Где сэкономить?ГалереиПутешествуй!ОСАГОЗадать вопросТаксиАвтокредитС пробегомФотогид (ТО+ремонт)Китайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Из жизни "тянитолкаев"

ИЗ ЖИЗНИ "ТЯНИТОЛКАЕВ"
Полная версия

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

ИЗ ЖИЗНИ "ТЯНИТОЛКАЕВ"

МОТОРЕДУКТОРЫ

ДВЕРНЫХ ЗАМКОВ - ОТ МОСКВЫ ДО ТАЙВАНЯ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН

Согласитесь, что водитель, ковыряющий ключом в дверном замке, вызывает сегодня некоторое недоумение - а что это он, собственно, делает? Неужели "электрика" отказала?

Электрические приводы дверных замков давно переместились из разряда "излишеств" в категорию "полезняшек" - даже отечественный автопром дозрел до их "зачисления в штат". Штука, конечно, удобная по всем статьям - и совсем не дефицитная: ее на любом сервисе установят. Только какую именно?

Разобраться, насколько подготовлены упомянутые изделия к нелегкому сотрудничеству с дверными механизмами, мы попросили специалистов испытательного центра "Эталон" при НИИ автоэлектроники. Для экспертизы приобрели шесть различных типов "моторедукторов блокировки дверей автомобилей" - по-научному изделия называются именно так. Испытывали по два моторедуктора каждого вида.

Вообще говоря, они всегда трудятся в очень тяжелом режиме. Крохотный моторчик с миниатюрным коллектором сначала перемещает в нужном направлении неподатливые дверные тяги, а затем замирает на какое-то время в режиме короткого замыкания - длительность управляющего импульса выбирается с запасом. При этом протекающий через моторчик ток достигает максимума, а рассеиваемая мощность, как известно, пропорциональна его "квадрату" - перегреть "малыша" ничего не стоит. Поэтому нас больше всего интересует, какое усилие развивают моторедукторы и как они переносят перегрузки.

Методику испытаний выбрали суровую: решили сымитировать "популярную" неисправность сигнализации, которая ни с того ни с сего вдруг начинает быстро "дергать кнопками" дверей или, того хуже, надолго оставляет под напряжением приводы дверных замков. Первое часто случается во время пуска двигателя, второе - из-за банального "залипания" реле. С учетом этого первому моторедуктору в каждой паре предстояло выдержать три цикла упражнений типа "открыл-закрыл" - каждый цикл по 50 раз (полсекунды на втягивание, полсекунды паузы, полсекунды на выталкивание и т.п.). Второй моторедуктор также должен был пройти три цикла, только вместо "гимнастики" его ожидало более тесное знакомство с электричеством - каждый раз по 60 секунд под напряжением в заторможенном состоянии. После очередного цикла эксперты оценивали изделие - дескать, стоит ли мучить его дальше.

До начала испытаний измерили параметры моторедукторов в исходном состоянии - они приведены в таблице. Эксперты проверили, насколько легко перемещается шток моторедукторов, замерили потребляемый под нагрузкой ток, оценили величину хода штока и измерили тягу изделий. Что ж - уже весело: у одного - слишком маленький ход, у другого - чрезмерно большой ток, а последний и проверить-то толком нельзя - хилый совсем, нагрузку не держит... В общем, из шести пар "неподсудной" оказалась только... отечественная! Любопытно...

По формальным признакам все "неправильные" моторедукторы можно было забраковать еще до начала основных испытаний, но ведь интересно же... Вполне могло оказаться, что большой потребляемый ток вовсе не недостаток, а, напротив, гарант безотказной работы - кто знает, что у моторедукторов на уме. Короче, начали...

Напомним еще раз: условия испытаний специально выбирались запредельными, типа "гонок на выживание". Первой забастовала пара № 5 - "Мангуст", занимавшийся "физзарядкой", замер уже на 25-м срабатывании, а его коллега помер на 20-й секунде "пытки электричеством", загнав стрелку амперметра далеко за 10 А. Тут же обиделась пара № 6 - не сговариваясь, оба моторедуктора резко увеличили токи потребления, после чего намертво встали. На 60-й секунде перегрелся "арабокитаец" № 2-2 - оно и не удивительно при таком большом токе потребления. Оставшиеся три с половиной пары оказались покрепче и телом и духом - выдержали! Однако № 4-1 решил при этом снизить ход штока до нескольких миллиметров - увы, откладываем его в сторону... Итого - осталось шесть участников.

Второй цикл оставил в строю всего одну пару: второй "арабокитаец" спалил свою обмотку, а № 3-2 даже пустил дым. Еще два моторедуктора снова заставили понервничать стрелку амперметра, вынудив ее биться о правый край шкалы. В итоге на третий цикл испытаний ушли только моторедукторы АТЭ-1 - те самые, которые оказались "неподсудными" еще вначале. Значит, эксперты не ошиблись в своих исходных критериях оценок - это радует.

Победители отправились на заключительный этап - уже не за наградой, а ради спортивного интереса. Что ж, победа московского завода оказалась более чем убедительной - даже после третьего цикла оба моторедуктора хоть и были изрядно потрепанными, но "живыми"! Более того, примерно через три часа пребывания в "расслабленном состоянии" они восстановили свою работоспособность на уровне исходных параметров. Отлежались, в общем.

Забавно, что некоторые из "симулянтов" также "ожили" после непродолжительного отдыха - так поступили № 2-2, 4-1 и 3-1. Однако нужно помнить: в критической ситуации надежда на них слабая. А московские изделия приятно удивили - похоже, они и на практике протянут гораздо дольше остальных.

1. Изготовитель / АТЭ-1, Москва (концерн "ПРАМО")

Наименование / 871.3730

Цена / 115 руб.

Привод развивает хорошее тяговое усилие, потребляет маленький ток и неплохо выдерживает экстремальные режимы. Единственный из приводов, имеющий защиту - муфту центробежного типа. При малых оборотах двигателя через муфту момент не проходит, а с ростом оборотов в ней происходит зацепление, что позволяет приводу работать как бы с разгона. Благодаря муфте удалось снизить пусковой ток и усилие перемещения рейки вручную. Электрические разъемы у приводов сделаны под "десятую" проводку - при монтаже на прочих автомобилях предстоит небольшая возня. Еще одно отличие этих приводов - в них используют пятиполюсные электромоторы: обычно применяют трехполюсные.

"Атэшные" моторедукторы выиграли состязание ввиду явного преимущества - только им удалось без замечаний выдержать предварительные испытания и сохранить работоспособность после трех циклов. Оценка: отлично.

2. Изготовитель / FAWAS AL KHATEEB TRADING CO., DUBAI U.A.E., Тайвань

Наименование / CL-009

Цена / 75 руб.

Хорошее тяговое усилие, но очень большой потребляемый ток. Если оборудовать четыре двери, то получается четырежды восемь - перебор... Очень маленький ход рейки. Тяжелых режимов не терпит. Программу испытаний завершить не удалось: вскрытие показало, что начал плавиться коллектор, пластмасса вылезла из щелей между контактными пластинами. Впрочем, после нескольких часов отдыха один из "арабокитайцев", кажется, начал приходить в себя, но "после драки" это не так интересно. Оценка: плохо.

3. Изготовитель / SATURN

Наименование / отсутствует

Цена / 100 руб.

Самое большое тяговое усилие, но и ток "зашкаливает" - под 7 А. Ужесточение режима прощает лишь до определенного предела: оба привода сдались на втором цикле испытаний. Причины видны на фото: оплавленный коллектор плюс почерневшие провода. Заметим, что один из "сатурнов" впоследствии пришел в себя и даже начал работать. Оценка: плохо.

4. Изготовитель / неизвестен

Наименование / CL-02

Цена / 90 руб.

Хорошее тяговое усилие, но очень большой потребляемый ток - до 7,5 А. Рейка необычной замкнутой формы, однако ее ход очень мал. "Издевательства" перенесли с трудом и сдались где-то посредине. Оценка: плохо.

5. Изготовитель / MONGOOSE, Alliance Marketing Group Inc., США

Наименование / отсутствует

Цена / 140 руб.

Тяговое усилие - приемлемое, но явно не соответствует потребляемому току: для таких "ньютонов" он слишком велик. Кстати, надписи на коробке обещали не 27 Н, а целых 6 кг - где они? Да и с током тоже "пошутили": заявили 5А, а "кушают" 6-7... А еще написано что-то про "безупречную защиту" - и это про изделия, которые не выдержали даже половины первого цикла испытаний на живучесть. Оценка: плохо.

6. Изготовитель / неизвестен (Тайвань?)

Наименование / отсутствует

Цена / 380 руб.

Тяговое усилие очень маленькое - больше 22-23 Н не получается. Ток при этом, соответственно, небольшой, но что с того радости? Жаль, потому что изделие не похоже на остальных: оригинальный привод ползуна осуществляется парой винт-гайка, а моторов - два. Один из них используется собственно для перемещения ползуна, а другой - для его блокировки в любом крайнем положении. Благодаря этому, даже разбив стекло, дверь просто так не откроешь. Только воспользоваться всеми этими достоинствами вряд ли удастся: слабенькие моторедукторы не выдержали даже первого цикла испытаний. Оценка: очень плохо.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2002
Поделиться: