Титулы и премьеры
ТЕХНИКА
/ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ
ТИТУЛЫ И ПРЕМЬЕРЫ
КАКИМ БУДЕТ ГРУЗОВИК НАЧАЛА ВЕКА?
ТЕКСТ / БОРИС ХУБАЕВ
Первый в наступившем столетии "грузовой" салон прошел в Брюсселе. В связи со сменой веков его организации уделили особое внимание, задействовав под экспозицию все 12 павильонов огромного выставочного комплекса "Эйсель".
Современный грузовик - настоящее произведение искусства и высокой технологии. Объективно выбрать лучший - задача практически неразрешимая, однако титул "Грузовик года" прижился. Ну да ладно - журналисты, надувая щеки, присваивают баллы, производитель жмурится от оказанной чести и фотовспышек, а потребителю - зрелище. В этом году "фишка поперла" немецкой фирме MAН. Ее тягач MAН TG-A заработал 114 очков против 44 у "Рено-Мидлум" и 29 у "Вольво-FL".
Однажды мне довелось беседовать с руководителем крупной европейской фирмы - производителя грузовиков. В основе конкурентоспособности автомобиля, по его мнению, лежат грузоподъемность, максимальная скорость (что в сочетании дает наивысшую производительность) и имя фирмы. Первое и второе ныне даже не обсуждается: давно достигнуты пределы, определяемые транспортным законодательством. А вот имя... Оно стало играть еще более важную роль, чем раньше.
Фирма MAН была и остается одной из ведущих в Европе, подтвердив это в очередной раз лауреатством своего автомобиля.
Упомянем для начала серию из пяти новых многоклапанных дизелей - рядных шестицилиндровых мощностью 310-510 л. с. Разумеется, все отвечают нормам Евро III по токсичности и уже сертифицированы под Евро IV 2005 года. MAН решил эту задачу "своим путем", применив внешнюю систему рециркуляции выхлопных газов, часть которых, охлаждаясь в теплообменнике, снова поступает в двигатель в смеси со свежим воздухом. Тем самым, снизив содержание кислорода во всасываемом воздухе, уменьшают количество окислов азота, выхлоп становится намного чище, а мотор укладывается в жесткие требования.
Удобство, комфорт и отделка новой кабины TG-A - выше всяких похвал. Конструкторы позаботились о водителе и на случай столкновения: кабина, где надо, стала жестче, а передок - энергоемкий. Дисковые тормоза всех колес управляются электронной системой EBS, в фарах - ксеноновые лампы.
Нет ничего приятней вида спящего конкурента, говорят деловые люди. Помня это, другие фирмы тоже "бодрствуют" - если и не выдают совсем новые модели, то постоянно их модернизируют.
Лозунг компании ДАФ - "управляй своим делом" (Drive your business). И они управляют... Новая серия LF развозных грузовиков (полная масса 6-18 тонн) - тому подтверждение. Она идет вслед за более тяжелой серией CF, недавно показанной во Франкфурте. Да и флагман фирмы - дальнобойщик 95 XF с мотором 530 л. с. и новой кабиной появился лишь в прошлом году.
Автомобили серий LF и CF будут делать на заводе "Лейланд" в Великобритании, который, как и завод ДАФ, принадлежит компании "Паккар". Та, в свою очередь, выпускает для них двигатели, разработанные по ее заказу американской фирмой "Камминс". Двигатели, естественно, вполне современные: здесь и "коммон рейл", и по четыре клапана на цилиндр, и турбонагнетатель "Хольсет" с интеркулером для всасываемого воздуха. Электроника регулирует работу двигателя, "зная" его обороты, температуру, расход воздуха, давление в гидроаккумуляторе "коммон рейл" и положение акселератора.
У фирмы "Скания" тоже премьера: магистральный тягач с уже известной кабиной, но новой 12-литровой "шестеркой" мощностью 470 л. с. и моментом 2200 Н.м. Он соответствует нормам Евро III, относящимся к новым моделям с октября 2000 года и ко всем новым автомобилям с октября 2001 года. Кроме впрыска топлива под высоким давлением через насос-форсунки ("Скания-HPI"), разработанного совместно с фирмой "Камминс", новый двигатель оснащен системой "турбокомпаунд", использующей энергию выхлопных газов. Рост мощности с - 420 до 470 л. с.
А что же другие киты, в частности "Даймлер-Крайслер"? Появившийся пять лет назад тягач "Мерседес-Актрос" и сейчас еще настолько хорош, что не нуждается в замене. Автомобиль прекрасно продается - как, впрочем, и другие модели фирмы.
Сразу несколько мировых премьер у ИВЕКО. Впечатляет тягач "Евро Курсор-13". Его 13-литровый мотор развивает 480 л. с. Как и у других - система впрыска топлива с насос-форсунками, но вдобавок турбонагнетатель с изменяемой геометрией (VGN), а дисковые вентилируемые тормоза, управляемые электронной системой, позволяют сократить тормозной путь со скорости 85 км/ч на 16 м.
Корпорация "Вольво" может спокойно жить еще несколько лет благодаря своему "Грузовику 2000 года" - FN 12. Хорошая поддержка ему - капотная модель NH 12, ориентированная на рынки Южной Америки.
"Рено-Магнум" - лидер в программе фирмы - с прошлого года оснащается американским 12-литровым мотором E-Tech мощностью 400-480 л. с.
Оригинальную новинку показала итальянская фирма "Бремак", давно выпускающая легкие грузовички-тягачи специального назначения - полноприводные с исключительно высокой проходимостью. На этот раз внимание привлекла модель "Экстрем-35/45". Ее диаметр разворота всего 6 м. Коробка передач имеет 20 ступеней для движения вперед и четыре - назад. Задний мост - с электроблокировкой дифференциала.
Звание "Фургон года-2001" присвоено семейству "Форд-Транзит" нового поколения - 112 очков из 133 возможных! Это самый высокий результат за всю историю выбора "Фургона года". "Транзит" выпускают в Бельгии, в городе Генк, где на заводе "Форда" делают также новейший "Мондео". Теперь у "Транзита" есть передне- и заднеприводный варианты, причем последний классифицирован как двухтонный, а первый входит в категорию автомобилей грузоподъемностью 1 т.
Борьба за место под солнцем приводит порой к неожиданным решениям. Неужели такие гиганты, как "Опель" или "Рено", не могут самостоятельно разработать и выпускать любой автомобиль? Конечно, могут, но зачем - они тоже денежки считают. И насчитали, что совместное производство небольших фургонов (до 3,5 т) выгоднее для каждой стороны.
Российский авангард был представлен тремя моделями "Нивы" с бензиновым двигателем 1,7 л/80 л. с. и турбодизелем "Пежо" - 1,9 л/75 л. с. По заказу устанавливается оборудование для питания сжиженным газом. Кроме того, демонстрировались универсалы VAZ 2111 в исполнении "утилитер", то есть без задних сидений, с увеличенной площадкой для груза. Им, увы, никакого титула не досталось...
"ДАФ Аэро-3000" дизайнера Луиджи Колани назван "Грузовиком тысячелетия".
МАН TG-А - "Грузовик 2001 года".
Интерьер кабины грузовика DAF CF.
Тягач ДАФ - серия CF.
"Скания-124L" - капотный вариант.
У "Рено-Трафик" есть двойник - "Опель-Виваро".
"Бремак-Экстрем" - со всеми ведущими и управляемыми.
"Форд-Транзит" будут делать и с передним (на фото), и с задним приводом.