Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Mercedes-Benz Guard: пять минут, которые спасают жизнь

Этим машины окутаны криминально-политическим флером. Их выбирают бизнесмены, олигархи, президенты и бандиты всех мастей. Чаще всего они попадают в новости, когда на их хозяина совершают покушение. Бронемашины Mercedes-Benz Guard в репортаже нашего корреспондента.
Полная версия

Мастер лет пятидесяти сосредоточенно и деловито осмотрел темно-бурую пластину с полсантиметра толщиной, размеченную белыми рисками, аккуратненько укрепил ее на площадке и потянул рычаг довольно-таки допотопного по виду гибочного станка. Затем сверил полученный угол изгиба с лекалом и повторил операцию. Цикл операций повторился еще раз пять, пока этот солидный мужчина, вся внешность которого наталкивала на выводы, что перед нами как минимум профессор, не удовлетворился результатами и понес полученную пластину странной формы на стеллаж. Что это было? Всего лишь одна из многих сотен операций, в результате которых рождается бронеавтомобиль Mercedes-Benz Guard.

Дорога в цех Center of Excellence, что находится недалеко от Штутгарта, начинается с небольшого, но весьма впечатляющего демозала, где будущих обладателей эксклюзивных моделей Mercedes встречает парочка «последних из могикан» — Maybach. «Они все еще продаются, так что у вас есть шанс стать обладателем вот этого ландоле,  – шутит  сопровождающий нас  Маркус Наст, отвечающий за маркетинг и связи с общественностью подразделения Mercedes-Benz Guard. И уже серьезно добавляет: «А теперь мы отправляемся туда, где создаются самые лучшие в мире гражданские бронеавтомобили, но оставьте ваши фотоаппараты здесь…» Предупреждение оказалось совсем не лишним – всю дорогу от офиса к зданию сборочного цеха на территории завода в Зиндельфингене мы с коллегами рефлекторно порывались достать фотокамеру, завидев проезжающие мимо то увешанный черными  пластиковыми панелями прототип какого-то концепта, то закамуфлированный краской и легкими кожухами предсерийный прототип нового S-класс. Но вот мучения несостоявшихся «фотошпионов» закончены, и мы заходим в двери невысокого и достаточно скромного на фоне масштабов завода Mercedes-Benz в Зиндельфингене цеха.

Западные автозаводы практически всегда отличаются тишиной (если не брать в расчет участки штамповки и сварки), но цех Center of Excellence помимо этой тишины поражает и какой-то изумительной неторопливостью, словно ты оказался не на современном конвейерном производстве, а в мастерской средневекового ремесленника. Отчасти такое сравнение вполне допустимо – ведь производство это даже не мелкосерийное, а по-настоящему индивидуальное. Вырезанные мощнейшей гидрофрезой детали будущей капсулы безопасности подгоняются по лекалам – именно этот процесс мы видели в самом начале нашей экскурсии по заводу, а затем нумеруются. Позже в процессе изготовления капсулы безопасности, даже при том что неокрашенный кузов берется с основного конвейера, для каждой определенной машины используются детали из своего набора.

Технология создания бронеавтомобиля здесь подчинена сразу трем взаимоисключающим задачам. Во-первых, необходимо создать бронированную конструкцию, которая спасет жизнь VIP-персоны. Никто не ждет, что бронированный лимузин сможет противостоять крупнокалиберному пулемету (впрочем, как показал случай с покушением на президента Грузии, реактивный снаряд из гранатомета вполне может срикошетить от бронестекла), но вот выдержать под обстрелом несколько драгоценных минут или противостоять СВУ такая машина должна по определению. Во-вторых, увеличившийся на пару тонн вес не должен отрицательно сказаться на динамике автомобиля и резко ухудшить управляемость, превратив Mercedes в неповоротливую тушу. Ну и в-третьих, машина должна сохранить внешность обычного серийного лимузина или внедорожника. Последняя задача, пожалуй, одна из самых непростых и очень сильно влияет на сложность двух других. Она делает невозможной использование военных технологий цельнобронированного кузова или применения рамной конструкции. Вместо этого используется капсула безопасности, которая включает в себя весь пассажирский отсек. Критические сочленения вроде стыков дверей и стоек, узла крепления зеркала или лючка бензобака прикрыты хитроумным «лабиринтом», который образуют нахлестывающиеся друг на друга бронепанели. Места креплений всех подвижных деталей также усиливаются и бронируются. Помимо металла используется ткань из арамидного волокна – из такого же выполнены панели в бронежилетах. Специальные решения применены в подвеске и тормозной системе. По словам специалистов компании, даже с поврежденными тормозами автомобиль семейства Guard сохранит управляемость и позволит вывезти охраняемое лицо из-под огня.

Кузов для будущего бронеавтомобиля изымается с конвейера

Помимо установки бронекапсулы сложной инженерной задачей является остекление. Оно выполняется из многослойного «сэндвича», в котором чередуется стекло специального сорта и листы поликарбоната. О том, насколько эффективным получается этот вид защиты, нам продемонстрировали в тире, находящемся по соседству. Отстрел стекол из каждой партии ведется в помещении (для испытания качества бронирования в целом и получения сертификата машину расстреливают на специальном полигоне). Используются патроны с точной навеской пороха, которые поставляет та же самая организация, что отвечает за сертификацию бронеавтомобилей. Первый выстрел по двери оставляет в жести пробоину, броня, естественно, удерживает пулю, разрушив ее. Выстрел по стеклу приносит интересный результат. Пуля от винтовочного патрона калибра 7,62х54R оставляет в стекле углубление, равное пятирублевой монете – это примерно половина толщины стекла. Немного поковыряв монеткой, обнаруживаем и кусок стального сердечника. Впечатляюще, что и говорить…

Помимо того, что вес двери с таким стеклом возрастает на добрую сотню кило, для того чтобы сохранить функцию опускания окон, приходится устанавливать специальные гидравлические стеклоподъемники. Сам же механизм открывания дверей никаких сервоприводов не подразумевает. Легкость, с которой охранники распахивают двери президентских лимузинов, объясняется исключительно годами тренировок и отменной физической формой «людей в черном».

Маркус Наст демонстрирует тестовый образец бронестекла. Ниже - специальные диски и покрышки Guard

Если не брать в расчет броню, то автомобиль собирается практически идентично обычной серийной машине, за исключением самозатягивающихся баков и специальной системы подачи воздуха и пожаротушения. Специальное коммуникационное оборудование устанавливается в небольшом отдельном цеху, больше похожем на ремонтную зону автосервиса. Хотя устанавливается — это не совсем верное слово. Чаще всего в дело идут муляжи, которые потом заменяются техниками службы безопасности клиента на действующие образцы.

Сами мерседесовцы считают производство линейки Guard одним из самых совершенных производств этого рода в мире и объясняют это тем, что помимо самой полной в мире линейки из семи моделей, начинающейся Е-классом и заканчивающейся бронеавтомобилем президентов – Mercedes-Benz S600 Pullman Guard, компания исповедует совершенно иную, отличную даже от таких экспертов в своем деле, как BMW и Audi, философию производства. Как сказал нам  Маркус Наст: «В отличие от конкурентов, мы не только располагаем самым большим модельным рядом из семи бронированных моделей классом вплоть до VR7-VR9 и VR10, но и имеем идеальный баланс между серийным производством на конвейере и ручной эксклюзивной работой специального подразделения. Наши люди заняты только производством автомобилей Guard. Это не рабочие, которых отрывают от конвейера для выполнения  заказа. Им нет необходимости каждый раз заново осваивать операции, как это приходится делать тем нашим конкурентам, которые не имеют подобного специализированного производства. Здесь уникально не только оборудование, но и персонал – работать в Mercedes-Benz Guard — мечта каждого сотрудника на конвейере.

Прийти сюда  мечтают, еще учась в профессионально-техническом училище, а если отсюда и уходят, то только на пенсию. В итоге мы можем гарантировать клиентам высочайший уровень профессионализма и, что очень важно, абсолютную конфиденциальность». Разумеется, вопрос, который не мог быть не задан: «Насколько машина, которую мы видели в сборочном цеху, похожа на путинский S600 Pullman?» «Наши клиенты ценят конфиденциальность, и мы ценим их доверие, — с улыбкой уклонился от вопроса герр Маркус, но спустя секунду добавил, — конечно же, он отличается, но это, как вы понимаете, секрет, и не только наш…»

Тот самый S600 Pullman Guard на последнем этапе сборки

В качестве своеобразной компенсации за нераскрытые секреты любезные хозяева предложили нам опробовать их детище в действии. Нет, конечно же, Pullman нам никто не дал, но вот бронированный S600 с мотором V12 – пожалуйста. Жаль только, что вместо полигона маршрут короткого тест-драйва проходил по окрестностям завода. На автобан нас не выпустили, сославшись на «погодные условия». Но зато мы получили возможность хоть немного оценить плавность хода и управляемость в режиме «бюргер в пригороде» — на скоростях не выше 60 км/ч. Если не считать появившегося ощущения «монументальности», то каких-то ярких отличий в повадках S600 Guard не заметить. Но вот что заметно, так это то, что даже с увеличившейся на 2 тонны массой в крейсерском режиме автомобиль держит обороты на уровне 1500 в минуту! Вот и говори после этого о больших и неэкономичных моторах.

«Ну как вам понравилось?» — встречал нас вопросом после поездки Маркус Рубенбауэр, отвечающий в подразделении Guard за продажу и маркетинг. «Понравилось? Конечно же, да, как может не понравится поездка на воплощении технического совершенства с полутысячей лошадей под капотом, —  ответил я, но вот точно знаю, что не хотел бы быть человеком, которому такой автомобиль  по-настоящему нужен и уж тем более пригодился бы по своему прямому назначению – в качестве защиты от пуль и осколков самодельной бомбы». «Подумайте об этом более позитивно — как об инвестиции, — рассмеялся Маркус. — Ведь в большинстве случаев, приобретая наш продукт, компании тем самым показывают акционерам, насколько они ценят людей, которым инвесторы доверили управление своими деньгами, акциями, собственностью. Ну и, конечно же, в нашем неспокойном мире они покупают для самых важных для бизнеса людей самое ценное – пять минут, которые могут спасти жизнь».

Подпишитесь на «За рулем» в

10.04.2013
Поделиться: