Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

На Subaru по маршруту «стройки века»

Когда во время российской премьеры новой Impreza представители Subaru предложили мне поучаствовать в автопробеге по маршруту Беломорканала, я согласился моментально. Ведь возможность испытать почти весь модельный ряд Subaru на таком интересном маршруте выпадает нечасто.
Полная версия

Беломорско-Балтийский канал. В следующем году ему исполнится 80 лет. Не самый большой возраст, если сравнивать с пирамидами египетских фараонов или монументами Месопотамии, но в истории нашей страны трудно найти сооружение, более подходящее для того, чтобы встать в один ряд с этими мировыми памятниками. Такими, в которых одновременно воплотились бы эпоха, технический гений, людские страдания и способность человека если не покорить, то хотя бы взять под контроль силы природы.

В отличие от проектировщиков и строителей этого символа 30-х годов, чей путь на Канал, практически без исключения, начинался с тюрьмы и лагеря, наш маршрут стартовал у дилерского центра Subaru на окраине Санкт-Петербурга. Отсюда мы отправляемся в столицу Карелии – Петрозаводск.
Фото: Subaru

Нашему экипажу для начала достается самая крупная из Subaru. Темно-синий кроссовер Tribeca с мотором 3,6 литра в топовой комплектации. Вроде бы не самый лучший выбор для первого этапа, который пролегает по очень неплохой дороге, в то время как внешность автомобиля предполагает некоторый внедорожный потенциал. Но, поскольку мой опыт общения с продукцией марки до сего дня был ограничен моделями XV и Impreza, особых сожалений нет. Мотор на Tribeca достаточно тяговит, а «автомат» нареканий не вызывает. Ну, может, кик-даун бы ему поярче. Однако для спокойной езды вполне достаточно. Подвеска у машины с точки зрения потребителя-горожанина - выше всяких похвал. Вполне энергоемкая, она, тем не менее, не отличается валкостью и не дает ощутимых кренов в поворотах. И всякие помыслы о внедорожье улетучиваются, оставляя место удовольствию от плавного и точного хода на вполне приличной скорости. А вот салон удивил. Вроде бы большой автомобиль, но спереди места ровно столько, чтобы разместиться, не упираясь локтями в пассажира.

Фото: Subaru

Даже не приблизившись к Беломорканалу, мы уже едем, словно листаем страницы учебника истории России. В конце XVII века здешние сосновые леса привлекли внимание грезившего флотом Петра I. И в этих краях в 1702 году он приказал заложить на реке Свирь корабельную верфь. Через год с ее стапелей сошел первый русский 28-пушечный фрегат «Штандарт». Тогда же поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус города и административного центра Лодейнопольского уезда.

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь
Первая остановка запланирована в деревне Старая Слобода. Здесь расположен Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный святым Александром Свирским в конце XV века в малолюдном тогда (да и сейчас не шибко перенаселенном) лесном Олонецком крае. Здесь православные миссионеры словом, а порой и силой, несли христианство язычникам - карелам, вепсам, чуди. Малолюдность и удаленность сослужили хорошую службу маленькой каменной Покровской церкви с трапезной в Троицкой части, построенной, как говорят, при участии самого Александра Свирского в 1533 году на пожертвования царя Василия III, который, вполне возможно, и сам бывал здесь. После Старой Слободы меняемся с напарником, и, усевшись сзади, я начинаю познавать истинные достоинства автомобиля. Будучи кроссовером, Tribeca ведет себя в поворотах как легковой автомобиль с неплохо настроенной подвеской. При этом, являясь все-таки кроссовером семейным, он очень заботлив к задним пассажирам. Впечатляющий простор на заднем диване отменно дополняется мягкостью, с которой Tribeca преодолевает дорожные неровности. Выдвигаемся из деревни в сторону Петрозаводска все на той же Tribeca – засмотревшись на архитектуру и окружающую природу, свой шанс на смену авто мы упустили.

Впрочем, и кроссовер нас вполне устраивает. Особенно если учесть, что под капотом 3,5 литра, обеспечивающие неплохой запас под педалью. Дело отнюдь не лишнее на здешней дороге. Ведь манера аборигенов производить маневр способна обескуражить водителя, даже привыкшего к безбашенному поведению столичных джихад-такси. Впечатляющее число местных автомобилистов явно руководствуются девизом «Слабоумие и отвага». Почти весь путь по Карелии они регулярно поражали нас выполнением обгонов исключительно в повороте, зачастую почти не просматриваемом, или в столь же «слепую» горку. Несколько раз мы практически спасали таких камикадзе, придерживая Tribeca, для того чтобы очередной «гонщик» мог вернуться в полосу, а не закончить свой путь на переднем бампере какого-нибудь большегрузного Volvo или MAN…

Петрозаводск, новостройки

Петрозаводск встретил нас вполне европейской, а вернее – финско-шведской архитектурой центра города. Влияние северных соседей на городскую застройку просматривается как в зданиях первой трети прошлого века, так и в современных строениях. Ну а вечерний пейзаж набережной стал столь великолепным завершением дня, что испортить его не смогли даже лютые местные комары.

Из Петрозаводска наш путь лежит в Сегежу. По пути наблюдаем, как меняется ландшафт – вдоль вполне европейского качества автострады с грамотно выполненными съездами и практически не проходящей через деревни мелькают сосновые леса, озера, нагромождения валунов, вырванных могучей рукой ледника, а затем убранные с пути человеком. Жителя средней полосы карельский пейзаж поражает. Есть в нем какая-то первобытная сила, проявляющаяся во всем – от просторов, густо усыпанных россыпями многотонных камней, выдавленных из земли, до буйных придорожных зарослей голубики.
Subaru WRX STI. Фото: Subaru

И вот здесь на Мурманском шоссе я впервые пожалел, что при смене машин нам не достался WRX STI. Гладкая прямая с почти нулевым присутствием ДПС – просто мечта, идеальное место, чтобы «пощупать» легенду и символ марки Subaru. Но нет, у нас всего лишь универсал Outback с мотором 2,5 литра. Поведение этого представителя марки способно навсегда разочаровать в Subaru поклонника «зажигалок». Несмотря на 2,5 литра под капотом, динамика универсала абсолютно невыразительна. Пара попыток выполнить обгон обернулись приличным количеством безвозвратно погибших нервных клеток. А через некоторое время понимаем, что машина-то на самом деле… очень и очень хороший «мамочкин» автомобиль. Просторный салон, великолепная для своего класса отделка интерьера (поразительно, но она даже лучше и интереснее, нежели у Tribeca), мягкая «тележка». Одним словом, все, что нужно для того, чтобы возить детей в школу или путешествовать на машине с семьей или компанией.

Последняя, кстати, образовалась довольно скоро. Примерно в сотне-полутора
от Сегежа, минуя строящуюся развязку, мы проезжаем мимо двух огромных рюкзаков, под которыми с трудом проглядываются не самого богатырского сложения их обладатели. - Да, долго им тут ждать… - Ну, чего? - Да разворачивайся уже…
А мы с коллегой, потребовав у ребят – семьи молодых архитекторов из Пензы - «отрабатывать» дорогу, заставили их поделиться рассказом о путешествии автостопом. Ребята оказались авантюристами, мечтающими когда-нибудь проехаться автостопом через всю Индию. Так за веселой беседой мы проделали остаток пути до конечного пункта этого дня – города Сегежа.
Фото: Subaru

Более несоответствующего своему названию места придумать трудно. По-карельски sees означает «чистый, светлый». И если Сегозеро, давшее имя городу, действительно таково, то вот про сам городок, видами своими навевающий депрессию не хуже, чем расположенная по соседству колония, такого ну никак не скажешь. Угрюмого вида трех- и пятиэтажные здания из газобетона да раздолбанные дороги… В общем, ничего напоминающего о том, что при СССР город был отнюдь не бедствующим и здесь работало одно из ведущих производств по выпуску картонной упаковки… ЦБК и какая-то еще промышленность вроде бы существуют и сейчас, но, пожалуй, главной здешней достопримечательностью стала колония.

Как нам рассказали, именно здесь отбывает срок главный «зек» России – Михаил Ходорковский. Если же подытожить впечатления, то если и было на всем маршруте место, из которого хотелось убраться побыстрее, то это именно Сегежа. Поэтому мы так торопились следующим утром, загружаясь на этот раз уже в седан Legacy на пути в Беломорск. Коллеги меж тем состязались, кому достанется Impreza или XV. Интересно, хочет ли всю жизнь прожить в Сегеже девочка с автобусной остановки неподалеку от той самой тюрьмы?

«Шлюз номер 10 – секретный! Снимать его запрещено!» Эта инструкция организаторов вспомнилась в Надвоицах на подъезде к шлюзу – дорога была обильно украшена соответствующими грозными табличками, запрещавшими фотосъемку сего режимного объекта. Но кажется, бдительной охране и людям из органов просто невдомек, что отличные съемки этого прорубленного в скале шлюза уже давно есть в Сети и там же есть такая штука, как Google… Однако не стали раздражать охрану и удовольствовались парой кадров частей старого шлюза, оставшихся после реконструкции Беломорканала в 50-х годах, да фото с почтительного расстояния.
Подобно своему собрату Outback, наш
без проблем преодолел участок с весьма номинальной дорогой, да и там, где можно было «нажать», порадовал отменной работой турбированного мотора, агрегата и пятиступенчатой АКП, а также более острыми настройками подвески, нежели у Outback. Достаточно острыми, чтобы показать хорошую управляемость на трассе, и способность преодолевать вот такие участки.
Вскоре мы вышли к финальному участку – отрезку Беломорск-Кемь. В Беломорске нас ждала последняя смена автомобиля. На этот раз, когда почти уже закончилась хорошая дорога, нам достается… да-да, она самая – Subaru WRX STI. Усаживаемся в плотные спортивные сиденья. Обстановка в салоне такая, что поневоле ищешь пятиточечный ремень безопасности. Трогаемся, и, конечно же, сразу глохнем. Специфическое «эстишное» сцепление требует привычки, а мода не держать в пресс-парках машин на «ручке» не способствует поддержанию навыков работы с МКП и тремя педалями. Со второй попытки все получается значительно лучше и, с тревогой посматривая на стрелку указателя топлива в наполовину пустом баке, трогаемся к 19-му шлюзу, чтобы потом отправиться на поиски местной достопримечательности – беломорских петроглифов.
Высеченные, предположительно, в эпоху неолита, эти наскальные рисунки изображают различные сцены из жизни людей. Основной их сюжет - охота. До сих пор нет единого толкования назначения петроглифов. Некоторые ученые полагают их частью магического ритуала, должного способствовать успеху на охоте, другим видится что-то вроде летописи. С последним трудно не согласиться, ведь многодневная погоня за раненым лосем вполне могла показаться первобытному человеку событием достойным, чтобы быть увековеченным на единственно доступном ему полотне – огромной каменной плите размером с половину футбольного поля, вывернутой из земли ледником.
Но вот мы уже у 19-го, «несекретного» шлюза. Его можно фотографировать, поэтому, оставив наш «болид» в окружении кучки любопытных подростков, направляемся к шлюзу, через который как раз проходит грузовое судно со строительной техникой.

Передвигаться на спортивной машине, оснащенной подвеской, заточенной под «кольцо», по окрестностям Беломорска - то еще удовольствие. С сожалением вздыхаем о том, что причудливая фантазия производителя выдает на рынок именно такую, а не оснащенную раллийной подвеской версию.

Но вздохи и кряхтения от жестко передающихся в каждую косточку кочек и ямок моментально забываются, когда мы оказываемся на трассе. Снова нормальный асфальт и не передаваемое словами ощущение от езды на
. Динамика, отклик, четкость в поворотах – все это она. Ей бы еще цену как в Японии или США... ну да не будем о грустном.
Правда, за радостями управления спорткаром чуть не проглядели, как стрелка датчика топлива подленько уперлась в нижнее деление. А до конечного пункта маршрута нам еще ехать и ехать. Поэтому следующие километров 40 мы преодолевали под девизом «Тише едешь, тогда доедешь и не придется толкать вручную». Но все обошлось, хотя в Кемь въезжали уже «на лампочке».
Фото: Subaru

Чуть позже, выйдя из гостиницы, мало кто удержался, чтобы не подойти к паре автовозов и не попрощаться со своими, ставшими уже родными авто. Путешествие по Карелии для наших Subaru здесь закончилось, нас же еще ждали переход морем на Соловки, крестный ход и музей Соловецкого лагеря особого назначения, поездка на Заячий остров с его знаменитыми лабиринтами. Но это уже другая и не совсем автомобильная история...

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
05.09.2012
Поделиться: