и некоторых особенностях придорожного сервиса.

Вопреки обычаю стартовать в дальнюю дорогу чуть свет, предпочли выспаться, наметив отъезд на 7 утра. То, что мы тронулись ближе к восьми, поймет всякий, кто ездит семьей хотя бы на дачу. Минское шоссе – виноват, федеральная магистраль М1 – трасса ровная, достаточно безопасная и скучная. Местами (под Москвой и в Смоленской области) идет реконструкция, кое-где дорога «задевает» населенные пункты (например, Ярцево даже трижды) – там стоит быть повнимательнее и уж точно не злоупотреблять скоростью. На тысячекилометровом маршруте без труда отыграете эти незначительные задержки. Тем более что в Белоруссии на М1 разрешено держать 120 км/ч. Не забывайте, однако, что автоинспекторы – и наши, и белорусские, и польские – бдительно «пасут» нарушителей скоростного режима, особенно по выходным. Как бы то ни было, выехав из дому в 8 утра, мы прибыли в Брест около 8 вечера. Не забудем, что время работало на нас, поскольку стрелки перевели в Белоруссии на час назад.

Принципиальный момент: трасса М1 на территории Белоруссии становится платной: в прошлом году мы заплатили, если не ошибаюсь, пять раз по 20 наших рублей. Регламент Таможенного союза отменил и эту плату – пустячок, а приятно!

Это сооружение уже не назовешь трамвайной остановкой: в центре Дрездена на двух улицах раскинулся настоящий вокзал, вмещающий несколько многозвенных составов. Могучие металлические конструкции держат перекрытия не только над перронами, но и над пешеходными переходами.

О границе поговорим чуть ниже, а пока – о дороге через Польшу. Терпение и внимание – два качества, без которых здесь не обойтись. Терпение – поскольку автострад здесь пока немного, а обычные дороги буквально унизаны поселками и городками, где ограничение до 50 км/ч авторитетно подкреплено фоторадарами. Правда, о них обязательно предупреждают таблички. А поскольку дорога нередко меняет направление на равнозначном перекрестке – только успевай следить за указателями! На автостраду мы вырвались, миновав Вроцлав (большой, скажу я вам, город!). До границы с Германией оставалось всего 150 км – примерно пятая часть дороги через Польшу.

Вернемся ненадолго к ее началу, на пограничный переход Домачево, что в 45 км южнее Бреста. Почему не в самом Бресте? В этот город приходит дорога из столицы республики, он остается важнейшим узлом, связывающим не только соседние Белоруссию и Польшу, но, по сути, страны СНГ и Евросоюза. Решили найти место менее бойкое – благо, погранпереходов (ПП) теперь множество. (Неплохое подспорье путешественникам – сайт Госпогранкомитета Республики Беларусь www.gpk.gov.by, где есть карта размещения всех ПП и другие полезные сведения.) В прошлом году выбрали ПП «Пограничное» севернее Бреста, в который мы не заходили, двигаясь через Барановичи-Слоним. Но в Польше дорога завела нас в Варшаву: проехать насквозь большой незнакомый город, если он не является вашей целью, стоит времени и нервов. На сей раз пошли через Домачево – и не прогадали.

Приоритет общественного транспорта порой выглядит курьезно: цепочка машин покорно тянется за конным экипажем, катающим туристов.

На границе, даже если вы пересекаете ее впервые, не нужно нервничать, но не стоит и недооценивать серьезность момента. Приготовьте документы: пограничник потребует паспорт, документ на машину (свидетельство о регистрации) и «зеленую карту», то бишь страховку. Выходить из машины пока не нужно: страж границы сверит фото с оригиналом и заберет документы, чтобы проверить по базе и проштамповать.

Чуть дальше таможенник (например, совсем юная девушка) попросит открыть капот и багажник, задаст формальный вопрос о наличии запрещенных к провозу предметов и отпустит с богом. Вся процедура утром выходного дня занимает 30-40 минут на обеих сторонах границы, причем в воскресенье мы оказывались там первыми!

Возможно, поэтому или из-за того, что российские легковушки на границе редки, прошлым летом нас досматривали довольно тщательно: я выкладывал вещи из багажника и даже снимал подушку заднего сиденья. Нынче все прошло скорее формально.

На кузове «Фольксвагена-Кэдди» хватило места нескольким десяткам рекламодателей.

Въезжая обратно со стороны Польши, смотрите в оба, чтобы не угодить в красный коридор: по нему идут белорусы, они мигрируют по своим законам и почти поголовно везут товары, подлежащие декларированию и списанию НДС. В прошлом году, оказавшись не в той очереди, мы зависли часа на четыре; на сей раз за порядком следил польский страж, сам разводил машины и отгонял тех, кто настойчиво лез вперед. Итог – два часа в довольно длинной, но живо продвигавшейся очереди к ПП «Словатыче». Имейте в виду: коронный вопрос на белорусской стороне – сколько ввозите алкоголя? Подсказка: разрешен беспошлинный воз не более 3 литров алкоголя на душу, причем любого; с уплатой пошлины – не более 5 литров. (Свои запасы уточните заранее, дабы отвечать без запинки!) Все дорожно-транспортные сборы, которые так любили белорусы, ныне отменены.

Напомню, что граница между Россией и Белоруссией (по крайней мере, для путешественников вроде нас) условна; задержаться на ней стоит лишь ради обмена российских рублей на белорусские. В конце июня курс был примерно 1:240, на что их тратить, скажу в следующей главе.

На мусорной урне – слова благодарности прохожему за проявленную им экологическую сознательность. Вверху на мачте не козырек от дождя, а солнечная батарея: она питает устройство, которое человеческим голосом дублирует письменную благодарность за брошенный в урну предмет!

Шенгенская зона, в которую ныне входит не только Германия, но также Польша и Чехия, куда мы тоже наведались, кое-кого успела избаловать прозрачностью внутренних границ. На этот раз здесь ждал сюрприз. Едва мы вкатились из Польши в Германию близ Гёрлица, как нас обогнал полицейский патруль, на машине которого засветилось приглашение: «Пожалуйста, следуйте за нами» - как у разводящих в аэропортах, только помельче. Нас увели с шоссе на какую-то пустынную стоянку у мебельного магазина и попросили документы. Спросили, откуда, куда, заглянули в багажник; минут 15 созванивались с коллегами. Потом вернули паспорта: «Все в порядке, можете ехать». Спустя полторы недели эпизод повторился на обратном пути – теперь русской машиной заинтересовались поляки. Немцы, которым мы об этом рассказали, объясняют такую активность некоторым ухудшением криминогенной ситуации; кроме того, в разгаре был чемпионат Европы по футболу. В общем, полиция делала свою работу.

Мысль на денек съездить в Прагу родилась уже в Германии: от Дрездена до чешской столицы 180 км – не повод для разговора. Признаком границы стал придорожный обменник (напомню, что Чехия, как и Польша, не входит в зону евро, оставаясь верна своей кроне: 1 евро=25 крон). Рядом с символами валют на табличке мелькнуло слово vinjetka, которому я поначалу не придал значения. Но чуть погодя вспомнил: виньетка – это наклейка на стекло, означающая, что водитель уплатил сбор за проезд по скоростным магистралям. К счастью, виньетки продавались на ближайшей АЗС: минимальная стоимость для легковушки на 3 месяца – 310 крон (около 8 евро).

Помимо «Фольксвагена-Ап» и «Шкоды-Ситиго» в Германии активно рекламируют соплатформенный «СЕАТ-Мии». Думается, покупателями движет не столько сознательность, сколько стремление сэкономить на топливе.

Ваше настроение, да и быстрота продвижения к цели зависят, помимо состояния дороги, от уровня придорожного сервиса, который стоит на трех китах: заправка, кормежка и ночлег. Двигаясь на Запад, пополнить запас топлива можно без проблем, отдавая предпочтение крупным заправочным комплексам. Расплачивались мы всюду банковской картой, но стоит отметить, что в Белоруссии вдоль трассы М1 на колонках берут и российские, и местные рубли, и евро, и даже доллары. (Боюсь ошибиться, но, по-моему, и польские злотые – было бы логично.) Разумеется, цена топлива номинирована в каждой валюте. Колонки России и Белоруссии верны принципу предоплаты, в Польше и остальной Европе водители оплачивают уже залитый в бак бензин. В Белоруссии он чуть дешевле, чем в России, в Польше немного доступнее, чем в Германии, где цена литра уже перевалила за 1,60 евро - считайте, 65 рублей.

Прокатиться по Праге можно, например, в таком автобусе-кабриолете…

Заправка – необходимое, но не единственное условие для продолжения путешествия: вкусный, вовремя поданный (и желательно – недорогой) обед укрепляет силы и поднимает боевой дух. В моем коротком рейтинге предприятий общепита Россия, увы, оказалась замыкающей. Выехав из Бреста утром, ограничились паузой на кофе близ Барановичей. За соседним столиком семья из Питера кормила свою девчушку отменным борщом: как оказалось, весьма дальновидный шаг! Мы же надумали обедать, когда хлебосольная Белоруссия осталась позади. Первое на российской земле кафе носит романтическое название «Лунный свет». Но при свете дня там куда увереннее чувствуют себя страховые агенты, торгующие полисами, нежели повара и официанты. Попросту говоря, кафе не работало. И, как говорится, черт бы с ним – но точно так же, чуть не день в день, оно не работало и год назад! Вспомнили, что рядом, на бензоколонке сети «Подсолнух» угощают чаем, кофе и еще чем-то. Оказалось, там есть не только пирожки, но даже блюда-полуфабрикаты. Вот только столики заменяет единственный узкий подоконник, уже занятый другим экипажем. Что ж, попили чайку на улице – и вперед! Память подсказала кафе «Старое русло» в Ярцево, но поскольку прошлогодний визит сильно подпортило долгое ожидание заказа, на сей раз решили: обойдемся сухомяткой, время дорого. В общем, на территории России трасса М1 строго соответствует термину «транспортный коридор» - то есть не столовая и тем более не кухня… Мораль: двинув от границы до столицы, пообедайте в Белоруссии, а ближе к дому взбодритесь стаканчиком кофе или чая.

…или в старинной легковушке, носящей имя чешской столицы.

Итак, если ранжировать гастрономические впечатления, первенство отдаю Польше. Кафе у дорог великое множество, кормят быстро и недорого, а вкус еды вполне домашний. Прекрасное впечатление осталось от кафе «Золотая мельница» (Zloty Mlyn). Это небольшая сеть из трех заведений, работающих как столовая самообслуживания. Расположены они на разных направлениях близ города Пётрков-Трыбунальски; два кафе находятся в зданиях гостиниц, где, кстати, ночлег обойдется гораздо дешевле, чем, например, во Вроцлаве. Подробности – на сайте www.zlotymlyn.pl.

Почти не уступают полякам белорусы; к тому же некоторые кафе принимают оплату банковской карточкой. Замечание в тему: вдоль белорусского участка трассы буквально за последний год появились площадки с туалетами, построенными по типовому проекту. Землякам и тут похвастать нечем: сервис вдоль трассы, ведущей в Европу, – просто никакой.

В общем, если соберусь в подобный вояж еще раз, надеюсь проехать по достроенным польским автострадам (замах-то широк!) и, чем черт не шутит, угоститься домашним обедом где-нибудь на Смоленщине. А вот о чем не стану даже мечтать – о переходе границы без долгих очередей и уж тем более – о безвизовом режиме с Евросоюзом.

Здоровый путь к обладанию «Фиатом-500» лежит через членство в фитнес-клубе, чья реклама громоздится на стоянке торгового комплекса во Вроцлаве (Польша).

Подпишитесь на «За рулем» в

Аркуша Владимир
02.08.2012
Поделиться: