Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Совфед призвал страховщиков ОСАГО к социальной ответственности

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 19 марта 2013 года провел круглый стол на тему «Социальная ответственность финансовых институтов». В частности, участники мероприятия отметили ряд существенных проблем в страховой отрасли и предложили свои варианты их решения.
Полная версия

До сих пор не утихают споры о том, каким образом следует реформировать закон об ОСАГО. Правительство уже определилось с тем, что лимиты выплат по страхованию ОСАГО необходимо повышать, но вот стоит ли при этом увеличивать тарифы на саму «автогражданку» — до сих пор под вопросом. Сами страховщики считают, что это необходимо, иначе бизнес ОСАГО станет убыточным и многие компании просто перестанут заниматься данным видом страхования. Минфин придерживается иной точки зрения, полагая, что «запас прочности» страховых компаний еще не исчерпан и прибыли от «автогражданки» страховщикам вполне достаточно, а сверхприбыль им никто и не обещал. Напомним, дискуссии на этот счет разгорелись настолько бурные, что Госдуме даже пришлось отложить обсуждение поправок к закону для дополнительного изучения вопроса.

Тема поправок в закон об ОСАГО обсуждалась и в ходе круглого стола «Социальная ответственность финансовых институтов», прошедшего в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Участники мероприятия говорили о том, что в настоящее время остро стоит проблема защиты прав потребителей в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Большинство собравшихся в Совфеде считают, что баланс интересов в отношениях явно нарушен в пользу страховщиков, в ущерб интересам страхователей и потерпевших. Выступавшие отмечали, что в значительной степени это вызвано недостатками действующего законодательства.

Это позволяет страховым компаниям и их представителям вести себя социально безответственно: необоснованно уклоняться от возмещения ущерба, причиненного в ДТП, искусственно занижать его размер, нарушать сроки страховых и компенсационных выплат. В результате растет недоверие граждан к самому институту обязательного страхования и его носителям.

Социальная ответственность страхового бизнеса во многих странах проявляется в том, что компании пытаются компенсировать объективно растущую убыточность по ОСАГО, прежде всего воздействуя на факторы дорожной аварийности. За границей страховые компании наряду с государством выступают крупнейшими инвесторами в безопасность дорожного движения, имея прямой интерес к снижению количества ДТП. Российские же страховые компании предпочитают решать свои проблемы, главным образом, за счет автовладельцев.

Президент Национального союза региональных страховщиков Сергей Огорельцев полагает, что все дело в том, что в настоящее время страховой рынок недостаточно хорошо организован. А между тем на сегодняшний день в России насчитывается 445 компаний, из которых 282 зарегистрированы в Москве и 163 — в регионах Российской Федерации. Есть и единственная саморегулируемая организация страховщиков — СРО «ССО».

Развитие страховой отрасли идет по вертикали и очень хаотично. Что касается страхования ОСАГО, то надежность и стабильность многих компаний, занимающихся этим видом страхования, крайне низкие. Огорельцев выдвинул идею новой конфигурации структуры отрасли.

Функции основного контроля за страховой отраслью предлагается возложить на вновь создаваемый при Центробанке России Мегарегулятор (см. справку) финансовых рынков.

Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в своем выступлении отметил, что только половина собранных денег за ОСАГО идет на оплату ущерба. «Система сегодня построена таким образом, чтобы получить как можно больше страховых договоров, а что это неизбежно приведет к кризису, об этом конкретные лица в этой системе позволяют себе не думать. Но государство должно думать обо всем», — отметил депутат. Перечень документов, сроки их рассмотрения, сроки выплат возмещения — если бы все это было отрегулировано как следует, то сразу бы изменило ту практику, которая сегодня «законов не нарушает», когда страховые компании тянут с  выплатами по страховому случаю. А ведь несвоевременно выданные деньги — это скрытая форма кредитования. И нынешний закон только стимулирует к этому страховые компании. Необходимо также ввести персональную ответственность страховых оценщиков ущерба, которые, не секрет, часто занижают выплаты. Для них было бы неплохо установить штрафную ответственность. Виктор Похмелкин также не видит причин исключать применение закона «О защите прав потребителей» в отношении ОСАГО.

Лидер движения «Гражданская инициатива московских депутатов» Леонид Ольшанский в своем выступлении отметил, что в свое время боролся за то, чтобы закон об ОСАГО вообще не прошел. «Я хочу напомнить, что этот законопроект пробивал себе путь 10 лет. Точка зрения моя и ряда экспертов, что обязательное страхование вообще нонсенс. Страхование должно быть только добровольным. Концепция ОСАГО противоречит важнейшим аспектам Конституции, презумпции невиновности. Все мы рождаемся и живем как честные, порядочные и добросовестные люди, пока не доказано обратное. А доктрина ОСАГО исходит из концепции презумпции виновности. Водитель обязательно в кого-то врежется, и поэтому должен платить заранее. Существует даже такая шутка: а давайте все отсидим заранее годика два-три в тюрьме — вдруг кого ударим, вдруг чего украдем?» — такова точка зрения известного адвоката. Он отмечает, что суды завалены жалобами автовладельцев, которые можно поделить на две группы: страховщики под благовидным предлогом хотят либо отказать в выплатах, либо заплатить ровно половину. При этом не у всех автовладельцев есть силы и возможности судиться со страховыми компаниями. «Что нам говорили представители страховщиков, когда шли дебаты: принимать или не принимать закон об ОСАГО? Все будет как на Западе — обменяются водители карточками и разъедутся. А я говорил, что будет только хуже! Раньше водитель судился только с ГАИ на тему, кто виноват, и со вторым участником. Сейчас появилась третья папка: люди судятся со страховой компанией — почему не выплачивает? Это безобразие нужно заканчивать, страховщики должны платить реальные деньги», — сказал в заключение Леонид Ольшанский.

Председатель Совета ОООП «Финпотребсоюз» Игорь Костиков считает, что страховщики используют  любые лоббистские возможности, защищая свои интересы. Сначала они пишут письмо премьеру, потом их предложения поддерживает Госдума, и вполне возможно, в результате примут закон, который приведет к существенному увеличению стоимости полиса «автогражданки» и исключит возможность судебных дел. «И самое главное — ассоциация автостраховщиков будет верховным судилищем по ОСАГО. Ну это же нонсенс! Это коррупция, о которой невозможно молчать. Страховщик наказал своего потребителя, и этот потребитель идет к нему же, чтобы он «рассудил по справедливости!» — возмущен Игорь Костиков.

Участники круглого стола решили подготовить предложения по законодательному закреплению положения о недопустимости увеличения страховых тарифов ОСАГО, если соотношение между страховыми премиями и страховыми выплатами, в среднем, по стране не превышает 80%.

А также:

Участники круглого стола решили рекомендовать РСА активнее развивать финансовое участие страховщиков в обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе путем предъявления регрессных исков дорожным службам, по вине которых происходят аварии.

Справка

Мегарегулятор — новый государственный инструмент по регулированию и надзору за банками и финансовыми институтами, который на базе ФСФР и Центробанка готовит Минфин РФ.  Ожидается, что ФСФР, как самостоятельная структура, перестанет существовать и перейдет под начало Центрального банка Российской Федерации. По мнению Минфина, объединение в одних руках функции по регулированию и надзору позволит Мегарегулятору работать значительно эффективнее, чем это делают разрозненные структуры. Новая организация должна появиться к концу 2013 года, и помимо всего прочего будет заниматься регулированием отношений по страхованию.

Подпишитесь на «За рулем» в

Алексеева Елена
21.03.2013
Поделиться: