Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Приключения ёлочной игрушки

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЁЛОЧНОЙ ИГРУШКИ
Полная версия

"ДЭУ-МАТИЗ" - 4000 ЗИМНИХ КИЛОМЕТРОВ

Мнения разделились. Одни уверяли, что ЭТО - лишь забавная елочная игрушка от Деда Мороза, другие утверждали, что найденный предмет - полноценная машина. Ясность внесла бухгалтерия, заявив, что отныне на "зарулевском" балансе числится автомобиль Daewoo Matiz (" Дэу Матиз"), за который уплачено 202 000 руб. 22 коп. Зачем купили? Налицо повышенный спрос на "заменитель "Таврии" и разумная цена - как же не заинтересоваться? Посему новинку категорически запрещается вешать на елки, а надлежит гонять в хвост и в гриву, дабы пользу приносила. Вот вам, господа испытатели, ключи и документы - испытывайте...

На улице - мороз под тридцать, а машинка-то - узбекская... В общем мы с ней немножко знакомы (ЗР, 2002, № 2; 2003, № 2) - трехцилиндровый моторчик объемом 796 смз и мощностью 36 кВт/49 л. с. должен возить пять человек и разгонять "игрушку" до 144 км/ч. Комплектация, скажем так, средняя - с регулируемыми из салона зеркалами, электростеклоподъемниками, но без "кондишена". А насчет "испытывайте" - может быть, лета подождем?

ПУСТИТЕ В "МАТИЗ" ПОГРЕТЬСЯ!

"У! Как теперь окружена Крещенским холодом она!"

А. С. ПУШКИН

- Машина в России должна: первое - заводиться без проблем, второе - иметь отличную "печку"! - заявил как-то известный редакционный скептик.

Боязливо влезая в промерзший насквозь салон "Матиза", невольно ищем недостатки - ледяная дверь еле открылась, внутри темно... Сейчас лениво загудит стартер и притухнут индикаторы - десятидневная стоянка под сугробом, пока шло оформление покупки, да еще с включенной сигнализацией, даром не проходит. Однако на первых же оборотах коленвала моторчик завелся.

Угу, а вот сейчас включим все, что нам нужно - ближний свет фар, обогреватель заднего стекла, вентилятор, стеклоочистители, приемничек - и поедем по московским пробочкам домой: десяток километров за час-полтора осилим. Переночуешь, милый, во дворе - с "жигулями", "москвичами" и бомжами, а утром мы тебя опять откопаем: что-то скажет твой хиленький аккумулятор на 35 ампер-часов?

Но утром желание придираться куда-то испарилось, сменившись давно забытым чувством уверенности. Энергобаланс малышки оказался выше всяких похвал - попав с первой же секунды в тяжелейшие условия коротких городских пробежек при максимальном числе включенных потребителей, она неизменно откликалась на поворот ключа веселым стрекотанием трехцилиндрового моторчика. При этом уже через пару минут из дефлекторов веяло теплом, а минут через двадцать куртки, шубы и шапки неизменно летели на заднее сиденье. Невольно потянуло на подвиги.

В ближайшую субботу елочная игрушка выползла из сугроба и впервые в жизни пересекла границу МКАД...

"МАТИЗ" ЗА ГРАНИЦЕЙ...

Честно говоря, несмотря на безукоризненное поведение в условиях столицы, некое беспокойство все-таки оставалось. Поэтому первые вылазки решили делать короткими - не дальше 300 км от дома. В случае чего, коллеги спасут. Однако спасение не потребовалось.

Добравшись за три часа до Торжка, "Матиз" окончательно "обрусел". Лазит по крутым улочкам, разворачивается в заснеженных дворах и пьет, не закусывая, тверской бензин. Только однажды, когда шаловливой золотистой мордочке захотелось взглянуть на очередной Божий храм, из-под днища раздался неприятный скрежет - глубокая обледенелая колея решила испытать на прочность защиту картера.

Поездки на уик-энды пришлись "Матизу" по вкусу - за Торжком последовали Оптина Пустынь и Козельск, затем - Владимир и Боголюбово. Последнюю поездку смело можно назвать решающей: минус 37° - это, знаете ли... Рука, схватившая без перчатки металлический заправочный пистолет, неделю отходила после обморожения. Досталось и "узбеку": при захлопывании задней двери от нее отвалился пластмассовый декоративный треугольник - наверное, съежился от холода. Впрочем, ударом кулака интерьеру быстро вернули прежний облик, а других претензий не было. Тот же мгновенный пуск мотора - и Ташкент в салоне. Разве что при длительной работе на холостых оборотах стрелка указателя температуры медленно сползает с середины шкалы примерно до четверти... Но на улице было уж очень холодно.

Казалось, отмерив за пару недель две с лишним тысячи километров, приобретаешь моральное право делиться с читателем первыми впечатлениями от елочной игрушки. Но тут вмешалось Большое Начальство:

- Если это автомобиль, то пусть ездит! В пробег - и немедленно!

Да с удовольствием! И не по обжитой трассе, а в настоящую провинцию - без сотовой связи, автомагистралей и передач "Русского Радио"...

В ДЕРЕВНЮ, В ГЛУШЬ...

"В большом городе можно больше увидеть, а в маленьком - больше услышать".

ЖАН КОКТО

Уже на подступах к Переславлю-Залесскому (120 км от Москвы) вновь пробудились сомнения - куда нас понесло? Дело в том, что крепкие морозы неожиданно отступили (всего-то минус 15°!), а потому вместо твердого промерзшего покрытия под колесиками "Матиза" оказалась каша, приготовленная по рецептам местных дорожников, - в каждом уезде своя. Малыш старается изо всех сил и ему это удается - шипованная "Таганка" М-275 155/70R13 неплохо держит дорогу. Однако кое-где идешь в режиме глиссера - все-таки дороги надо чистить, а не пытаться растопить снег там, где он упал. Извините - наболело...

Через Ярославль - ходом: "Матиз" буквально тонет в грязи и не хочет здесь задерживаться. На обводке вокруг Данилова находим нужный поворот налево - к Пошехонью. Здесь "кашу" готовили другие повара, и она не такая противная. Смеркается. Вдали на дорогу выбирается какой-то темный силуэт, похожий на корову. Ой, лось! А вон еще один!

"Матизу" лоси понравились - на родине-то он их не видел. Быстро темнеет, и наша елочная игрушка получает еще один плюсик: за фары. Есть и минус - приборный щиток отражается в боковых стеклах, а это нехорошо.

Шесть вечера: въезжаем в Пошехонье (на картах прежних времен - Пошехонье-Володарск).

НАЗАД, НО НЕ В БУДУЩЕЕ

"Провинция - это место, где после захода солнца неженатому человеку абсолютно нечего делать".

ИЗ ПОЛЬСКОГО ЮМОРА

- Гостиница? А вот - через мостик, через другой, а там увидите такое здание...

Господи, у нас "Матиз" или машина времени? Темный коридор, одинокая лампочка на проводочках, крашенные синей масляной краской стены - брр... Цена - по 125 "рэ" "с носа" - располагала, но все остальное... Переглянулись: едем в большой город.

Восемь вечера - перед нами Рыбинск, он же Щербаков, он же Андропов в разные периоды отечественной истории. Поплутав, находим гостиницу... За пятьдесят "рэ" нашему малышу отводят место прямо перед входом.

Утро пытаемся начать с водных процедур - чумазого "Матиза" нужно вымыть для фотосъемки. Ха-ха-ха... С трудом находим действующую мойку - пацаны соскучились по работе и за 70 рублей придают "игрушке" нужный вид.

Едем в Углич... Летом переправились бы через Волгу на мышкинском пароме, а как сейчас? Предварительные прогулки по Интернету оптимизма не добавили - оказывается, угличская переправа закрыта с 2002 года. Придется ехать аж до Калязина, а там... Обидно: Мышкин - вот он, по ту сторону речки. Настроение начинает портиться.

[Вдобавок дорога, как бы это сказать... В общем, где-то за Охотино с боков стали подступать деревья и сугробы, а под колесами почувствовалась целина. Через несколько минут мы остановились в дремучем лесу. Здесь наверняка водятся медведи и прочие симпатичные существа...

Развернуться нет никакой возможности - с позором пятимся назад. В зеркале видим фары - на нас надвигается UAZ 469. Машем руками и спрашиваем, долго ли тянется такая дорога?

- Да нет! - улыбается водитель УАЗа, - километра три всего.

- А дальше?

- А вот дальше вообще никакой дороги нет! Вам надо вернуться километров на 20 и повернуть на Новую Деревню - там проедете...

Мужик не обманул - в середине дня въезжаем в Углич. Наконец-то нормальный город - с симпатичными домами, новогодними елками, ледяными фигурами на площади.

- Вы из Москвы? - интересуется местный печник. - Я вот к вам переезжаю - заказов полно. А в Калязин дороги нет - через Ярославль надо было... Куда едете-то?

Объясняем, что, вообще-то, в Мышкин, но поскольку переправа в Угличе закрыта...

- Как это закрыта? Никто ее не закрывал - врут ваши писатели. Вон она, плотина - поезжайте!

Через пару часов мы в Мышкине. Ради интереса спускаемся к реке - и не зря. Паром, естественно, не работает - лед на Волге достиг метровой толщины, однако перед нами - длинный участок с открытой водой. Рыболовы насверлили лунок, под тяжестью снега лед просел, вода выступила на полметра наружу - все это нам объяснили мышкинцы. А вон там торчат вешки, а на другом берегу стоят "уазик" и "буханка" - сейчас они поедут сюда. Ага - пошли!

Зрелище эффектное. Машины прыгают по ледяным глыбам, затем ныряют в воду и, наконец, выползают на сушу. "Матиз" тоже съехал на лед, однако штурмовать Волгу отказался: Весьегонск на этом берегу, так что - поехали.

Некоуз, Совково, Октябрь, Красный Холм, Хабоцкое... Не так-то далеко от проспектов и желтых огней Москвы или Питера, но какая же пропасть разделяет эти населенные пункты России! А ведь есть еще и другие - фары "Матиза" выхватывают из придорожного мрака одинокие силуэты бабушек с ведрами, обреченно бредущих куда-то по сугробам среди брошенных домов и скелетов храмов. Под колесами все та же непредсказуемая мерзость - каша неожиданно сменяется огромными булыжниками, которые забыли просеять, высыпая на дорогу песок. К счастью, за последние полдня попалось от силы два десятка встречных машин и пара попутных, что помогло добраться до цели без эксцессов.

Часов в семь вечера въезжаем в Весьегонск - самую дальнюю точку маршрута. Гостиница "Весь" - копия пошехонской, но выбора нет. Тишина на темных улочках кажется абсолютной и непререкаемой. Сотовые телефоны бездействуют - как бы позвонить домой? Голь на выдумки хитра - обнаружив некую вышку, торчащую возле спящего почтового отделения, делаем радостное открытие: в нескольких метрах от нее появляется слабенький сигнал "на пару делений"...

БЕЗ СОЛИ ВКУСНЕЕ

"Как стих без мысли в песне модной

Дорога зимняя гладка".

А. С. ПУШКИН

После вчерашней "полосы препятствий" дорога на Устюжну кажется автобаном. То ли у дорожников кончилась соль, то ли ей здесь никогда и не пользовались, но плотное утрамбованное покрытие, сливающееся по цвету с белоснежными полями, вызвало чувство облегчения. "Матиз" легко бежит на пятой передаче и даже не обижается на то, что вместо паркета под ним - типичная "стиральная доска". Однако после Пестова белое покрытие сменяется привычной грязью, а встречные фуры так и норовят сложиться пополам на крутых спусках. То же - в Боровичах. Но настроение отличное - часам к трем будем в Валдае, а там и до дома рукой подать.

Человек предполагает, а Всевышний располагает... Буквально в паре километров от магистрали М10 справа за заснеженным озером блеснули на солнце купола какого-то храма - это же Иверский монастырь. Пробираемся по узкой перемычке меж двух озер и по вмерзшему в лед понтонному мосту - красота... И потраченное время совсем не кажется потерянным.

Все, теперь - домой. Под колесами почти чистый асфальт - ура! Стрелка спидометра забирается за 120 и... километров через двадцать утыкаемся в хвост длинной-предлинной пробки.

Через полтора часа ожидания терпение лопается - разворачиваемся и едем перекусить. В ближайшем кафе узнаем от дальнобойщиков: образовавшийся из-за аварии завал (девять машин!) расчистят только через четыре-пять часов. Выходит, самое разумное - переночевать в Валдае. Прекрасный двухместный номер в придорожном мотеле с горячей водой, телевизором и прочими благами цивилизации стоит 640 руб. Внизу - магазин, кафе, сауна - недаром здесь так много водителей из Финляндии...

Без пятнадцати четыре утра стартуем - хорошо бы добраться до дома раньше, чем тронутся сотни ночующих вдоль трассы грузовиков. Последний раз заправляемся в Клину и около девяти утра пересекаем МКАД: Москва! За 72 часа пробега пройдено 2050 км и сожжено 137 литров "92-го" бензина. Средний расход - 6,7 л/100 км.

ЧТО У НАС НЕ ТАК?

Чтобы "Матиз" не заболел манией величия, излагаем ниже все негативные черты характера доставшейся нам елочной игрушки.

На морозе не желает срабатывать мастер-замок водительской двери - приходится помогать ему ключом. В салоне темно - двери не оборудованы концевыми выключателями. Крышка перчаточно-вещевого ящика не понимает вежливого обращения и захлопывается только кулаком. Фирменная сигнализация, несмотря на регулировку, периодически начинает реагировать на кошек - придется вторично обратиться на сервис. В мороз обмерзают боковые стекла обеих задних дверей - при том, что в салоне очень жарко. Автомобиль достаточно шумный - хорошо слышен рокот моторчика, а подвеску нельзя назвать бархатной. Расход топлива мог быть и поменьше - декабрьско-январские аппетиты составили от 5,9 л/100 км по загородным просторам до 7,8 л в московских заторах. А еще не понравились слишком короткие нижние подушки передних сидений. Не вызывают восторга и разнокалиберные щетки стеклоочистителей: понадобится поменять - придется покупать два комплекта или переплачивать за фирменные "матизовские".

Такой список минусов вызовет естественное раздражение многих владельцев новеньких ВАЗов или ГАЗов, озабоченных подтеканием масла, заменой хомутов, неработающими "печками" и нежеланием моторов пускаться при температурах, естественных для России. Что ж, может, и в "Матизе" скоро что-нибудь отвалится - тогда узнаем, какова цена гарантии на пять лет или 100 000 км пробега...

Пару слов о габаритах салона - его пятиместность нужно воспринимать философски. Действительно, сзади легко усаживаются три пассажира, не толкая коленками сидящих впереди, но если все трое в полушубках, станет немножко тесно.

* * *

Те, кто упорно считает "Матиз" елочной игрушкой, могут сделать красивый жест и преподнести такую "игрушку" в подарок любимой женщине - хоть на Новый год, хоть на 8-е Марта. Пусть вешает на елку, кладет на полочку или просто ездит в свое удовольствие. А иногда дает поиграть вам...

Готовимся к съемкам.

Понтонная переправа на Валдае.

Переправа через Волгу в районе Мышкина по зубам лишь УАЗам.

Бак невелик - 35 литров. Однако запас хода больше 450 километров.

Типичная деревня в глубинке - ни людей, ни машин.

Форсировать Волгу удалось по плотине в Угличе.

Почти по Джеку Лондону - белое безмолвие и... наш "Матиз".

Ну разве можно миновать Иверский монастырь?

ФОТО / ВАДИМ КРЮЧКОВ

Подпишитесь на «За рулем» в

Крючков Вадим
01.03.2003
Поделиться: