Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ГАИКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Проверки у дороги

ПРОВЕРКИ У ДОРОГИ
Полная версия

АКТУАЛЬНО

/АВТОЗАПРАВКА

ПРОВЕРКИ У ДОРОГИ

ИНОГДА ПОД ВИДОМ ТОПЛИВА В БЕНЗОБАК МОГУТ НАЛИТЬ ТАКОЕ...

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

По данным Российского топливного союза, в "образцовой" Москве сегодня продается 17%, мягко говоря, "некачественного" бензина, а в целом по России - около 40%. В разных регионах эта цифра "гуляет". Например, в Московской области, которая начинается в 20 км от Белого дома и здания Госдумы, - 46%.

Позвольте, а как же система контроля АЗС, санкции в виде штрафов, изъятия лицензий, суда, наконец? Чтобы составить представление о том, как это все действует, было решено выехать за пределы Москвы в рейд.

При слове "рейд" почему-то всегда вспоминается война и бородатые партизаны, нападающие глубокой ночью на вражеский штаб. Или работники прокуратуры с помощниками в масках, врывающиеся куда-то, чтобы изъять секретные бухгалтерские документы. Как бы то ни было, рейд, который мы проводили совместно с работниками транспортной инспекции в Твери, представлялся поначалу как событие из ряда вон выходящее. Ожидался, как минимум, внезапный "наезд" на АЗС с попыткой автозаправщиков замести следы преступлений... Ничего подобного не случилось.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ТВЕРИ

В рейд по качеству бензина Сергей Данилов, ведущий специалист Российской транспортной инспекции по Тверской области, отправился на редакционном автомобиле ЗР. В автопарке инспекции машин немало: есть УАЗы, "жигули", "нивы", и все они практически весь январь простояли на приколе - не было денег на бензин. Министерство не перечислило.

Первая же АЗС, к которой мы подъехали, как картинка: выкрашенная в яркие цвета, новая, современная, все ТРК (топливно-раздаточные краны, по-простому "пистолеты") германского производства, обслуживающий персонал одет в чистую форму... Загляденье! В городе и на трассе Е-95 владелец - фирма "Ратмир-Сервис" содержит еще 11 АЗС, и все, говорят, такие: с мойками, шиномонтажом, кафе.

Сергея Данилова здесь, видимо, хорошо знают - беспрекословно пропускают во все помещения, выдают требуемые документы. Просмотрев их, он выходит удовлетворенным - все в порядке. Мы, правда, про себя удивились: никаких проб топлива инспектор не делал. Но он ведущий специалист - ему и виднее...

Следующая красавица АЗС принадлежала другой крупнейшей местной сети - "Концерн "Европа". Все документы, лицензии и сертификаты на топливо тоже в полном порядке. Впрочем, далеко не все 223 АЗС Тверской области могут похвастать современным европейским оборудованием. Да и местные водители рассказывают многочисленные "страшилки" про "стукнувший" сразу после заправки движок. Особенно много нареканий на бензин фирмы "Макон" - говорят, что те делают его по так называемой "весельной" технологии, смешивая вручную в примитивных емкостях газовый конденсат (октановым числом 45!) с различными присадками. Страшно представить, что будет с двигателем после знакомства с таким "бензином"... А что думает по этому поводу защитник наших с вами интересов - транспортная инспекция?

- До нас доходили подобные разговоры об этой фирме, - говорит начальник отделения Геннадий Бердников. - Но, к сожалению, мы не можем это доказать. Проб топлива не делаем - единственная лаборатория в области, которая может провести квалифицированный анализ, принадлежит АО "Тверьнефтепродукт" (которое, в свою очередь, принадлежит "Сургутнефтегазу"), куда нас не допускают.

Так что пока за качеством бензина в Тверской области следят по бумагам, предоставленным... самими АЗС. А вы можете себе представить владельца бензоколонки, который покажет инспектору документ о том, что его бензин не соответствует ГОСТу? Такому место не в бизнесе, а в сумасшедшем доме...

- Ни одного случая, чтобы мы наказали какую-то фирму за торговлю некондиционным топливом, оштрафовали или отозвали лицензию, не было, - честно признается Сергей Данилов. - Если наказывали, то в основном за нарушения правил противопожарной безопасности или ГОСТов при проведении строительных работ.

А КТО НЕ ХОЧЕТ...

Что происходит в других городах и регионах, узнать, к сожалению, непросто: с некоторых пор Российская транспортная инспекция в большинстве субъектов федерации (Тверь в их число пока не попала) контролем качества топлива не занимается, оставив эту грязную работу неизвестно кому (зато, сохранив по-прежнему "сладкие" функции - лицензирование АЗС и перевозочной деятельности). Поэтому никаких статистических данных РТИ не имеет. Короче говоря, у государства нет сегодня единой политики в этом, отнюдь не второстепенном деле и заниматься качеством топлива в стране может кто хочет. А кто не хочет, может и не заниматься. Вроде бы совершенно не важно, что зальют в бензобаки тридцати с лишним миллионам российских автомобилей, сколько после этого проживут их движки и сколько денег утечет в "тень". Такая, видите ли, ерунда...

Правда, в некоторых регионах России флаг, выпавший из слабых рук транспортных инспекторов, обещают подхватить работники создаваемых в недрах Министерства топлива и энергетики инспекций нефтяных. Их на это сподвиг приказ уже бывшего министра Калюжного. Но опять же неизвестно, в каких регионах нефтеинспекции уже созданы и выполняют свои обязанности по проверкам качества топлива, а в каких - только собираются. Один положительный пример нам уже смогли привести - нефтеинспекция Тюменской области. Там молодой отдел контроля качества нефтепродуктов взялся за дело рьяно: в прошлом году его инспекторы отобрали почти полторы тысячи проб на нефтескладах и АЗС. По результатам анализов 287 (20,3%) из них признаны не соответствующими требованиям ГОСТа и ТУ по показателям качества (выше всего - 28,3% - претензий по дизельному топливу). Забраковано 13 757 тонн нефтепродуктов почти на 100 млн. руб., у четырех предпринимателей были приостановлены лицензии, 12 руководителей АЗС привлечены к административной ответственности, а по наиболее злостным нарушителям информация была передана в правоохранительные органы и прокуратуру. Таковы данные только по одной области.

СПАСИБО ЗА ШТРАФ...

Это, конечно, радует, что хотя бы в Тюмени поймали за руку тех, кто разбавляет бензин и подмешивает в него всякую гадость, и что они будут наказаны. Только вот как?

- Проблема в том, что наказания, установленные по закону, неадекватны серьезности нарушения, - считает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. - Штраф за продажу некачественного бензина - 50 МРОТ, то есть меньше 200 долл. Это просто смешно! Нечестный предприниматель, используя разные лазейки, за день может получить прибыль, в сотни и тысячи раз превышающую этот штраф! И механизм отбора лицензии очень сложный - это сделать может только суд, и у транспортной инспекции нет для этого ни сил, ни специально подготовленных юристов, поэтому максимум что делается - отзывают временно (на 3 месяца) лицензию. Так что результаты проверок часто остаются лежать мертвым грузом...

Согласен с ним и Александр Завражин, начальник отдела лицензирования АЗС, экологии и безопасности на транспорте Московской транспортной инспекции (может быть, единственной транспортной инспекции России, где регулярно отбирают пробы на качество топлива).

- У нас нет радикальных мер воздействия на нарушителей. В декабре прошлого года мы обращались в правительство Москвы с просьбой увеличить штрафные санкции до 1000 МРОТ, но получили отказ - это противоречит действующему КоАП, где верхняя планка штрафов установлена в 100 МРОТ. Московская городская дума два года назад приняла специальный закон "Об ответственности за реализацию некачественного моторного топлива", где сказано, что в случае продажи ГСМ, не соответствующих ГОСТам, незаконно полученная прибыль изымается. Только вот никто не может пока сказать, как именно подсчитать размер этой незаконно полученной прибыли, а также объяснить, как ее изымать. Разработчики закона не прописали такой механизм.

Словом, в нашей "правовой" стране можно по закону (!) легко схлопотать 15 суток ареста за спор с инспектором ГИБДД и по закону же - регулярно гнать "бензин" из газового конденсата, получать при этом сверхприбыли и время от времени платить штрафы из карманных денег. Вот такая "логичная" политика у нашего государства! Хотя, если не проверяют качество топлива - нечего и наказывать. Есть логика...

Больше всего такое положение изумляет иностранцев. Джефф Фрэнкс, глава представительства "Бритиш Петролеум" в России, никак не может понять, что же это за "честная конкуренция", когда одни вкладывают капитал в строительство современных автозаправочных комплексов, следят за качеством топлива, а в это же время рядышком можно совершенно спокойно продавать под видом бензина непонятно что и уходить еще при этом от налогов.

Господин Фрэнкс работал во многих странах, но такого не встречал нигде. Возмущенный, он разослал письма во все заинтересованные инстанции, где предложил ввести жесткую систему штрафов, чтобы исключить случаи продажи некачественного топлива. Например, обнаружили незначительные отклонения от ГОСТа - АЗС или поставщик топлива выплачивают штраф 1000 долл.; отклонения значительные - штраф увеличивается до 2000-10 000 долл. Попался во второй раз - плати от 4 до 20 тыс. долл. и проверять тебя будут не реже раза в месяц. Ну а если и в третий раз нарушил - АЗС должна быть закрыта на срок не менее 3 месяцев, а поставщику запрещено работать на рынке в течение года. Меры, конечно, строгие, но справедливые. По словам г-на Фрэнкса, подобные существуют во всем цивилизованном мире. Только не у нас...

Так должно быть везде! Пробы отбирает специалист московской транспортной инспекции.

Современные АЗС - это еще и место, где можно перекусить, отдохнуть, позвонить домой...

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2001
Поделиться: