Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Штрафы: вот такое кино

Камеры видеофиксации заполонили дороги, улицы, переулки. И мы их приняли бы, но уж слишком часто они ошибаются – и невиновный вмиг становится нарушителем. Как отбиться от незаконного штрафа?
Полная версия

ГОСУДАРЕВО ОКО

Они готовы следить за всем, на что их настроишь, – за скоростью, выделенными полосами, парковкой, обочиной. Это замечательно. Власти декларируют неотвратимость наказания и претворяют свои обещания в жизнь. Не важно, кому принадлежит автомобиль, – всех отметит беспристрастный прибор. И на дорогах наступит порядок, и казна пополнится... С первым у властей пока не очень получается, зато со вторым бьют рекорды. Только за 2012 год было выписано штрафов на сумму более 3 миллиардов рублей! Оттого и растут камеры на дорогах как грибы после дождя. Их разве что в тупиках не ставят.

На бессветофорном Краснопресненском проспекте, например, они висят через каждые 500 м. Между прочим, один комплекс «Стрелка-СТ» стоит около 3 миллионов рублей, а еще и обслуживание... Хороший получается бизнес: за счет бюджета, то есть наших с вами денег, закупаются тысячи камер, которые потом приносят доход бюджету... и частным компаниям. Здорово придумали!

И ведь ничего не известно о том, какое влияние на аварийность все эти камеры оказывают. Может, на них возложена воспитательная функция? Отчасти да. Водители видят камеру и сразу снижают скорость. Заметив патрулирующий парковки автомобиль, ищут местá, где можно поставить машину по правилам. Но все равно велика вероятность налететь на штраф ни за что ни про что. В чем мы убедились на собственном опыте.

Систему автоматической фиксации контролирует специальное подразделение. Сбоев, однако, меньше не становится.

А В ОТВЕТ – ТИШИНА

Мы уже писали, как опротестовали штраф в 3000 рублей, выписанный за неправильную парковку редакционного автомобиля «Форд-Фокус» (ЗР, 2013, № 4). Он тихо-мирно стоял себе у дома № 7 в Кривоколенном переулке, а в постановлении значился другой адрес: тот же переулок, но дом № 5, где стоянка действительно запрещена. Тогда Арбитражный суд Москвы признал постановление незаконным и отменил его.

И вот – новое дело. Снова редакционный автомобиль, «Ладу-Ларгус», уличили в неправильной парковке. «Паркрайт» опять промазал: «Ларгус» стоял в разрешенном месте, а прибор упорно утверждал обратное. Уж не знаю, за какие такие заслуги эти комплексы взяли на вооружение столичные власти!

В здании УГИБДД несогласные собираются в многочасовые очереди.

Пришел такой идиотский штраф. Куда бежать? КоАП РФ предусматривает два пути направления жалобы – в суд или в вышестоящий орган ГАИ. В УГИБДД города Москвы есть для этого специальное подразделение. Точнее, комнатушка, где пара инспекторов принимает водителей, несогласных с наказанием. Очередь как в начале 90-х годов прошлого века в первый столичный «Макдональдс» – в три кольца. Я простоял час, но, кажется, она не сдвинулась. Тогда решил сдать кляузу через канцелярию. Статья 30.5 КоАП РФ предписывает должностным лицам рассмотреть жалобу в течение 10 дней. При этом на рассмотрение обязаны пригласить несогласного нарушителя. Ответа ждал месяц (!), но из ГИБДД никаких сигналов не поступило. Пришлось снова идти в Управление ГИБДД, выстоять часовую очередь. Инспектор посмотрел на жалобу с отметкой о принятии (месячной давности) и спокойно заявил: «Рано вы пришли, ждите ответа месяца через два, не раньше». Хороши работнички!

– А как же закон и десятидневный срок для ответа?

– Жалоб слишком много, не успеваем обработать.

Что же, спасибо, что не выгнали! Прошел еще месяц, и снова тишина. Возвращаюсь в третий раз в ГИБДД, отстаиваю очередь. Тот же самый разговор. Правда, в этот раз инспектор дал мне «волшебный» номер телефона. Дескать, звоните и узнаете, когда будет готово решение по жалобе. Причем звонить можно только из здания ГАИ – номер внутренний. К единственному аппарату всегда стоит очередь. В тот день я насчитал десять страждущих наорать на гаишников в эту трубку.

 

«Паркрайт» часто не может правильно определить место стоянки автомобиля.

Похоже, все пытаются дозвониться по одному и тому же номеру, но на другом конце никто трубку не берет. Нетерпеливые, несколько раз выслушав длинные гудки, уходят. Дошла очередь до меня. Звоню. Длинные гудки сменяются короткими. Наконец, там, на другом конце, не выдержали и сквозь зубы процедили: «Алло». Я вкратце изложил проблему, сообщил номер постановления и дату подачи жалобы. В ответ привычное: «Оставьте свой номер телефона, вам позвонят. Решение еще не готово». Видимо, на этом этапе сдаются самые настырные. Я решил все-таки добиться ответа. И – о чудо! – на следующий день получил радостное известие: можно забрать решение по жалобе. Бегом в ГИБДД, снова в очереди часок, и бумага в руках: постановление признано незаконным и отменено. Причем в решении указано, что принято оно было... через два дня после моего первого обращения. А вот ответ я прождал два месяца.

Скорее всего, это липа. Решение сделали задним числом, когда поняли, что просто так от меня не отвязаться. Ведь за нарушение сроков для ответа можно получить от начальства по шапке.

Итак, жалоб на работу системы фиксации нарушений правил парковки очень много (за год только в Москве – тысячи!). Так же как и на работу ГИБДД по рассмотрению обращений недовольных граждан. Уважаемые начальники из МВД, хотите услышать, что думают граждане о вашей службе? Приходите в любой день на Садовую-Самотечную в Москве, потолкайтесь в очереди. Только надо обязательно быть в штатском, а то ведь побьют: люди там попадаются разгоряченные...

Бороться с незаконными постановлениями можно и нужно, хотя это требует немало времени и сил. Жаль, что нельзя рублем наказать эти службы (и департамент транспорта, и сотрудников ГИБДД) за непрофессионализм и плохое исполнение должностных обязанностей.

«Всего» два месяца ожидания, и постановление признали незаконным.

ПРОВЕРЕНО НА ОПЫТЕ

Штраф за нарушение скоростного режима можно отменить лишь при явном противоречии в зафиксированных прибором картинках. Самые распространенные ошибки связаны с распознаванием знаков. Машина едет одна, а номера фиксируют от другой.

Вместе со мной в очереди в ГИБДД сидел «счастливый» владелец вседорожника «Тойота-Ленд Крузер». Он регулярно получает штрафы с автоматических камер. На фотографиях отчетливо виден... «Ниссан-Мурано», но «Стрелка», почему-то упорно путая модели, отправляет штраф хозяину «Тойоты». Тот, понятно, уже взбешен: третий раз толчется в ГАИ. И таких невероятно много. Да целая очередь!

Доказать, что не превышал скорость, фактически невозможно. Принцип презумпции невиновности тут не работает. А подтвердить, что автомобиль двигался в рамках разрешенного скоростного режима, при отсутствии технических средств (навигатор с фиксацией скоростного режима) просто нереально.

Кстати, в работе прибора «Стрелка» много интересного и непонятного; мы посвятим этому отдельную статью в следующем номере.

А вообще – низкий поклон властям за очередной эксперимент на согражданах за их же деньги. Систему дорабатывают, похоже, прямо по ходу дела; а где лес рубят – само собой, щепки летят. Лучше бы тренировались на «кошках».

Поэтому мы требуем, а не просто предлагаем: во-первых, немедленно отменить действие камер видеофиксации до той поры, пока не отладят их работу. Особенно это касается контролеров парковок. Во-вторых, разобраться, наконец, с дислокацией знаков. Ставить их только по делу и в соответствии с ГОСТом! В-третьих, решать проблемы незаконно оштрафованных граждан мгновенно – через Интернет, по звонку, как хотите, – а не мытарить их в очередях, не уступающих колбасным в советское время.

ПРО СИСТЕМУ

Столичное Управление федеральной службы судебных приставов (УФССП) приостановило работу со штрафами ГИБДД. Должникам перестали направлять исполнительные документы. Такую меру было решено принять из-за сбоя в системе. Данные о перечисленных средствах не доходят до Федерального казначейства. В результате в ГИБДД сочли, что водители не оплатили штрафы вовремя, и зачислили их в ряды неплательщиков. В ходе разбирательства на заседании правительства оказалось, что в 2012 году ФССП получила информацию из ГАИ о примерно 500 тысячах неоплаченных штрафов, которые после проверки оказались оплаченными.

ПРО ШТРАФЫ

С информацией о неоплаченных штрафах можно ознакомиться на сайтах госуслуг (www.gosuslugi.ru) и ГИБДД МВД РФ (www.gibdd.ru). На последнем есть новая функция, которая позволяет отправить копию оплаченной квитанции.

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Смирнов Сергей
05.09.2013
Поделиться: