Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Беспредел совершенства...

БЕСПРЕДЕЛ СОВЕРШЕНСТВА...
Полная версия

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/НЕ ПО ПРАВИЛАМ

БЕСПРЕДЕЛ СОВЕРШЕНСТВА...

ТАК ОБГОН ЭТО ИЛИ НЕТ?

ТЕКСТ / ВИКТОР ДМИТРИЕВ

Читатели, наверное, помнят наш эксперимент по "правильному" движению в Москве (ЗР, 2001, № 10) и его результаты: задавшись целью выполнять все требования Правил, сотрудники редакции не смогли избежать нарушений. Что уж говорить о рядовых водителях. Все как один оправдывают нарушения несовершенством ПДД да неумелой организацией движения (это они инспектору говорят, что торопятся к любимой теще в больницу). Организацию движения сегодня затрагивать не будем, а вот на тему, "хорошие" ли у нас Правила дорожного движения, попробуем немного порассуждать.

Мы не раз обращали внимание на некоторые "белые пятна" в них. Повторяться не будем, ограничимся одним показательным примером: приложение 2 к ПДД разрешает для остановки на обочине пересекать сплошную линию разметки 1.2.1, обозначающую край проезжей части, только если она расположена справа от водителя. Резонный вопрос: что делать дальше? Оказавшись слева, эта разметка становится "непроходной", а движение по обочине запрещает уже пункт 9.9 Правил. Выходит, законопослушный водитель вынужден навечно оставить железного коня на обочине?

Призывы усовершенствовать Правила раздаются все чаще, и порой они не лишены резона. Например, наш читатель В. Зонов считает, что в России существуют "лишние" дорожные знаки: 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", 3.5 "Движение мотоциклов запрещено" и им подобные - 3.6-3.9. В принципе, их роль вполне мог бы выполнить знак 3.2 "Движение запрещено" с соответствующей дополнительной табличкой 7.4.1-7.4.7. Разумное предложение?

Однако не все так просто. Многие знают, что основные принципы дорожного движения едины практически во всех странах мира. Это единообразие продиктовано требованиями Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах, подписанных в Вене еще в 1968 году. Ратифицировав эти Конвенции, сначала Советский Союз, а затем и его правопреемник - Российская Федерация обязались тем самым выполнять закрепленные в них нормы, касающиеся Правил дорожного движения, значения, изображения и правил применения светофоров, дорожных знаков и разметки. Российские Правила в целом укладываются в рамки Конвенций, поэтому далеко не все идеи, какими бы благоразумными они ни казались, могут быть в них реализованы.

В то же время существуют предложения, воплотить которые вполне возможно, не отступая от международных требований. Например, почему бы не снизить предельную скорость движения в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч. Не надо крутить пальцем у виска: у нас и шестьдесят-то никто не соблюдает, а если и соблюдает, то только из-под палки. Полосатой.

Подавляющее большинство стран не позволяет своим водителям разгоняться в городах быстрее "полтинника". Многочисленные исследования показали, что это тот предел скорости, при котором у пешехода, оказавшегося на пути автомобиля, остаются шансы выжить. Комментарии нужны?

Есть в сегодняшних Правилах дорожного движения одно положение, де-юре урегулированное, а де-факто очень спорное. Речь идет об обгоне. То определение, которое существует сегодня, вытекает из контекста Конвенции о дорожном движении (хотя однозначное определение отсутствует): обгон - это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Этот вопрос нередко становится предметом спора водителя и инспектора при "разборе полетов". Например, в зоне действия знака "Обгон запрещен" водитель, по сути, обгоняет движущееся транспортное средство в пределах "своей" полосы (рис. 1). Для этого не потребовалось выезжать на полосу встречного движения, то есть, по его мнению, полосу он не менял, а значит, это действие нельзя квалифицировать как обгон. Инспектор же настаивает на том, что на основании пункта 9.1 Правил количество полос для движения определяется самим водителем, а коль была возможность двигаться в одном направлении в два ряда, не выезжая при этом на встречную полосу, то и полосы не две, а четыре. Главные же признаки обгона - перестроение и опережение - налицо. Легко угадать, кто победит в споре.

Еще пример. Исходя из существующей трактовки, не ясно, будет ли обгоном опережение транспортного средства, если на соседнюю полосу водитель выехал не непосредственно перед обгоном, а заранее (рис. 2)? Логика подсказывает: это обгон. Вместе с тем, пункт 9.4 ПДД, разрешая в населенном пункте водителю самому выбирать наиболее удобную для него полосу движения (на это всегда может сослаться тот, кто обогнал), устанавливает, что "движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней полосе, не считается обгоном".

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Полагаем, есть. Например, наши соседи из ближнего зарубежья (Латвия, Украина ) под обгоном понимают только такое опережение, которое связано с выездом на встречную полосу. Между прочим, до 1994 года (до введения в действие нынешних Правил) и в России именно так понимали обгон. Так может, вернуться к "хорошо забытому старому"?

А пока давайте соблюдать ПДД.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2002
Поделиться: