Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

За нами - хвост!

ЗА НАМИ - ХВОСТ!
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/АВТОПОЕЗД

ЗА НАМИ - ХВОСТ!

ВЫБИРАЕМ ПРИЦЕП

ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

С прицепом к легковушке большинство ваших транспортных задач решается легко, быстро и, что крайне важно, недорого. Конечно, самосвал для рытья котлована под дом или трейлер-лесовоз он не заменит, но для повседневных хозяйственных нужд - то, что надо.

Посмотрим, что же предлагает нам торговля. Самые популярные - полной массой до 750 кг, с "жигулевскими" 13-дюймовыми колесами и без тормозов. Они просты, относительно недороги и вместе с тем весьма универсальны. Для их эксплуатации достаточно категории "В" в "правах".

Сегодня рассмотрим изделия известных наших производителей: ЗАО ТД "Курганские прицепы" с уже знакомой нам моделью 8284 и новинкой 8213, ООО "Трейлер" (Ступино), представивший работягу 82940Т и стилизованный под "Жигули" - ВИС алюминиевый 82940А, а также ООО "Тонар" (Орехово-Зуево) со своим 86104.

Все прицепы прошли сертификацию, получили одобрение типа транспортного средства. Однако мы в своем тесте рассмотрим и те качества, которые ГОСТам и ОСТам неподвластны.

Курганские и ступинские сделаны аккуратно, а вот рубленое и необработанное железо "Тонара 86104" ощетинилось облоем и заусенцами - при первом же контакте немудрено порезать пальцы.

Защитное покрытие всех - оцинковка, исключение - ступинский 82940А с алюминиевым кузовом. Борта курганского 8213 поверх цинка снаружи покрыты ярко-красной порошковой эмалью.

Оцинковка различается способом нанесения. "Тонар" и "Трейлер" окунают свои изделия в расплавленный цинк и толщина покрытия получается внушительной - 100 мкм. Одна десятая миллиметра! Сто лет не проржавеет. Курганцы исповедуют электролизное цинкование. Слой тоньше (10 мкм), но при соблюдении технологии вполне достаточный, чтобы надежно защитить сталь от коррозии.

КОНСТРУКЦИЯ. Оба курганских и "Тонар" обладают, на наш взгляд, существенным преимуществом - у них откидывается и передний борт. Благодаря этому можно перевозить длинномерный (до 6 м) груз. Тот, кто строит дачу или дом, по достоинству оценит это.

У алюминиевого "Трейлера" откидываются задний и боковые борта, а у "Трейлера-Т" только задний. Остальные привинчены к каркасу болтами. Поэтому перед перевозкой длинномеров прицеп придется подразобрать, сняв передний борт, или грузить прямо на него. Благо, прочность здесь весьма высока и, если подойти к загрузке разумно, вполне выдержит.

ЗАПОРЫ БОРТОВ. Лучшие - у "трейлеров". Надежны, удобны, легко отрегулировать затяжку. У курганского 8284 - простейшие крючки. Но здесь просто не всегда означает хорошо. Крюки нам не понравились: гнут борт и могут открыться даже случайно задевшей веткой.

Запоры 8213 вполне надежны, позволяют открыть борт и вверх и вниз, но неудобны. Чтобы вставить язычки в скобы, иной раз нужен молоток. Аналогичные механизмы у "Тонара" конструктивно изящны, но выполнены без "излишней" аккуратности. Главный недостаток - традиционные перекосы, предполагающие вмешательство с монтажкой или молотком.

ПОЛ. От покрытия пола прицепа во многом зависит удобство эксплуатации. Стальной оцинкованный лист на обоих "курганцах" выглядит, конечно, нарядно. Гладкий, блестящий, но слишком скользкий. Двигать по нему картонные ящики - одно удовольствие, вымести мусор - не проблема, но в движении груз перемещается по всему кузову и его надо как-то фиксировать. Тяжелые железки, кирпич, камни царапают оцинковку и оставляют на листе вмятины. Дощатый пол "Тонара" с этой точки зрения предпочтительней, но боится дождя. Сухие, плотно подогнанные доски при намокании коробятся и вспучиваются, а расположенные поперек затрудняют работу веником.

Лучший пол у обоих "трейлеров" - из водостойкой ламинированной фанеры. Она в меру скользкая, гладкая и очень прочная. К тому же в кузове "Трейлера 82940А" есть специальные скобы для крепления груза.

ТЕНТЫ. Четыре прицепа нашей коллекции укомплектованы мягкими тентами и дугами под них. Тенты однотипные, различия только в удобстве пользования. Дуги прицепа 8284 оторвались от своих креплений еще на первой сотне километров. Конструкция хлипкая и изготовлена кое-как. Без самостоятельной доработки нежизнеспособны. У моделей 8213 и 82940Т дуги вставлены непосредственно в гнезда бортов, что гораздо проще и надежней. 86104 оборудован только двумя крайними стойками из квадратного профиля. Между ними - доски, образующие каркас тента. Приемлемо, но уж очень примитивно: напоминает чердак - стропила, лаги, обрешетка... Лучший из тентов - жесткая пластиковая крыша "Трейлера 82940А". К тому же ее откидной задний борт запирается на замок.

Самое удачное крепление тента у "Тонара". Главное отличие - резиновый шнур вместо веревки. Его даже на морозе легко накинуть на большие "пуговицы", приваренные вдоль бортов. Наименее удобно - на 8284. У него к опоясывающей веревке приделаны проволочные крючки, цепляющиеся в отверстия на бортах. Замерзшими руками не очень-то попадешь! Остальные конструкции заняли промежуточные места.

ГЕРМЕТИЧНОСТЬ. Оба курганских текут по всем швам - щели и в бортах, и в соединениях между ними. Чуть лучше "Трейлер" - вода проникает внутрь под малый нахлест тента. "Тонар" еще лучше - вода едва сочится под откидной задний полог. И чемпион по водостойкости - 82940А с пластиковой крышей. В него не то что капли дождя - пыль не проникает.

СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО. Узел этот, пожалуй, самый ответственный и должен отвечать требованиям ОСТ 37.001.096. Проверяем, надевая каждый прицеп на калиброванный шар. В "первобытном" приборе "Тонара" шар в гнезде стучит, однако не вываливается. У прицепа есть сертификат, так что отбросим сомнения. Отличная импортная сцепка у обоих "трейлеров". Есть индикатор износа, удобная рукоятка (на 82940А с резиновой накладкой). Показался полезным способ крепления сцепного устройства к дышлам "курганцев" - в зависимости от высоты шара тягача положение сцепки можно изменять.

Учитывая, как опасно, если прицеп оторвется на ходу, стандарт предусматривает оснащение дышла двумя страховочными цепями (тросами). Они должны удерживать отцепившееся дышло над дорогой, сохраняя таким образом некоторую управляемость прицепа. Не уложился в норму лишь "Тонар". Его единственный страховочный тросик, как ни крути, условий ОСТа не выполняет - то дышло цепляет за асфальт, то длины троса не хватает. Цепи остальных прицепов с заданием справились без труда. Еще одно требование - возможность фиксации дышла в горизонтальном положении. На модели 8213 такого приспособления нет вовсе, на 86104 - небольшая скобка-площадка. Если ее установить на подходящий пенек, то условие как будто выполнимо. Оба "Трейлера" оснащены полноценной, регулируемой по высоте стойкой с колесиком. Она позволяет легко отцепить и даже катать вручную груженый прицеп. Убирающаяся нога второго "курганца" - промежуточный вариант.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. На всех прицепах сделано неплохо, однако больше всего понравилось на курганском 8213. Проводка аккуратно уложена в дышле, есть кронштейн для вилки и на нее случайно уже не наступишь. Кроме того, это единственный прицеп с фонарем заднего хода.

ПОДВЕСКА. У "курганцев" традиционно рессорная, а на последней модели 8213 еще и с подрессорниками. Ступицы колес - универсальные, подходят под четыре или пять отверстий крепления дисков колес. На 8213 ступицы можно установить в двух положениях - выше или ниже - для поездок по проселку весьма полезно. Вместе с тем, отверстия под винты крепления колес просверлены со смещением. Конусы винтов садятся одним боком и, естественно, постоянно сминают диски. Чтобы не потерять колеса, приходится периодически подтягивать крепеж. За коническими подшипниками ступиц тоже нужно следить - менять смазку, подтягивать по мере износа, подшипники остальных прицепов - шариковые, необслуживаемые, что, на наш взгляд, удобнее. Такие же рессоры и у алюминиевого "Трейлера". "Тонар" и "Трейлер 82940Т" оснащены резиножгутовой подвеской. Она легче, надежней, но очень жесткая.

Один из пунктов ОСТа требует закрывать выступающие колеса защитными устройствами. Здесь лидирует "курганец" 8213. Его крылья сделаны из мягкого (даже на морозе) пластика. В отличие от железных они не боятся ударов и "царапанья", да и сами никого не обдирут, что особенно важно для водителей-новичков.

НА ХОДУ. В нашу программу мы заложили наиболее типичные режимы эксплуатации: движение без груза, с грузом и с перегрузкой 10%, торможение со скорости 40 км/ч на обледенелой дороге, замену колеса на груженом прицепе, движение задним ходом и удобство расцепки и катания собственными силами. Оценили и парковку в гараже размером 6х4х2,5 м.

БЕЗ ГРУЗА. Оба "курганца" на ровной дороге о себе будто не напоминают. Кочки и ямы проглатывают без прыжков. "Трейлер 82940Т", наоборот, кажется, почти не касается дороги, взлетает на малейшей кочке, и если бы не мельтешил в зеркале заднего вида, то тоже оставался бы незаметным. "Тонар" идет лучше, хоть и скачет, но не так активно. Лишь немного раскачивается из стороны в сторону. Возможно, это заметно лишь из-за высокого тента.

В этом тесте лучше всех показал себя "Трейлер 82940А" - едет едва ли не мягче тягача-"Волги".

С ГРУЗОМ. Курганские прицепы идут мягко, но заметно качаются вверх-вниз. Вслед за кузовом "играет" тонкое дышло, особенно в удлиненном варианте. "Трейлер-Т" продолжает скакать, словно пустой, даже на небольших кочках, но идет точно след в след. Тем не менее машину не дергает - сказывается отличное беззазорное буксирное устройство. И другие "подопытные" не подкачали. "Трейлер-А" - кузов не шелохнется, сидит на хвосте, словно продолжение машины. У "Тонара" перестала стучать сцепка, остались лишь небольшие раскачивания с боку на бок.

ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ. "Курганцы" повели себя весьма странно - автопоезд с ними опасно складывается. Причина - косо установленное дышло. Разница расстояний от центра сцепки до левого и правого колес у 8284 и 8213 оказалась 24 и 28 мм соответственно. Оба "Трейлера" и "Тонар" вполне безопасны и останавливаются ровненько на колее тягача.

ПЕРЕГРУЗ. Оба "курганца" угрожающе гнут дышло вверх-вниз и в стороны. Сидеть за рулем неуютно, кажется, вот-вот "хвост" оторвется. А вот "Трейлер-Т" наконец-то перестал прыгать и нежелательных корректив в движение машины также не вносит. "Трейлер-А" - по-прежнему отлично! У "Тонара" возросла боковая качка, но на тягаче это никак не сказывается. Прицеп идет точно след в след.

ЗАПАСКА. Смена колеса ни на одном прицепе трудностей не составила. Важно иметь подходящий домкрат - удобнее параллелограммный.

ЗАДНИЙ ХОД. Это задание выполняли мастер и любитель, но мнения их совпали: чем длиннее дышло (расстояние от шара сцепки до оси колес прицепа), тем легче с ним управляться. Это естественно. Наименее удобно упражнение с "Трейлером-А". Впрочем, прицеп этот очень легко перемещать руками.

РУЧНОЕ ВОЖДЕНИЕ. Отцепить груженых "курганцев" и "Тонар" вполне по силам. Вот только пластиковая рукоятка рычага "Тонара" едва держится и соскальзывает от небольшого усилия. Лучше ее сразу выбросить от греха подальше - сорвавшееся дышло вполне может упасть на ногу.

Отцепить любой из "трейлеров" и вовсе не проблема - опорные стойки их оснащены винтовыми домкратами. Усилие на рукоятках - всего несколько килограммов.

ХРАНЕНИЕ. В тесном гараже наиболее удобны "курганцы": оба, сложив дышла, легко установить вертикально, вплотную к задней стене. Еще компактнее их можно разместить, сняв колеса. "Тонар" ставить "на попа" менее удобно, но все же возможно, а оба "Трейлера" предпочитают горизонтальное положение.

ИТОГ. Курганские 8284 и 8213, на наш взгляд, оптимальны для не слишком интенсивной эксплуатации. Горожанину-дачнику с его тесным гаражом, наверное, то, что нужно. Новинка 8213 с ее многовариантностью (надставные борта, дышло с удлинителем, переменный клиренс, возможность самосвальной разгрузки) предпочтительнее.

"Трейлер 82940Т" - прицеп с огромным запасом прочности. Даже при постоянной эксплуатации наверняка переживет тягача. Если предстоит возить кирпич, бетонные блоки и другие тяжеловесные грузы - лучше не найти. Вместе с тем, для перевозки помидоров, яиц и прочих деликатных грузов не годится.

"Тонар 86104" - тоже скорее для строителя. Большой кузов, высокий тент и могучее дышло - его достоинства. Недостатки - изъяны товарного вида, заусенцы, неаккуратная подгонка панелей, сомнительное сцепное устройство.

"Трейлер 82940А" - для взыскательного потребителя. Алюминий, пластиковая крыша, закрывающийся на замок объемистый фургон и отменная плавность хода наверняка понравятся мелким торговцам и любителям отдыха на природе с приемлемым комфортом.

Таково наше мнение. Исходя из своих потребностей читатель вполне сможет иначе расставить приоритеты или, пользуясь этой информацией, отдать предпочтение другой марке.

Курганский 8213.

Курганский 8284.

"Трейлер 82940А".

Курганский 8213.

Пластиковые крылья не ржавеют и не "травмируют" соседние машины при случайном касании.

"Трейлер 82940Т".

"Тонар 86104".

Так делать не надо. Рукоятка сцепного устройства "Тонара" легко соскакивает с рычага.

Лучшая сцепка у "Трейлера". Аккуратная, удобная, с индикатором износа.

Курганский 8213.

Курганский 8284.

"Трейлер".

"Тонар".

1. Такие задвижки хоть и функциональны (легко снять борт целиком или откинуть вверх или вниз), но неудобны.

2. Крюки удобны, но гнут жесть бортов. Расположение номерного знака формально запрещает движение с откинутым бортом - знака не видно.

3. Лучшие, на наш взгляд, запоры у обоих "Трейлеров".

4. Конструкция удобна, но исполнение весьма посредственное.

Курганский 8284.

Крепление тента проволочными крючками - морока владельцу прицепа.

Курганский 8284.

Халтура.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.03.2002
Поделиться: