Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

ОСАГО дорожает: «гражданка» с запросами

По общему мнению, ОСАГО работает плохо, довольных выплатами – единицы. Минфин предлагает внести в правила изменения и… в очередной раз пересмотреть тарифы. Увы, это вряд ли приведет к улучшению работы системы.
Полная версия

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что предложения по пересмотру тарифов базируются на желании «повысить качество услуг». Но если законопроект примут, ничего, кроме дополнительных затрат, мы не получим.

Основные предложения Минфина касаются увеличения страховых выплат: если пострадало железо – со 120 до 400 тысяч, а в случае причинения вреда здоровью – до 500 тысяч рублей вместо сегодняшних 160 тысяч. Еще планируют расширить круг лиц, имеющих право на компенсацию в случае смерти участника ДТП. Деньги за погибшего смогут получить не только нетрудоспособные близкие родственники, как сейчас, но и работающие члены семьи.

Сейчас, чтобы получить деньги на лечение, нужно собрать огромное количество справок, пройти судебные экспертизы… Даже если вы подготовили все необходимые бумаги, получить компенсацию за утраченное здоровье фактически нереально. Страховые компании платят только за то, что не входит в рамки обязательного медицинского страхования. Да и выплатят деньги в лучшем случае спустя 30 дней, отведенных на рассмотрение заявления. Сами суммы выплат по здоровью минимальны. Они составили 0,06% всех страховых выплат! Предложение Минфина – разработать специальную таблицу, где будут прописаны все случаи ушибов-переломов. Новая система может упростить процесс. А компенсации по здоровью должны принять вид фиксированных сумм. Сломал в аварии руку? Получи по прейскуранту 50 тысяч. Затратил больше – попытайся компенсировать разницу, представив необходимые документы.

Страховым компаниям предлагают устанавливать стоимость полисов самостоятельно, но в пределах, обозначенных государством. При таких условиях начнется тарифная битва. Небольшие и не слишком щепетильные компании могут продавать полисы с максимальными скидками: главное – собрать деньги, а что потом – посмотрим. От подобного подхода могут пострадать не только добросовестные компании, но и тысячи клиентов.

Еще предлагают потерпевшим получить страховку не деньгами, а услугами автосервиса – как по договорам страхования каско. Хотя и сейчас есть такая возможность: многие компании давно практикуют такую услугу.

Сейчас убытки от аварии можно покрыть, обратившись не в страховую компанию виновника, а в свою. Согласно новому проекту следует обращаться только к своему страховщику. При этом сохранятся прежние условия: участников ДТП двое, нет пострадавших людей, помяты лишь железки.

По статистике, к этой категории относится большинство аварий. И страховщики давно договорились между собой, что компания потерпевшего клиента получает от страховой виновника фиксированную сумму: 12 тысяч на ремонт отечественного авто, 23 тысячи – на иномарку. Как правило, этих денег хватает на выплату по закону, с учетом износа (но не на ремонт!), и страховщиков такое положение вещей устраивает. Если же затраты на ремонт больше, страховщики под любыми предлогами отказывают в выплатах по прямым обращениям (то есть в свою компанию). По новым правилам, страховщик не сможет отказать.

Есть дельные предложения в новом проекте, но в целом потуги Минфина похожи на попытку сделать косметический ремонт в квартире, где требуется капитальный. Большинство пострадавших недовольно двумя вещами: волокитой при оформлении и неполной выплатой денег. Минфин пытается бороться с этим, увеличивая сборы с автомобилистов. Хотя задачу можно решить проще, без дополнительных поборов.

Необходимо принять единый стандарт, по которому эксперты рассчитывали бы стоимость восстановления автомобиля. И всё! Меньше будет спорных вопросов, быстрее и точнее выплаты. Но ОСАГО работает уже 10 лет, а единой методики нет до сих пор! Порой одна и та же экспертная организация для одной и той же разбитой машины готова дать два разных расчета: для страховой компании (заниженный) и для владельца машины (завышенный; об этом мы уже писали в ЗР, 2011, № 7). Но похоже, что единый документ страховщикам совсем не нужен – гораздо выгоднее договориться с Минфином об увеличении сборов. И занижать выплаты потерпевшим в авариях, пользуясь брешью в законе. Мы возражаем против такого решения.

В МИНФИНЕ РАЗРАБОТАН ПАКЕТ ПОПРАВОК К ЗАКОНУ ОБ ОСАГО. ЕСЛИ ОНИ ВСКОРЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ, ЦЕНА ПОЛИСА ПОВЫСИТСЯ, ПО РАЗНЫМ РАСЧЕТАМ, В 1,5–2 РАЗА.

Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
18.10.2012
Поделиться: