Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Там, куда уходит зима

ТАМ, КУДА УХОДИТ ЗИМА
Полная версия

ТРАНСПОРТ АНТАРКТИДЫ

ЗДЕСЬ КЛИМАТ ИНОЙ

Природные условия Антарктики не похожи даже на те, что знакомы по Аляске или Якутии. У снега другая структура: снежинки не смерзаются, а лишь сцепляются между собой. Покров, так называемый фирн - с минимальной несущей способностью. Зато легко образует снежные мостки над трещинами в леднике, глубина которых иногда несколько километров. В ширину закрытые предательским снежным покровом пропасти достигают нескольких метров. В общем, передвижение по Антарктиде сродни игре в русскую рулетку.

В свое время здесь испробовали и собачьи упряжки, и даже маньчжурских пони, запряженных в сани. Но эти "транспортные средства" замерзали или проваливались в ледяные ловушки.

Для американской экспедиции адмирала Бэрда в 1940 году построили невиданную машину - полноприводный "Антарктический снежный крейсер". Гигантский вседорожник имел шины диаметром 3, а длину кузова (скорее, все-таки, корпуса) - 17 метров! По замыслу конструкторов, он не должен был проваливаться даже в пятиметровые разломы, а плоское лыжеподобное днище не позволило бы машине погрузиться в рыхлый снег. Два дизель-генератора по 200 л. с. снабжали током мотор-колеса, запас топлива обеспечивал дальность хода 8000 км.

Увы, антарктическая премьера крейсера провалилась с треском: конструкторы не учли горного рельефа Антарктиды. Машине приходилось карабкаться на крутые ледяные скалы - заструги. А ведь свесы кузова составляли по... 5 метров! Да и мощности двигателей не хватило для езды по рыхлому снегу. Нет, Антарктике нужен был иной транспорт!

АНТАРКТИЧЕСКИЙ ТАНК

Советские боевые гусеничные машины долго считали лучшими в мире. Аналогичную оценку получила советская "Харьковчанка", созданная в 1959 году для дальних экспедиций по Антарктиде. Основные решения и агрегаты были заимствованы у артиллерийского тягача АТ-Т и танка Т-54. Шасси "изделия 404С" (так на харьковском заводе официально называли машину) удлинили, ширину гусениц довели до метра. Дизель с механическим нагнетателем развивал почти 1000 л. с. на высоте 3000 м. В гигантских баках плескалось 2,5 тонны солярки, которой хватало на 1500 км. Кабина площадью однокомнатной квартиры - 28 м2 имела высоту 2,1 м. Микроклимат обеспечивали восемь слоев капроновой ваты и отопители, подающие в час до 200 м3 горячего воздуха. Ремонтировали двигатель прямо из кабины.

Монстр массой 35 т мог тащить 70-тонный прицеп, взбираться на 30-градусный (не 30-процентный!) подъем и плавать в ледяной воде. В 1967 году эти машины покорили Полюс относительной недоступности. Потом сюда уже никто не забирался. "Харьковчанки" эксплуатировали вплоть до конца 90-х годов прошлого века.

"ЗМЕЯ" ПО ИМЕНИ "ВИТЯЗЬ"

При всех достоинствах "харьковчанки" были слишком короткими, чтобы не бояться замаскированных снегом трещин. Поэтому для Антарктики адаптировали другое изделие ВПК - транспортер "Витязь". Он был разработан еще в середине шестидесятых и выпускается на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения. По сути, машины представляют собой этакую двух-трехзвенную "змею", которая, подобно кобре, может поднимать вверх "голову", преодолевая заструги. Этой способностью транспортеры серии ДТ обязаны шарниру, соединяющему звенья. С помощью гидравлики он может принудительно поворачиваться в трех плоскостях или фиксироваться для прямолинейного движения. В последнем случае "Витязь" - монолитный тягач длиной свыше 14 метров (а трехзвенник ДТ-30П-18П и того больше!). Такой "анаконде" трещины метров до пяти и вертикальные ступеньки в 1,5 м - нипочем! Как и на "харьковчанках", на "витязях" устанавливают комфортный жилой блок на втором, ведущем или третьем - пассивном звене.

Первые два "витязя" попали в Антарктиду в 1989 году. Корабль не смог подойти близко к берегу, и транспортеры на глазах потрясенных иностранных журналистов просто спустились в воду, проплыли 12 км и, задрав "головы", преспокойно выбрались на лед. Сегодня "витязи" обслуживают станции Австралии, Аргентины, Франции и ЮАР. Кстати, на последней - их сервис-центр.

В ТЕНИ ГИГАНТОВ

По мере обживания Антарктиды стало ясно: дальние походы не единственная задача ученых. Большее время отнимают рутинные работы вблизи станций, расчистка и трамбовка взлетных полос, поездки по проторенным маршрутам. Кроме того, в наши дни суровый материк стал излюбленным местом туристов. Для решений этих задач нет нужды в гигантах. Главное - проходимость и морозоустойчивость.

Начало относительно небольшим машинам положил "Сноу Кэт" американца Эммитта Такера. Изначально машину предназначали для Канады и Аляски, но благодаря выдающимся внедорожным качествам (например, удельное давление на грунт всего 0,045 кгс/см2) "снежные коты" поехали в антарктическую экспедицию 1957-1959 гг. Фирма получила заказ на восемь "сноу кэтов", которые при массе 3600 кг нагружали снег меньше, чем рослый лыжник. Несколько страшноватый с виду, "кот" уверенно шел со скоростью 25 км/ч, пока на пути не встречалась трещина. Гусеничные тележки могли поворачиваться почти на 90° в вертикальной плоскости, это позволяло по-кошачьи взбираться на ледяные заструги.

Сегодня "сноу кэты" оснащают дизелями "Камминс" мощностью от 170 л. с. и автоматической трансмиссией "Эллисон". Они перевозят пассажиров или тянут санные прицепы массой до 8 тонн. Гусеничные тележки, аналогичные тем, что некогда разработал Такер, прижились и на пикапах "Форд", где их устанавливают вместо колес.

Распространены на полярных станциях и плавающие транспортеры шведской фирмы "Хэгглунд", на базе которых создали и туристические версии с повышенным - вплоть до оснащения ремнями безопасности и... кондиционерами - комфортом. Пятнадцатиминутная прогулка по Антарктиде со скоростью 55 км/ч - захватывающий аттракцион стоимостью всего 12 долларов с человека! Может, поэтому машины окрестили здесь "Дядюшка доллар". Но все же основная работа "хэгглундов" - дальние перевозки и спасательно-розыскные операции.

С альпийских горнолыжных трасс пришли в Антарктику многоцелевые немецкие тягачи "Пистен Булли". Довольно тяжелая машина на широких гусеницах чрезвычайно устойчива. Двигатель "Мерседес-Бенц ОМ 457 LA" приводит в действие мощный гидронасос, питающий гидромоторы ведущих звездочек. Никаких карданных валов, шестерен, коробок передач. Скорость до 25 км/ч, а тормоза, в обычном понимании, "Пистен Булли" не нужны - он тормозит "двигателями". Преодолеваемый подъем - фантастические 45°. В Антарктиде прижились пассажирские (до 20 мест), грузовые и специальные версии. За работой всех систем следит бортовой компьютер, он даже распознает обрыв отдельных нитей троса лебедки. А трос, кстати, длиной... 1050 м! Обычно тягач тащит санный поезд из двух-трех прицепов с грузом до 20 тонн. Маршрут между немецкими станциями "Ноймайер" и "Конен" в 757 км поезд преодолевает в зависимости от погоды за 9-14 дней, но только в период с декабря по февраль, то есть летом. Раньше разведанные безопасные фарватеры обставляли вешками, теперь точно выдерживать курс помогают спутниковые навигаторы.

В Антарктиде есть районы с разными климатическими и "бездорожными" условиями. В некоторых местах работают обычные автомобили, прошедшие арктическую подготовку, например "нивы" и "тойоты". Популярны бигфуты - шины сверхбольшой размерности с низким давлением на снег. Практически всегда на машинах стоят пусковые подогреватели. В сильные морозы дизельные двигатели переводят на авиационный керосин, он не застывает даже при очень низких температурах...

Кто-то освоил здесь, пожалуй, и самое экзотическое для Антарктики транспортное средство. Утренний моцион можно совершать на... горном велосипеде! Впрочем, не исключено, что скоро по Антарктике будут ездить обычные машины, но обязательно на шипованных шинах.

Американцы уже строят первое трансантарктическое ледяное шоссе длиной 1600 км от береговой базы Мак-Мердо до базы Амундсен-Скотт на Южном полюсе.

"Снежный крейсер" добрался до антарктических снегов, да в них и пропал.

Главным "линкором" Антарктиды на десятилетия стала советская "Харьковчанка".

Двух-трехзвенные тягачи "Витязь" - уникальные по своим возможностям вездеходы.

"Сноу кэты" бессильны против скрытых трещин и работают "на местных линиях".

Гусеничные движители ставят и на обычные вседорожники, например, "Форд".

Самый распространенный сегодня вездеход Антарктики "Пистен Булли".

Шведский "Хэгглунд" похож на уменьшенный "Витязь", однако не имеет управляемого шарнира в сочленении звеньев.

От жилой зоны до взлетной полосы можно с комфортом доехать на "Дельте" с шинами сверхнизкого давления.

НАША СПРАВКА

Антарктида открыта в 1820 году экспедицией Беллингсгаузена и Лазарева. Площадь - около 14 млн. км2; средняя высота над уровнем моря - 2040 м, максимальная - 5140 м. Покрыто льдом 99% территории, средняя толщина ледяного покрова - 1720 м, максимальная - 4300 м. Средняя температура зимой - минус 65°С, летом - минус 40°С; плотность населения - около 0,00003 чел/км2.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2003
Поделиться: