Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Дорогу профессионалу

ДОРОГУ ПРОФЕССИОНАЛУ
Полная версия

ТЕХПОМОЩЬ

Диагностика

ТЕСТЕР "АВТОАС-ПРОФИ"

ДОРОГУ ПРОФЕССИОНАЛУ

ВЛАДИМИР АРБУЗОВ

Ростов-на-Дону наряду с Самарой известен тем, что здесь выпускают профессиональные диагностические приборы. С одним из них, портативным мотор-тестером "Автоас-2001" мы знакомили читателей в ЗР, 2000, № 12 и 2002, № 9. Теперь у него появился "старший брат" - компьютерный мотор-тестер "Автоас-Профи" (фото 1). Хотя, надо отдать должное, и прежний, работая с впрысковыми машинами, отнюдь не показал себя "любителем"!

ЧТО МОЖЕТ "ПРОФИ"?

Он способен контролировать и выдавать до 1000 различных параметров (если в этом будет необходимость), совместим с ЭБУ всех отечественных марок и многими зарубежными. В режиме мотор-тестера может детально обследовать состояние двигателя и его систем. По существу, речь идет о целом диагностическом комплексе на передвижной стойке, позволяющем работать практически с любыми автомобилями с бензиновыми двигателями - от карбюраторных до новейших с современным микропроцессорным управлением и статическими системами зажигания. Мощный шлейф проводов связывает специальные датчики, устанавливаемые на автомобиль, с функциональным блоком. Информация выводится на экран компьютера и принтер.

Технологию работы с новым прибором нам показали в реальных условиях, на диагностическом посту. Работать им можно в двух режимах. Первый - диагностика системы управления двигателем и его датчиков. Вторая - мотор-тестер. Для обеспечения второй функции и требуются специальные датчики.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - СКАНЕР

Итак, подсоединили разъемы, датчики к "десятке" с 16-клапанным мотором, которая в последние дни озадачивала владельца несколько возросшим расходом топлива. Мастер включил компьютер и выбрал режим автосканера. Прибор сам определил тип обследуемого ЭБУ, выдал паспортные данные блока, комплектацию систем автомобиля датчиками. (Напомним, она может быть различной.) Затем внедрился в память ЭБУ: ну, что там? Ошибок не зафиксировано. Машина вроде бы исправна. Но расход бензина все равно велик!

Перейдем к проверке параметров в режиме реального времени. Теперь прибор работает с датчиками автомобиля. Информация отображается на экране компьютера в виде цифр, таблиц или графиков. Здесь и частота вращения коленвала, и температура охлаждающей жидкости, и расход воздуха (фото 2), и многое еще, включая наличие текущей ошибки. В графическом виде можно одновременно просматривать дюжину важных параметров. Мало того, у прибора есть "изюминка": в любое мгновение он выдаст справку-подсказку - какое значение параметра оптимально для данного режима! Попробуйте-ка почерпнуть это из справочников или всевозможных руководств. Непросто! Зачастую они будто засекречены автопроизводителями.

Что еще можно вытребовать у нового прибора? Если потребуется, датчик разрежения (фото 3) поможет построить графики зависимости угла опережения зажигания от частоты вращения коленчатого вала. Или зависимости часового расхода топлива от режима работы двигателя. Может еще и показать, как по оборотам меняется длительность импульса впрыска, привязать ее к массовому расходу воздуха. И так далее.

Сопоставляя графические сигналы на общем табло, обнаружили, что лямбда-зонд вяло реагирует на изменение оборотов двигателя. При этом ЭБУ зажигает CHECK ENGINE, а в памяти временную ошибку не хранит. Менять лямбда-зонд? Мастер считает, что преждевременно. "Отставание" совсем невелико, а зонд дорогой. Что ж, положимся на опыт специалиста.

Теперь проверим управление исполнительными механизмами. Поочередно включаем форсунки, реле бензонасоса, катушки зажигания, реле вентилятора системы охлаждения... Снова все в порядке. Но не будем спешить с выводами.

МОТОР-ТЕСТЕР "ПОЛИРУЕТ"

Вторая важная функция - мотор-тестер. Ее обеспечивают уникальные датчики, разработанные и изготовленные здесь же, в НПП "АСЕ". Это емкостный датчик, измеряющий высокое напряжение в цепях зажигания. Следующий - датчик тока, предназначенный для измерения тока в низковольтных цепях и выполнения некоторых специальных тестов. Датчики давления в цилиндре и разрежения во впускном коллекторе позволяют получить много ценных сведений: компрессию в цилиндре, графики изменения давления во впускном коллекторе и цилиндре работающего двигателя, оценить правильность установки фаз ГРМ... По оснащенности "Автоас-Профи" ничуть не уступает куда более дорогим зарубежным аналогам, а кое в чем даже превосходит их. Например, уникальный адаптер DIS-kV, разработанный инженерами фирмы (фото 4).

Им можно проконтролировать сразу восемь цилиндров и по выстроенным графикам определить, как работают катушки зажигания, свечи, измерить параметры искры, сопротивление высоковольтной цепи.

Итак... Внимание! Когда дело дошло до свечей, заметили, что второй и третий цилиндры "выпадают" из ряда, особенно с увеличением оборотов (фото 5). Свеча барахлит! В движении это было практически незаметно, но не из-за этого ли повышен расход топлива?

Вывинтили свечи: внешне все выглядят благопристойно, на глазок дефектов нет. Но их все же очистили "пескоструйкой" и вернули на свои места. А когда вновь проверили, оказалось, что теперь свечи работают не хуже двух других. Следующие полчаса гоняли двигатель на разных режимах, определяя по известным методикам мощность, ее баланс по цилиндрам, пропуски искры и т. д. (см. ЗР, 2000, № 12). По току прокрутки стартера определили относительную компрессию в цилиндрах, а специальным датчиком, устанавливаемым в свечное отверстие, измерили компрессию - давление сжатия.

Крепнет ощущение, что в руках подготовленного человека этот прибор, сопоставляя множество параметров, группируя их, способен ответить, наверное, на любой вопрос.

Тест автомобиля заканчивается. Результаты его попадают в клиентскую базу, где хранятся в виде текстовых и графических отчетов, а хозяину вручают распечатки с полученными данными и калькуляцией стоимости работ.

Если машине доведется вновь попасть на эту СТОА, можно будет не только определить ее характеристики, но и сравнить их с прежними. Одни параметры работы машины меняться не должны, другие, напротив, со временем обязаны увеличиваться или уменьшаться. Сравнивая старые с вновь полученными, специалист не только оценит состояние машины, но и спрогнозирует его изменение в будущем.

...Да, так что же все-таки с "десяткой"? Контрольный заезд подтвердил - виноваты в "расточительстве" свечи. Очищенные, они снизили путевой расход почти на литр, примерно до 5,9 л/100 км.

ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД

Разработчики прибора продолжают расширять его возможности. В скором времени его научат диагностировать и дизельные автомобили. Все клиенты, купившие изделия АСЕ, "прописаны" в базе данных фирмы и своевременно получают информацию о новинках и обновленное программное обеспечение, как и владельцы прибора "Автоас-2001". Он постоянно пополняется новыми картриджами, а еще - работает с компьютером, поддерживая программу "Автоас-Сканер".

И последнее - цена. Стоит "Автоас-Профи" примерно 90 000 руб. - вдвое дешевле самого дешевого аналога из зарубежных.

"Профи" как он есть.

Так выглядит на экране осциллографа открытие и закрытие дросселя (рост напряжения с 2 до 4 В и его колебания в такт колебаниям воздушного потока, пока заслонка открыта).

Датчик разрежения (0-2 бар).

Прибор DIS, определяющий распределение высоковольтной энергии.

Проверка работы свечей: вторая и третья отлынивают!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.04.2003
Поделиться: