Микроавтобус Старт: социалистический романтизм
Помню, как впервые увидел этот микроавтобус в Москве в конце 1960-х. Московскому пацану, повидавшему к тому времени даже иномарки, диковинный автомобиль, тем не менее, показался созданием фантастическим – пришельцем из иного, очень необычного, а потому прекрасного и заманчивого мира. Да что там пацаны! Взрослые тоже заглядывались на невиданную машину с интересом. Неравнодушные к автомобилям разглядели чудной микроавтобус в финальных кадрах «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая. К слову, киношники выбрали самый выигрышный для машины ракурс. Но в 1967-м, когда фильм вышел на экраны, история «Старта» уже пару лет как финишировала.
СВОБОДА ИЗ СТЕКЛОПЛАСТИКА
Как известно, Никита Сергеевич Хрущев был фигурой противоречивой. Едва позволив печатать то, что авторы отчаялись увидеть при жизни, вскоре снова стал строить писателей и художников «рядами и колоннами». Зато одарил относительной свободой местную промышленность, создав (вернее, возродив) в 1957-м советы народного хозяйства – совнархозы. В стране помимо больших, мощных заводов росли небольшие предприятия, движущей силой которых стали энергичные технари и хозяйственники.
Вот и начальник северодонецкого автотранспортного управления А.С. Антонов, выпускник ХАДИ, сумел заразить таких же романтиков-энтузиастов идеей постройки прицепа-дачи из стеклопластика, а затем и аналогичного автомобиля. Этим материалом тогда бредили во всем мире. Еще в 1950-х появилось немало экспериментальных и даже серийных машин (скажем, «Шевроле-Корвет») с кузовом из самого современного, как казалось в те годы, материала – легкого и не подверженного коррозии.
Дизайн северодонецкого автомобиля разработал художник Ю.И. Андрос. Узлы и агрегаты 10-местная машина получила от ГАЗ-21 – выбирать было, по сути, не из чего. Первый образец собрали в конце 1963 года.
МИР, ТРУД, «СТАРТ»
Советская космическая летопись 1963 года фиксировала пуски искусственных спутников чуть не каждую пару месяцев, а еще был и полет первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Отечественная авиация в тот год отметилась первым полетом Ил-62.
Каким мог стать микроавтобус страны великих социальных и технических свершений, которая вот-вот обгонит США по уровню производства и благосостоянию? Смелости создателям «Старта» и вправду было не занимать. Конечно, влияние американской стилистики на украинских художников очевидно. Но в мире немного нашлось бы в ту пору фирм, чьи дизайнеры не испытывали этого влияния. Четыре фары под козырьками, длинный хвост сзади заканчивается острыми «плавниками» (впрочем, в США они уже вышли из моды). Сюда бы еще панорамные стекла – непременные элементы американского аэрокосмического дизайна. Но кто же даст мелкому предприятию стекло от «Чайки»? Машину делали по принципу «что можно достать».