Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Mazda Sport Academy: игра в опасность

Конечно, можно ездить неспешно и аккуратно. Не лихачить, не закладывать виражи. Вовремя сбрасывать скорость, плавно работать рулем, не доводить автомобиль до заноса... Но всего предусмотреть невозможно.
Полная версия

Помню, как-то в дождливый осенний день, когда ничто не предвещало беды, мою машину вдруг закрутило так, что аварии избежать удалось лишь из-за раннего утра и сравнительно небольшой скорости. А виной всему оказалось масляное пятно, невесть откуда взявшееся на мокрой дороге. Поэтому на занятиях Mazda Sport Academy хотелось понять, что чувствуешь, когда «улетаешь», каково это, когда происходит занос на скорости, да еще и на льду, а главное — как вести себя в подобной ситуации.

Занятия для журналистов на специально подготовленной трассе в Мячкове проходили в два этапа. Сначала инструктаж, а потом до обеда «змейка» на переднеприводных Mazda3. Причем передняя ось одного автомобиля для усиления эффекта обута в шипованную резину, а на задней установлена летняя. В следующем упражнении автомобиль полностью обут в зимнюю шипованную резину, на нем отрабатывается  «змейка» на скорости, а также выход из крутого поворота с заносом с помощью ручного тормоза.

Вторая часть занятий: получение навыков вождения заднеприводного автомобиля — Mazda MX-5, чтобы почувствовать разницу в поведении на скользкой дороге автомобилей с разным типом привода. Все машины с «автоматами» и принудительно отключенными системой стабилизации и ABS.

«Змейка» со смещением

Журналистов разбили по парам (так обычно происходит и на клиентских мероприятиях), и каждое упражнение сначала отрабатывали по очереди вместе с инструктором (который находился в машине), а потом уже и без него, но все равно под его бдительным оком и гремящей рацией в машине.

Первое упражнение — «змейка» на разных колесах. Задача: набрав скорость на скользком покрытии, отловить отказывающийся  следовать по заданной траектории автомобиль. Вот входишь в поворот на большой скорости: поворот руля, заложен некий угол, намечена траектория движения, а машина начинает скользить передними колесами и съезжает с дороги. Инструктор объясняет, что ни в коем случае нельзя доворачивать руль: колеса стоят поперек, ты пытаешься их вернуть в угол поворота, они еще дольше не восстанавливают угол сцепления, а машина продолжает скользить вперед. Как действовать в этом случае? Не докручивая руль искать новую траекторию движения. Основная задача — зацепить передние колеса. Добавляю газ: автомобиль проскальзывает, и колеса двигаются наружу. Убираю ногу с гашетки: машина охотнее остается на внутренней траектории. Инструктор предупреждает, что трогать педаль тормоза нельзя — колеса блокируются, а автомобиль продолжает двигаться вперед не поворачивая. Поэтому, не нажимая газ, чуть сбавляю скорость и кручу руль в сторону сноса, как только автомобиль начинает выравниваться, быстро возвращаю руль обратно.

И снова «змейка»

Другая «змейка» выполняется на всех шипованных колесах. Здесь задача —  научиться работать не столько рулем, сколько газом. Пытаюсь на скорости объехать конусы. Приходится работать в режиме метронома, доводя до автоматизма упражнение: газ — сброс газа — поворот руля — газ — сброс газа — поворот руля и т. д. Если при повороте направо автомобиль заносит влево, снижаю скорость и вращаю руль влево. Скорость уменьшается, и я начинаю быстро вращать руль уже в правую сторону, как только автомобиль выровняется. Если этого не сделать, то машина вращаясь уходит в следующий занос. Распространенная ошибка, которую, признаюсь, совершала и сама — повернув руль, ждать реакции автомобиля. Действовать нужно чуть на опережение — тут же распрямить руль и готовится к следующему повороту.

Крутой поворот на кольце отрабатывали с помощью ручного тормоза. Здесь интересно было зайти в поворот именно в заносе и благодаря «змейке» на достаточно высокой скорости. Поворот руля ­ — занос — ручной тормоз. Ручник блокирует задние колеса. Кручу руль в сторону заноса, нахожу нужный угол и, как только машина выравнивается, поворачиваю руль в нужном направлении. Что касается скорости, то чем больше угол заноса автомобиля, тем сильнее нужно выжимать газ. И наоборот. Здесь главное правило — не испугаться и совсем не сбросить газ. Это приводит к тому, что автомобиль разворачивает еще сильнее. Еще хуже — нажимаешь на газ со всей силы, возникает занос на более высокой скорости.

Вторая часть занятий на родстере MX-5 демонстрирует нюансы поведения автомобиля уже с задним приводом. Здесь тоже «змейка», причем особо опасные и крутые участки отмечены лежачими конусами. Правила поведения почти такие же, но приходится еще аккуратнее работать педалью газа — если автомобиль занесло несильно, просто сбрасываю газ, чтобы потом прибавить его на более прямом участке. Впрочем, машина ведет себя иначе, и мне показалась, что с задним приводом справиться чуть легче, его движения более предсказуемы и послушны.

Вспомнить вовремя

Понятно, что за четыре отведенных часа всех премудростей контраварийного вождения не постигнешь, но почувствовать, как это — когда автомобиль теряет управление на льду, — мне удается сполна. При этом нет ощущения липкого страха и беспомощности, приходит понимание, что и в этом случае можно и нужно бороться, только надо знать как. В Mazda Sport Academy принято говорить, что любую нештатную ситуацию нужно «пропустить через голову», то есть не стоит бездумно крутить руль или с испугу жать на газ, а быстро проанализировав, вспомнить преподанную «физику» движения. Впрочем здесь все же порекомендовали попробовать сделать все неправильно — пару раз до упора выжать тормоз и попытаться довернуть руль, чтобы почувствовать, как «сходит с ума» автомобиль, доводя ситуацию до критической.

Конечно, специально подготовленная трасса со снежными брустверами, несколько инструкторов с помощниками, наконец, рация в каждой машине, по которой ты узнаешь о своих ошибках и промахах, дают ощущение защищенности. Ну а грамотные преподаватели вовремя подправят промахи и ответят на все вопросы, а именно здесь не стоит бояться их задавать. Если уж совсем не повезет, то максимум, что грозит, — закопать нос автомобиля в снежный сугроб и тоскливо (учебное время-то идет!) наблюдать в зеркало, как спешит на помощь оснащенный тросом эвакуатор Mazda BT-50, ни минуты не сидящий без дела.

Справка

 Тренинги Mazda Sport Academy проходят по выходным дням, на профессиональной гоночной кольцевой трассе «Мячково» (Московская область, Раменский район), в первой половине дня. Занятия продолжительностью 4 часа (1 час теории и 3 часа практики) проводятся на специально подготовленном скользком покрытии. Практическая часть включает два этапа: на первом отрабатываются принципы поведения автомобиля на скользкой трассе; второй, спортивный, проходит на более протяженной и скоростной конфигурации трека, позволяющей закрепить полученные навыки. В группу курса Icy Sport входит до 12 человек. Стоимость занятия - 9500 рублей.

Подпишитесь на «За рулем» в

Алексеева Елена
21.02.2013
Поделиться: