Я за Одессу вам веду рассказ
Дичайше «прошу пардону» за частоту «Одессы» в этом тексте. Кое-где заменил название на бесцветное «город», но все равно вышло частенько. А что делать?! Одесса – это не просто название города. Это еще и особенный язык, и образ жизни, и своеобразная философия... Коротко и по-современному – бренд. Но понять это можно, только попав в Одессу.
Грузите апельсины бочках
Эту фразу из «Золотого теленка» мы знаем с детства. Но не ее происхождение. А история любопытная... Южную Пальмиру основала в 1794 году своим указом, как Петр I Северную, императрица Екатерина Великая. Первым градоначальником стал Арман Эммануэль София-Септимани де Виньеро дю Плесси, граф де Шинон, 5-й герцог (дюк) Ришелье. А преемником Эммануила Осиповича был дон Хосе Де Рибас, он же – Иосип Михайлович Дерибас. По легенде, он дал взятку Павлу I, унаследовавшему престол Екатерины II и стремившемуся уничтожить все начинания нелюбимой матери. Дерибас отправил императору несколько возов с греческими апельсинами, в то время невиданными даже при дворе. В бочках. Вошедший во вкус Павел снова стал давать деньги на строительство Одессы. А соответствующий памятник («Взятке») стоит теперь на бульваре Жванецкого, бывшем Искусств.
Не скажу за всю Одессу…
Она просто наводнена памятниками. Для того чтобы увидеть большинство, нужно обойти город, а Одесса, как поется в известной песне, очень велика. Впрочем, есть вариант попроще – зайти в сад скульптур рядом с местным Литературным музеем, недалеко от Оперного театра (вверх по лестнице с Таможенной площади, от перенесенного в 2007 году памятника потемкинцам). Там миниатюрные скульптуры в бронзе, во главе в Дюком в джинсах (так приличнее, и джинсы все равно изобрели в Одессе, и шьют их, как известно, здесь же). Тут и одессит Мишка (Жванецкий со своим портфелем), моряк Костя с шаландой и рыбачкой Соней, вся компания О.Бендера на «Антилопе Гну», Ильф и Петров с одним из 12 стульев и золотым теленком. В саду Литмузея проводят семинары-тренинги. Прищепками на веревочках закреплены листочки с «визуальными воплощениями идей». На одном красуется «Щоб я так жил!» с «Щ» в короне. За занавесью из листочков – вход во флигель, где один из местных художников организовал инсталляцию на тему одесского быта. Там можно узнать, например, что на танцвечере неприлично танцевать только с одной девушкой! Не знали, таки-да?
Подлинный одесский быт – в местных дворах: домики-скворечники с деревянными лесенками, сушащееся белье, шумные тетки с папиросами и кучи-малы из детишек вперемешку с кошками-собачками. Двор Гоцмана из «Лицквидации» – один из многих. И с 40-х годов там ничего не изменилось. Разве кое-где стоят новые машины. Обязательно поговорите с местными. Они изъясняются по-одесски и между собой, но перед туристами по-настоящему держат фасон, со всеми своими «имею задать вопросов», «що ви мине» и «цимесами».
− Почем синенькие?
− Дура, это куры!На Привоз – знаменитый одесский рынок – без дела ходить не советую. Если очень хочется, лучше зайти с Преображенской улицы, от одноименного парка. Именно с этой стороны располагаются рыбные ряды, прославившие Привоз. Не скажу за всех, но я такой рыбы и таких торговцев (а главное – торговок) в жизни не видывал. Сплошные мадам Грицацуевы и Тети Розы. С шумного Привоза хорошо выйти на Мясоедовскую, где, как поет Чиж, давно все спокойно и бродят граждане весьма достойно… Или напротив, на Большую Арнаутскую. Прокатиться на трамвае по Французскому бульвару. И щоб ви так доехали, как оплатили проезд! А если хотите пройти на Дерибасовскую, мотайте на ус, шо тудой не ходят, а гуляют постепенно, шобы делать базар. Это главная туристическая улица города, где люди приобретают сувениры и сидят в ресторанах, когда качаются фонарики ночные. Все, ша, закрываю рот с той стороны, шобы не делать вам нервы. Просто съездите в Одессу, если еще не были. Конечно, много есть на свете городов... Но этот!
Обратите внимание!
Согласно местным законам нерезидентам Украины нельзя ездить на временно ввезенном автомобиле без человека, оформившего на себя его ввоз. Даже если у вас есть нотариально заверенная доверенность. Так что, если у вас групповая поездка и вы планируете, что на машине в страну въедет один человек, а выедет другой (в отсутствии первого), планы придется пересмотреть. Штраф за это злодеяние – 8500 гривен (около 34 000 руб.), уже после задержания автомобиля и его водителя и рассмотрения дела.
В тумане скрылась милая Одесса…
Из Одессы в Москву мы ехали на нескольких Peugeot 301. Автомобили пригнали туда наши коллеги из первой группы, улетевшие домой самолетом, привезшим нас, группу №2. Путь обратно предстоял неблизкий, без малого 1500 км, и, как оказалось впоследствии, длительный – свою роль сыграл человеческий фактор. К технике больших претензий не было. Покритиковать можно разве что довольно скромные (50-литровые) топливные баки этих машин. Если ехать в хорошем темпе, тем более на автомобиле с автоматической трансмиссией, заправляться приходится чаще, чем хотелось бы. Зато дизель с «механикой» удивительно экономичен – такая версия расходует около 5 л на 100 км, даже если водитель вовсе не старается сжечь меньше топлива. Порадовала и подвеска 301-го, которую сложно «пробить» даже на пугающих неровностях. Впрочем, их все-таки лучше объезжать. А ремонтируемых участков дороги на нашем маршруте оказалось немало. Благо маневрировать на 301-м легко и даже приятно.
Вердикт
редактор:
− Об Одессе я думал хуже, чем ее увидел. Казалось, что такой разрекламированный город просто не может понравиться. Однако Одесса заставила в себя влюбиться. Кажется, у этого города есть душа, ум, не говоря уж о чувстве юмора, замешанном на иронии. Даже – самоиронии.
В общем, как пел персонаж Высоцкого, куплетист Жорж Бенгальский: «Дамы, господа, я потрясен и смят, мадам, месье, я счастлив, что таиться!»