Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ходовой товар

ХОДОВОЙ ТОВАР
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ВЫБОР

ХОДОВОЙ ТОВАР

ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАННЫЕ ШИНЫ - ЭТО ДОБРАЯ ПОЛОВИНА ВЕЗДЕХОДА

ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Сегодня, как и двадцать лет назад, большинство "нив" на ВАЗе комплектуют двумя марками шин: ВлИ-10 или ВлИ-5. Шинные предприятия долгие годы не баловали владельцев вазовских вседорожников разнообразием шестнадцатидюймовой продукции. Зато ныне "обувку" к "Ниве" выпускают почти все отечественные шинные заводы и владельцам есть из чего выбирать.

Начнем с тех самых двух покрышек, которые в свое время разрабатывались специально для "Нивы". Они одинаковой размерности и на первый взгляд отличаются только рисунком протектора. На деле же - это совсем разные конструкции: ВлИ-5 (размерности 6,95-16) - диагональная, а ВлИ-10 (175/80R16) - радиальная.

Напомним, как расшифровываются маркировки. ВлИ-5: 6,95 - ширина покрышки в дюймах (176,53 мм), высота профиля шины составляет 82 процента от ширины (не отмечается в индексе), 16 - посадочный диаметр в дюймах. ВлИ-10: 175 - ширина покрышки в миллиметрах, 80 - процентное отношение высоты профиля шины к его ширине (в данном случае 0,80х175=140 мм), буква R говорит о радиальной конструкции шины, а цифра 16, как и в предыдущем варианте, означает посадочный диаметр в дюймах.

Итак, ВлИ-5 - вездеход номер один. Эту шину создавали специально для нашей глубинки. В грязи она поможет удержать "Ниву" на заданном курсе, достаточно эффективно управлять машиной даже на "мыле" и зацепиться на "дороге" при мало-мальской возможности, особенно если грязь хотя бы чуть-чуть перемежается с травой. Развитые грунтозацепы на боковых дорожках протектора дают возможность легче, чем на шинах ВлИ-10, выходить из колеи. Подойдет покрышка и для разбитого асфальта, и для щебеночных дорог. Благодаря диагональной конструкции ВлИ-5 не очень боится ударов боковинами о камни и не склонна к "прокусыванию". При всем этом в определенных условиях она может оказать "медвежью услугу" - энергичным буксованием быстрее и надежнее посадит "Ниву" на "брюхо".

Для песка эта шина тоже не годится: в нем грунтозацепы, скорее, вредны, чем полезны, - цепляться тут не за что, и она, работая как фреза, будет только разрушать структуру, закапываясь в песок. На асфальте ВлИ-5 некомфортна - довольно жесткая и очень шумная. К тому же заставляет "Ниву" расходовать лишние пол-литра - литр бензина на 100 км в сравнении с той же ВлИ-10.

Зимой шина эффективна в рыхлом снегу, однако боится пробуксовки - "зубастый" протектор и здесь поможет машине быстро закопаться. На льду даже в шипованном варианте весьма посредственна - на твердой скользкой поверхности работают только шипы, крупная шашка практически не выручает. Главное достоинство шины - цена около 600 руб. - самая дешевая из всех.

ВлИ-10 чуть дороже - около 700 рублей и, пожалуй, самая универсальная. Очень неплохо ведет себя на асфальте (не шумит, хорошо катится, экономична), уверенно идет по песку и при определенных навыках годится также для езды по грязи. На зимней дороге ВлИ-10 - не из самых плохих. Ее ровный и предсказуемый характер не испугает какими-либо неожиданностями. Кстати, в последнее время шина выпускается с разметкой для отверстий под шипы. Напомним: шипованная, она становится сугубо зимней, то есть "сезонной".

Ярославскую Я-501 лучше использовать как сезонную летнюю "обувь" - городскую или шоссейную. Мягкая шина проглатывает мелкие ямки и трещинки на асфальте, хорошо катится, не шумит. На мокром асфальте сцепные свойства невысокие, не годится и для грязи - протектор быстро "замыливается". И уж совсем непригодна для обледенелой зимней дороги, хотя по снегу идет неплохо - сказывается большая ширина про-

тектора.

Размер шины - 190/75 предельно допустим для стандартных штампованных "нивовских" дисков шириной 5J, так что ее лучше монтировать на легкосплавные более широкие 6J (вылет должен составлять 45-35 мм). Такие диски заодно компенсируют вес шин: Я-501 тяжелее ВлИ-10 более чем на 2 кг, а это - заметное увеличение неподрессоренной массы. Выше и цена - в среднем 900 рублей.

Воронежская шина 30 В размером 185/75 по 800 рублей за штуку больше подходит для внедорожного движения. Самоочищающийся рисунок ее протектора приспособлен для грязи и снега не хуже, чем у ВлИ-5. К зиме эту покрышку лучше зашиповать, хотя и при этом по льду придется ездить очень аккуратно - сцепление с ним крупных шашек очень слабое и шипам не помогает. На асфальте шина несколько комфортнее (тише, мягче) и экономичнее, чем ВлИ-5. Это естественно - конструкция-то радиальная.

Кировская покрышка К-156-1 (в среднем 850 рублей) очень неплохо ведет себя на зимних дорогах. В грязи же несколько хуже, чем ВлИ-5 и воронежская 30 В. На асфальте по сцепным свойствам и комфорту близка к ВлИ-10. В общем, всесезонная шина с внедорожным уклоном. Не спутайте только ее с просто К-156 (без "-1" в индексе), такая предназначена для "Газели".

Нижнекамская шина Каmа Flame существенно дороже - около 1000 руб., зато самая широкая из всех шестнадцатидюймовых. Ее 205 миллиметров исключают монтаж на стандартные штампованные диски - тут без легкосплавных не обойтись. На них шина может с успехом эксплуатироваться зимой и летом. Высокие сцепные свойства на зимней дороге, неплохая проходимость (все-таки для грязи предпочтительнее менее широкие шины), приемлемый уровень комфорта. Каmа Flame позволяет уверенно эксплуатировать "Ниву" круглый год - неплохая "всесезонка" с зимним уклоном.

Из недорогого импорта заслуживает внимания югославская "Траял" (Trayal) модели Т-70 (цена - 1400 руб.). Ее протектор похож на ВлИ-5, но шашки еще крупнее. Близки они и по вездеходным свойствам. Но есть и различия: зимой ведет себя противоречиво. Очень хороша в снегу - не зарывается в него, а будто всплывает, но совершенно непригодна на льду - очень скользкая. При езде по асфальту ближе к ВлИ-10 - очень хорошо держит мокрую дорогу. Отметим, что "траялские" камеры склонны лопаться по швам - их лучше сразу заменить на отечественные.

В последнее время в продаже появилось много шестнадцатидюймовых шин известных марок с индексом "С". Один из вариантов расшифровки этого обозначения - от английского "cargo" (грузовой). Это усиленные грузовые версии, отличающиеся от легковых большей грузоподъемностью. Их не стоит применять на "Ниве" по ряду причин: они рассчитаны на меньшую максимальную скорость (обратите внимание на индекс), тяжелее на несколько килограммов, чем легковые шины, и при нормальном для них давлении (3 кгс/см2 и более) очень жесткие.

ВлИ-10

Я-501

30 B

К-156

ВлИ-5

Kama Flame

Trayal T-70

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2001
Поделиться: