Путешествия
МаршрутыНа выходныеС детьмиЗа границуКараванинг

Трасса Москва — Пeтербург: по-трезвому

Анекдот дальнобойщиков: почему гитлеровцы обошли Вышний Волочек? Боялись застрять в пробке, где дорога М10 идет через центр города. Жители Волочка подхватили побасенку — с шуткой проще жить, когда большегрузы круглосуточно елозят по мозгам.
Полная версия

Москва - Санкт-Петербург

Москва - Санкт-Петербург

На «аншлаг» не рассчитана

Впрочем, вязких пробок на многострадальной трясине... извините, трассе Москва - Санкт-Петербург много, так что зло острить  обитатели  каждого придорожного населенного пункта  вправе.

Заторы образовались в удачные для экономики годы, когда грузопотоки по железной дороге между столицами возросли в разы, поезда пошли с интервалами трамваев. На волне высокого спроса РЖД «привело в соответствие» тарифы на перевозки. Для владельцев грузов расходы на транспортировку по ж/д стали неподъемными — и эшелоны свернули на асфальт: так дешевле. Не такая уж это и метафора: практически на всех 700 км автотрассы днем и ночью сплошняком тянется «поезд» из кузовов и фур, а в просветах между ними под колесами путаются легковушки.

Пробка машин на трассе М10, где она пересекает одну из центральных улиц Вышнего Волочка. На перекрестке светофор. "Хвост", начинающийся за ним, тянется за границы города. Время проползания от околицы до выезда (в обе стороны) от полутора часов.

Старенькая узкая трасса на такой «аншлаг» не рассчитана. Расширять же ее бессмысленно. Если в безлюдных местах и можно бы, то в городах и поселках стеной стоят придорожные строения — и «бутылочные горлышки» все равно тормозили бы автопоток… Словом, позарез нужна новая магистраль.

Заплати, чтобы заработать

Как минимум в 2015 году она появится, если не раньше. Во всяком случае, на 72-километровом участке в обход Вышнего Волочка генподрядчик, ОАО «Мостотрест», опережает график.

Из 46,5 млрд руб., в которые обойдется строительство участка, 90% платит госказна, 10% — сам «Мостотрест». Вряд ли акционеры треста спали и видели, как бы это вложить в дорогу миллиарды рубликов. Скорее, предложением, от которого невозможно отказаться, стала жесткая позиция стратегов строительно-дорожной отрасли: финансировать развитие дорог в РФ следует по принципу государственно-частного партнерства. Госбюджет, мол, не резиновый. Так что, если хотите заработать на участии в строительстве, поучаствуйте в инвестициях.

Отсюда причины поторапливаться на стройке. «Мостотрест» — частная компания, и ей, как исполнителю, выгодно поскорее освоить капиталовложения на этом объекте, чтобы перебраться  зарабатывать на следующий (не говоря уж о том, что график «давит»). А поскольку она еще и соинвестор, выгодно, чтобы быстрее пошел возврат денег через взимание платы за проезд. Ведь будущая скоростная трасса — платная…

Здесь сработает читательская реакция: они, конечно, поторопятся и заработают, а качество — «как всегда»?

Вопрос вопросов! С этого места о качестве - подробнее.

 Понуждение к качеству

Когда перережут ленточку и откроют движение, «Мостотрест» не будет, как ветер, свободен от обязательств. Его договор с компанией «Автодор» (представляющей интересы государства) называется «контракт жизненного цикла»: следующие 22,5 года (!) фирма-строитель обязана обеспечивать рабочее состояние дороги. Если что (от провала асфальта до загрязнившихся катафотов на отбойниках), за свои средства будет обязана все приводить в порядок. (Кстати, с генподрядчиками на всех восьми участках М11  — дороге присвоен такой индекс — заключены и будут заключаться именно такие контракты.) Чтобы не терять потом, строители вынуждены прокладывать и обустраивать трассу предельно качественно. Но смогут ли?

Так было десятилетиями: контингент на прокладке дорог — вечно уставшие люди-лопаты, по брови в грязи, с потухшим взором. Часто под градусом, потому как для сугреву. Начальники — чисто комиссары, разве без нагана (Дайошь!..). Безрадостным был их труд — потому дороги такие же…

Руководитель всего участка строительства Александр Лустин. Не суров, как его далекий коллега, но результат есть: работы ведутся с опережением графика.

Сейчас не иначе? Мы проехали десяток километров по песчаной насыпи под будущую трассу (местами по нижнему из трех слоев асфальту — два верхних укатают перед пуском участка), общались со строителями.  Эти — другие, начинаешь верить: они способны все сделать по уму.

Техника самая современная. Самосвалы — Volvo (КамАЗов всего несколько, и те на технологическом подхвате), тяжелые дорожно-строительные механизмы чаще всего от Caterpillаr (если кто не знает, это как Mercedes среди легковушек)… Людей с лопатами никто не отменял, но мы встречали их редко, разве на доводке.

Первый слой асфальта. Перед открытием трассы положат еще два.

Космос для бульдозера

В глухом лесу, где на просеку выходят волки, лисы и медведи, все забито не просто технической роскошью — она с электроникой. Года полтора назад мы писали, что строители трассы «Дон» оборудовали грейдеры аппаратурой 3D. На каждом отрезке дороги, связавшись с GPS-спутниками, она ведет дорожные машины по проектным параметрам (высоте, ширине и протяженности), сравнивает со сделанным и в режиме on-line подсказывает через дисплей, на сколько нужно поправить.

— Наша аппаратура даже лучше, — рассказал  руководитель проекта вышне-волочковского участка Алексей Комаров. — Если раньше она обеспечивала точность  по ширине полотна ±5 см, то теперь ±1 см. Больше того, после модернизации она может быть помощником не только на грейдерах, но и бульдозерах, экскаваторах, асфальтоукладчиках.

Совсем не выглядит большим начальником руководитель проекта Алексей Комаров. Главное, чтобы обеспечивал результат.

— Но ведь это, наверное, дорого?

— 15-20 тыс. евро, в которые обходится компьютерный комплекс, окупаются быстро. Не только за счет роста производительности, но и за счет экономии материалов: меньше расходуем песка, щебенки…  Эти материалы не самые дорогие, но асфальт... Раньше, если «подушка» полотна  спланирована с огрехами, проседания и ямки приходилось заполнять асфальтом. Теперь — нет. Сосчитайте эффективность нынешней точности асфальтоукладчика: 4 см кромки умножьте на 35 см толщины слоя и еще на 70 км участка трассы.

— Скажите, Алексей, способны совладать с компьютерами взрослые дядьки, которых у вас много?

— Спросите самих дядек.

 3D все возрасты покорны

Евгений Расстегаев на грейдере 15 лет. Укладывал взлетные полосы аэропорта Домодедово, полотно трассы «Дон». Уже это — показатель квалификации. С аппаратурой 3D работает четыре месяца.

Дисплей установки 3D в кабине грейдера. Если всмотреться, прибор показывает размеры до тысячных долей.

— Трудно осваивали?

— Три дня. Специалисты объяснили, как включать, на что нажимать, — и все.

— Если аппарат ломается, наладчиков, наверное, приходится ждать подолгу  — сюда поди доберись! А это простои, потеря заработка…

—  Обслуживает аппаратуру наш геодезист — его обучили. И потом, за все время компьютер ни разу не сбоил. А если разладится, сам подаст сигнал.

— Но вы-то со своим опытом, наверное, могли бы и так, без 3D?

— Мог бы, да хуже. Я задание ввел, и он сам управляет. К рычагу управления лопатой-отвалом не прикасаюсь. Компьютер дает команды, срабатывают исполнительные механизмы — лопата пошевеливается. Но дело даже не в этом. Если вручную, обычно довожу плоскость «в ноль» за четыре прохода, а с 3D — за два.

 

Рпастегаев

Трест непьющих

— Спарка грейдериста с 3D может быть еще продуктивнее, — дополнил руководитель производства Александр Лустин. — Скажем, если на машине без аппарата, в среднем, можно обработать 100-150 погонных метров за смену, то с 3D — по 500-600. Но это не значит, что машину с компьютером доверим любому.  Первого подвернувшегося не принимаем: смотрим, какой стаж, на каких объектах работал, почему уволился с предыдущего места, в каких отношениях с алкоголем…

— Хотите сказать, у вас «сухой закон»?

— Нет,  мужик вправе после смены принять рюмку, чтобы лучше спалось. Но каждый знает, что наутро ему предстоит пройти обязательный алкоконтроль. Это правило не только для водителей автомобилей. Если же кто-то начнет шататься по жилгородку, комендант угомонит. А на следующий же день к «шатуну» применят меры.

 

В машине, по пути к следующему участку, как только зашел разговор о качестве, один из прорабов предупредил: вот приедем, обязательно застанем от одного до трех контролеров, они в желтых или салатовых жилетах. Увидели: этот контролер отслеживал температуру только что укатанного асфальта по специальному термометру его втыкают в массу. Если хотя бы на градус выше или ниже пределов допуска, асфальт перестилают.

Неотъемлемая часть контракта

Необходимое дополнение. Дорогу намечено вводить не всю целиком, а по мере готовности участков и соединять их с действующей трассой. Таким образом, будут существовать временные схемы обходов «пробочных» мест. Естественно, это облегчит движение до времени пуска  новой магистрали полностью.

Здесь это называют "красить траву". За шуткой большое дело, которое непосвященными воспринимается как "трава и так растет". Так да не так. С помощью брандспойта на откосы распыляют "жидкие семена" (в смеси и удобрения). Чтобы появились уверенные всходы,нужно две недели. И откосы насыпи укреплены развитой корневой системой. Это тоже качество качество полотна.
Откосы после двух недель после "покраски травы". Кстати, то, что внизу, строители за болото не считают, так, лужица. Настоящие болота в другом месте. Из 70 км участка трассы только на трех сейчас нет насыпи, именно из-за болот. Раньше воду отводили мелиораторы, теперь это признано неэффективным и ненадежным способом вода возвращалась. Нынче вбивают тысячи свай, а если и этого недостаточно, почву замораживают и только тогда делают насыпь. А вот так надежно.
 

Подпишитесь на «За рулем» в

07.11.2012
Поделиться: