На Subaru по маршруту «стройки века»
Беломорско-Балтийский канал. В следующем году ему исполнится 80 лет. Не самый большой возраст, если сравнивать с пирамидами египетских фараонов или монументами Месопотамии, но в истории нашей страны трудно найти сооружение, более подходящее для того, чтобы встать в один ряд с этими мировыми памятниками. Такими, в которых одновременно воплотились бы эпоха, технический гений, людские страдания и способность человека если не покорить, то хотя бы взять под контроль силы природы.
В отличие от проектировщиков и строителей этого символа 30-х годов, чей путь на Канал, практически без исключения, начинался с тюрьмы и лагеря, наш маршрут стартовал у дилерского центра Subaru на окраине Санкт-Петербурга. Отсюда мы отправляемся в столицу Карелии – Петрозаводск.Нашему экипажу для начала достается самая крупная из Subaru. Темно-синий кроссовер Tribeca с мотором 3,6 литра в топовой комплектации. Вроде бы не самый лучший выбор для первого этапа, который пролегает по очень неплохой дороге, в то время как внешность автомобиля предполагает некоторый внедорожный потенциал. Но, поскольку мой опыт общения с продукцией марки до сего дня был ограничен моделями XV и Impreza, особых сожалений нет. Мотор на Tribeca достаточно тяговит, а «автомат» нареканий не вызывает. Ну, может, кик-даун бы ему поярче. Однако для спокойной езды вполне достаточно. Подвеска у машины с точки зрения потребителя-горожанина - выше всяких похвал. Вполне энергоемкая, она, тем не менее, не отличается валкостью и не дает ощутимых кренов в поворотах. И всякие помыслы о внедорожье улетучиваются, оставляя место удовольствию от плавного и точного хода на вполне приличной скорости. А вот салон удивил. Вроде бы большой автомобиль, но спереди места ровно столько, чтобы разместиться, не упираясь локтями в пассажира.
Даже не приблизившись к Беломорканалу, мы уже едем, словно листаем страницы учебника истории России. В конце XVII века здешние сосновые леса привлекли внимание грезившего флотом Петра I. И в этих краях в 1702 году он приказал заложить на реке Свирь корабельную верфь. Через год с ее стапелей сошел первый русский 28-пушечный фрегат «Штандарт». Тогда же поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус города и административного центра Лодейнопольского уезда.
Впрочем, и кроссовер нас вполне устраивает. Особенно если учесть, что под капотом 3,5 литра, обеспечивающие неплохой запас под педалью. Дело отнюдь не лишнее на здешней дороге. Ведь манера аборигенов производить маневр способна обескуражить водителя, даже привыкшего к безбашенному поведению столичных джихад-такси. Впечатляющее число местных автомобилистов явно руководствуются девизом «Слабоумие и отвага». Почти весь путь по Карелии они регулярно поражали нас выполнением обгонов исключительно в повороте, зачастую почти не просматриваемом, или в столь же «слепую» горку. Несколько раз мы практически спасали таких камикадзе, придерживая Tribeca, для того чтобы очередной «гонщик» мог вернуться в полосу, а не закончить свой путь на переднем бампере какого-нибудь большегрузного Volvo или MAN…
Петрозаводск встретил нас вполне европейской, а вернее – финско-шведской архитектурой центра города. Влияние северных соседей на городскую застройку просматривается как в зданиях первой трети прошлого века, так и в современных строениях. Ну а вечерний пейзаж набережной стал столь великолепным завершением дня, что испортить его не смогли даже лютые местные комары.
Из Петрозаводска наш путь лежит в Сегежу. По пути наблюдаем, как меняется ландшафт – вдоль вполне европейского качества автострады с грамотно выполненными съездами и практически не проходящей через деревни мелькают сосновые леса, озера, нагромождения валунов, вырванных могучей рукой ледника, а затем убранные с пути человеком. Жителя средней полосы карельский пейзаж поражает. Есть в нем какая-то первобытная сила, проявляющаяся во всем – от просторов, густо усыпанных россыпями многотонных камней, выдавленных из земли, до буйных придорожных зарослей голубики.И вот здесь на Мурманском шоссе я впервые пожалел, что при смене машин нам не достался WRX STI. Гладкая прямая с почти нулевым присутствием ДПС – просто мечта, идеальное место, чтобы «пощупать» легенду и символ марки Subaru. Но нет, у нас всего лишь универсал Outback с мотором 2,5 литра. Поведение этого представителя марки способно навсегда разочаровать в Subaru поклонника «зажигалок». Несмотря на 2,5 литра под капотом, динамика универсала абсолютно невыразительна. Пара попыток выполнить обгон обернулись приличным количеством безвозвратно погибших нервных клеток. А через некоторое время понимаем, что машина-то на самом деле… очень и очень хороший «мамочкин» автомобиль. Просторный салон, великолепная для своего класса отделка интерьера (поразительно, но она даже лучше и интереснее, нежели у Tribeca), мягкая «тележка». Одним словом, все, что нужно для того, чтобы возить детей в школу или путешествовать на машине с семьей или компанией.
Последняя, кстати, образовалась довольно скоро. Примерно в сотне-полутора километров от Сегежа, минуя строящуюся развязку, мы проезжаем мимо двух огромных рюкзаков, под которыми с трудом проглядываются не самого богатырского сложения их обладатели. - Да, долго им тут ждать… - Ну, чего? - Да разворачивайся уже… После этого непродолжительного диалога наш Outback предстал перед парой промокших под дождем автостоперов словно карета перед Золушкой. А мы с коллегой, потребовав у ребят – семьи молодых архитекторов из Пензы - «отрабатывать» дорогу, заставили их поделиться рассказом о путешествии автостопом. Ребята оказались авантюристами, мечтающими когда-нибудь проехаться автостопом через всю Индию. Так за веселой беседой мы проделали остаток пути до конечного пункта этого дня – города Сегежа.Более несоответствующего своему названию места придумать трудно. По-карельски sees означает «чистый, светлый». И если Сегозеро, давшее имя городу, действительно таково, то вот про сам городок, видами своими навевающий депрессию не хуже, чем расположенная по соседству колония, такого ну никак не скажешь. Угрюмого вида трех- и пятиэтажные здания из газобетона да раздолбанные дороги… В общем, ничего напоминающего о том, что при СССР город был отнюдь не бедствующим и здесь работало одно из ведущих производств по выпуску картонной упаковки… ЦБК и какая-то еще промышленность вроде бы существуют и сейчас, но, пожалуй, главной здешней достопримечательностью стала колония.
Как нам рассказали, именно здесь отбывает срок главный «зек» России – Михаил Ходорковский. Если же подытожить впечатления, то если и было на всем маршруте место, из которого хотелось убраться побыстрее, то это именно Сегежа. Поэтому мы так торопились следующим утром, загружаясь на этот раз уже в седан Legacy на пути в Беломорск. Коллеги меж тем состязались, кому достанется Impreza или XV. Интересно, хочет ли всю жизнь прожить в Сегеже девочка с автобусной остановки неподалеку от той самой тюрьмы?
«Шлюз номер 10 – секретный! Снимать его запрещено!» Эта инструкция организаторов вспомнилась в Надвоицах на подъезде к шлюзу – дорога была обильно украшена соответствующими грозными табличками, запрещавшими фотосъемку сего режимного объекта. Но кажется, бдительной охране и людям из органов просто невдомек, что отличные съемки этого прорубленного в скале шлюза уже давно есть в Сети и там же есть такая штука, как Google… Однако не стали раздражать охрану и удовольствовались парой кадров частей старого шлюза, оставшихся после реконструкции Беломорканала в 50-х годах, да фото с почтительного расстояния.Передвигаться на спортивной машине, оснащенной подвеской, заточенной под «кольцо», по окрестностям Беломорска - то еще удовольствие. С сожалением вздыхаем о том, что причудливая фантазия производителя выдает на рынок именно такую, а не оснащенную раллийной подвеской версию.
Но вздохи и кряхтения от жестко передающихся в каждую косточку кочек и ямок моментально забываются, когда мы оказываемся на трассе. Снова нормальный асфальт и не передаваемое словами ощущение от езды на WRX STI. Динамика, отклик, четкость в поворотах – все это она. Ей бы еще цену как в Японии или США... ну да не будем о грустном.Чуть позже, выйдя из гостиницы, мало кто удержался, чтобы не подойти к паре автовозов и не попрощаться со своими, ставшими уже родными авто. Путешествие по Карелии для наших Subaru здесь закончилось, нас же еще ждали переход морем на Соловки, крестный ход и музей Соловецкого лагеря особого назначения, поездка на Заячий остров с его знаменитыми лабиринтами. Но это уже другая и не совсем автомобильная история...