Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Держать температуру!

ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

Не перепутай!

ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

Термостат - прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.

Сергей МИШИН

Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы двигателя.

На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:

2101 - такими комплектуется вся вазовская "классика", начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).

2121 - для "Нивы". По начинке практически "ноль первый" термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" VAZ 21213 стоит термостат 2101.

2108 - следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) - предназначено для двигателей "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. "Восьмерочный" термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса... "про запас".

Патрубки термостата 2108 расположены почти как на "ноль первом", но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.

2110 - конструктивно повторяет "восьмерочный", у него почти те же характеристики (циркуляция по "большому кругу" начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).

На VAZ 2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и "восьмерочный" термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.

Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при повышенной температуре переключается на "большой круг" с опозданием.

2112 - термостат следующего поколения - для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).

Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей.

К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.

Как уже отмечалось, у двигателя "Самары" более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°.

Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с двигателями 21083, номер 2110-3828010). При этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предусмотрено применение и нового блока предохранителей - европейского типа.

Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: "661" (для классики) или "66" (для "самар" и "десяток"), на старых - ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.

Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот - ни в коем случае! Контакты "сто восьмых" просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации - датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 - придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.

Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.

P. S. Когда верстался номер, нам сообщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке теперь будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, ближе к стенкам. В этом случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более надежно.

Термостаты вазовских автомобилей: 2101 - слева, 2108 - в центре, 2110 - справа.

В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.

Термостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие "малого круга".

На донышке термостата указана температура начала срабатывания.

Датчик включения электровентилятора системы охлаждения.

Подпишитесь на «За рулем» в

Мишин Сергей
01.04.2000
Поделиться: