Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хот-род

ХОТ-РОД
Полная версия

ОБОЗРЕНИЕ ЗР

ХОТ-РОД

Словосочетание хот-род (hot rod) дословно не переведешь на русский. Если hot - более или менее понятно (горячий, пришпоренный, крутой), то относительно происхождения rod мнения расходятся. По одной из версий, это сокращение от roadster - родстер. Не будем спорить. Возможно, наши читатели видели хот-роды в американских фильмах, а меломанам они знакомы по видеоклипам известной рок-группы "Зи-Зи-Топ" ("ZZ Top").

Постройку хот-родов называют роддингом - занятием в некоторой степени схожим с нашим почти почившим самодеятельным автомобилестроением, хотя здесь требуется поправка на национальные традиции и различный уровень благосостояния. Для самодельщика-роддера главное - самовыражение и, повторим, приверженность традициям, материальная же сторона - на втором плане. Чтобы получить более полное представление о сущности роддинга, совершим краткий экскурс в его историю.

После окончания второй мировой войны американским автомобилестроителям потребовалось несколько лет, чтобы переосмыслить концепцию автомобиля. 1953 год считается началом эры "детройтского барокко": послевоенные опыты с малогабаритными легковыми автомобилями в основном прекратили и отдали предпочтение машинам гораздо больших размеров, с несравненно более мощными двигателями. Новое поколение автомобилей отличалось также и совершенно новым подходом к стилю. Публике пришлись по душе эти, цитирую дизайнера Раймонда Леви, "сверкающие, претенциозные, оснащенные никчемными деталями" авто, и объем продаж их быстро пошел в гору. В то же время резко упал спрос, а значит, и цены на подержанные довоенные модели, что открыло доступ в ряды автомобилистов людям с невысокими доходами, в первую очередь молодежи. Приверженцами старых моделей оставалась и часть квалифицированных водителей, которым не нравились новомодные "бегемоты на колесах". Они с тоской вспоминали добрые старые времена, когда автомобили лучше слушались руля, были проще в ремонте и обслуживании. Именно из этих двух групп автомобилистов и вышли первые роддеры.

В противовес роскошным и неуклюжим моделям Большой тройки ("Дженерал моторс", "Форд", "Крайслер"), хот-роды изначально были нацелены на достижение высоких динамических качеств. Лучше всего для переделки подходили "форды" начала тридцатых годов - самые дешевые модели с V-образными восьмицилиндровыми двигателями. В Штатах "Форд-V8" - автомобиль, можно сказать, легендарный: во времена "сухого закона" им пользовались гангстеры, ценившие его скоростные возможности и выносливость (кстати, эта модель послужила прототипом для нашей "Эмки").

Роддеры повышали мощность его двигателя всеми известными способами - увеличивая рабочий объем, степень сжатия, изменяя фазы газораспределения, применяя нагнетатели и так далее - насколько хватало смекалки и средств. Для ленивых существовал другой путь - покупка более мощного нового двигателя, что, конечно, обходилось дороже. Дабы снизить массу автомобиля, с него снимали все лишнее: декоративные детали, задние сиденья, крылья, иногда и капот. А чтобы лучше реализовать увеличенный крутящий момент и заодно придать машине некую агрессивность, на задние колеса устанавливали шины большего размера.

Прошло сорок лет. Американцы стали намного богаче, серийные автомобили - несравненно совершеннее, тем не менее роддинг не только жив, но и развивается - появилось несколько разновидностей хот-родов, сформировалась их эстетическая концепция, да и число роддеров увеличилось до... нескольких миллионов. Не будем удивляться этому: сотни мелких фирм производят тысячи наименований деталей, запасных частей, аксессуаров специально для хот-родов, а некоторые, например "Экспери-Метал" ("Experi-Metal") и "Спидвей" ("Speedway"), предлагают и готовые автомобили. И это не считая несметного количества "сопутствующих товаров" - от одежды с соответствующей символикой до великолепных иллюстрированных журналов.

Что же это такое - современный хот-род? В принципе, любой старый автомобиль, переделанный с целью улучшить его динамические характеристики и изменить внешний вид. В основном пристрастия роддеров распространились на самые разные модели начала двадцатых и далее до конца пятидесятых годов. Пальму первенства здесь по-прежнему держит старый добрый "Форд-V8". Но вообще-то классические хот-роды - это те, что построены на базе автомобилей, выпущенных до конца сороковых. Кузова в подавляющем большинстве - родстеры и купе, но встречаются седаны, фаэтоны, универсалы, довольно много и пикапов, так любимых американцами. Конечно, оригинальных машин тридцатых-сороковых годов на всех не хватает, поэтому с каждым годом все больше используют стилизованные, но сохраняющие сходство с оригиналом пластмассовые кузова - продукт серийного производства ряда мелких предприятий.

Область применения хот-родов весьма широка: одни из них построены исключительно для демонстрации на выставках, другие - для гонок на четверть мили по прямой (у таких автомобилей нет даже коробки передач, рулевого управления и передней подвески, а скорость к концу дистанции приближается к 500 км/ч), большинство же предназначено для досуга или просто для повседневных поездок. Но при всем этом существуют общие черты, характерные для всех хот-родов.

Главная особенность такого автомобиля и предмет особой гордости роддера - сверхмощный двигатель. Сегодня это, как правило, "Шевроле" (например, от модели "Корвет"), хотя все еще встречаются пожилые "форды" с "родным" двигателем. Почти все моторы восьмицилиндровые V-образные, рабочим объемом (за редким исключением) от четырех до семи литров. Кроме уже названных способов увеличения мощности, все большее распространение получают электронный впрыск топлива и турбонаддув. Мощность двигателей не приводится (зачастую ее никто и не замеряет), но известно, что с литра рабочего объема в "атмосферном" (безнаддувном) варианте зачастую снимают не менее 100 л. с., а с турбонаддувом - в два раза больше. Путем несложных вычислений можно получить очень внушительную цифру. Конечно, об экономичности и экологичности здесь говорить не приходится.

В роддинге двигателю отводится особая роль, которая не исчерпывается банальным наращиванием лошадиных сил. Каждый мотор - произведение искусства: детали тщательно хромируют, окрашивают, подбирают по цвету. Чтобы не прятать такую красоту, на некоторых хот-родах частично или полностью демонтируют капот. Иногда в нем делают прорезь, из которой чуть ли не выше крыши торчит воздухозаборник.

Вторая особенность хот-рода - характерная "осанка", обусловленная разными размерами передних и задних колес. Передние часто стандартные, а задние - большего диаметра. Ширина покрышки может достигать полуметра. Создается впечатление, что автомобиль "носом роет землю". В зависимости от степени оригинальности хот-рода ходовая часть тоже претерпевает различные изменения: усиливают раму и мосты, между моторным отсеком и салоном помещают защитную перегородку, ставят более мощные тормоза, пружины и рычаги подвески, жесткие амортизаторы, стабилизаторы и т. д. Все видимые элементы шасси - мосты, подвески хромируют, так же как и двигатель, и выхлопные трубы, что при отсутствии чисто декоративных элементов придает хот-родам своеобразный вид.

Но все-таки лицо хот-рода - его кузов, по типу которого различают несколько разновидностей. Самый бескомпромиссный, экстремальный вариант - прямой потомок первых хот-родов "highboy" (в переводе - "комод"). Это по существу "фюзеляж", колеса и ничего лишнего. Несмотря на стесненность рамками традиции, не скажешь, что машины страдают отсутствием индивидуальности: каждый роддер - художник, а потому металлический или пластмассовый кузов для него - всего лишь чистый холст. Чего только с ним не делают: укорачивают, удлиняют, почти всегда уменьшают высоту за счет верхней части, превращая и без того небольшие окна в некое подобие бойниц. Те, у кого буйная фантазия, украшают свой автомобиль художественной росписью: особенно популярны языки пламени, охватывающие носовую часть. О качестве окраски и отделки говорить не будем - это надо хоть раз увидеть.

Любовь американцев к комфорту известна, и роддерам в этом смысле ничто человеческое не чуждо. Салоны хот-родов обивают натуральной кожей, оснащают самыми современными сиденьями, приборами и оборудованием: мощными стереосистемами, кондиционерами и всевозможными электроприводами (на многих автомобилях даже нет дверных ручек - их заменяют электромагнитные замки).

В современном роддинге есть самостоятельное направление под названием "custom". Автомобили в этом стиле отличаются от хот-родов более "нормальными" кузовами и колесами, хотя и у них очень мало общего с оригиналами. Но что важно подчеркнуть: здесь используют те самые автомобили начала пятидесятых годов, которые, собственно, и стали виновниками появления хот-родов. Выглядит это как своего рода месть: старый "Шевроле" или "Меркурий" начиняют самыми разными деталями, уменьшают дорожный просвет и высоту кузова, снимают декоративные украшения (остальное по вкусу) - и получается автомобиль вроде того, который в фильме "Кобра" разбил одноименный герой в исполнении Сильвестра Сталлоне.

Обзор будет неполным, если не сказать о том, что к хот-родам начали проявлять интерес гиганты американского автомобилестроения. Речь идет о "Крайслере".

"Первая ласточка" - "Плимут-Проулер" был показан в Детройте в 1993 году в качестве концепт-кара и сразу вызвал бурю эмоций. Еще бы: до сих пор ни одна из крупных фирм не занималась хот-родами, да еще такими. Обладая всеми их атрибутами - огромными задними колесами с шинами размером 335/35-20, открытым кузовом с низко опущенным утюгообразным "носом", высокими боковинами и низким ветровым стеклом, "Проулер" тем не менее производил впечатление автомобиля будущего.

В начале 1996 года на том же Детройтском автосалоне этот авангардный хот-род был представлен уже как серийная модель. За три года в его конструкцию внесли кое-какие изменения: появились подушки безопасности для водителя и пассажира, автоматически убирающийся жесткий верх уступил место более простому - мягкому ручному, что позволило увеличить багажник. Задние колеса стали на 100 мм уже, что в сочетании с более массивными бамперами и фарами большего размера немного поубавило "агрессивности" в облике машины. И все же "Плимут-Проулер" - один из самых экзотических автомобилей, когда-либо появлявшихся на дорогах, и его цена - 30 тысяч долларов - отнюдь не выглядит чрезмерной. К тому же и оборудован он что надо: стеклоподъемники, зеркала, замки снабжены электроприводами, в аудиосистему входят стереомагнитола, проигрыватель компакт-дисков и семь динамиков (на двухместном-то автомобиле!); есть кондиционер.

Названная выше не очень большая, по американским меркам, цена - следствие широкой унификации с седанами серии LH по двигателю, трансмиссии и прочим узлам. V-образная "шестерка" объемом 3,5 л и мощностью 240 л. с., четырехступенчатая автоматическая коробка передач, объединенная с главной передачей (ведущие колеса, естественно, задние), обеспечивают максимальную скорость 230 км/ч и разгон до 100 км/ч за 5,2 с. Оригинально решена проблема "живучести": вместо того чтобы втиснуть в маленький багажник большую запаску, на "Плимут-Проулер" ставят специальные шины, не боящиеся проколов.

Другая модель хот-рода от "Крайслера" - "Атлантик", в отличие от "Плимута", пока только концепт; он дебютировал в Детройте в 1995 году. Если стиль "Проулера" навеян американскими автомобилями пятидесятых-шестидесятых годов, то "историческая родина" "Атлантика" - Франция тридцатых. Впечатляют его размеры: четырехместное купе длиной более пяти метров опирается на огромные колеса, обутые в шины размером 235/55-21 спереди и 265/50-22 сзади. Уникальный рядный восьмицилиндровый двигатель объемом "всего" четыре литра, но мощностью 325 л. с. спрятан под капотом длиной чуть ли не в пол-автомобиля. Внутри "Атлантик" так же роскошен, как и снаружи. О серийном производстве речь пока не идет, однако пример "Плимута-Проулера" наводит на мысль, что для "Крайслера" нет ничего невозможного.

Кино, телевидение и пресса делают свое дело: роддинг приобретает все большую популярность в мире. Тем не менее хот-роды остаются дорогими игрушками, и вряд ли в какой-либо из стран это явление достигнет такого размаха, как в богатой, безумной Америке.

Дмитрий ЮРАСОВ

"Крайслер-Атлантик" на берегу Атлантического океана.

Кузов старенького "Форда" с современной "начинкой".

Шасси хот-рода на автосалоне в Лас-Вегасе.

"Плимут-Проулер" - серийный экземпляр.

Современный кузов стилизован под старину.

Много хрома и кожи - салон классического хот-рода.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.1997
Поделиться: