Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Олег дерипаска: покупаем, чтобы работать

ОЛЕГ ДЕРИПАСКА: ПОКУПАЕМ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ
Полная версия

АКТУАЛЬНО

/ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ОЛЕГ ДЕРИПАСКА: ПОКУПАЕМ, ЧТОБЫ РАБОТАТЬ

Олег Дерипаска родился 2 января 1968 года в городе Дзержинске Горьковской (Нижегородской) области. Окончил два вуза: физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. Служил в ракетных войсках в Забайкалье. С 1994 года - директор Саянского алюминиевого завода, одного из крупнейших в России. В 1997 году стал инициатором создания Группы "Сибирский алюминий". Сегодня "Сибал" входит в десятку ведущих мировых производителей продукции из алюминия. В 2000 году он приобрел контрольный пакет ПАЗа и блокирующий (25% акций + 1) ГАЗа. С весны 2000 года - Генеральный директор вновь образованной компании "Русский алюминий", второй по производительности и уровню капитализации в мире: 70% российского и 12% мирового производства алюминиевой продукции. В 1999 году Указом Президента РФ награжден Орденом Дружбы.

ЗР: Олег Владимирович, ваше обращение к автомобильной промышленности, наверняка, не случайно. Поясните: это экономический интерес?

О. Д.: Разумеется. Те, кто интересуется автомобилями, знают, что алюминий - один из основных компонентов при производстве автотехники. Все мы наслышаны о зарубежных автомобилях, в которых сталь заменена алюминием. А Россия? Разве мы не можем делать автомобили по мировым стандартам? И если уж я возглавляю структуры, что производят алюминий в больших количествах, то почему бы мне не объединить их с автомобильным производством? Такой шаг сам собой напрашивался.

ЗР: То есть, отчасти вам и "за державу обидно", так?

О. Д.: Да, вполне готов повторить эти памятные слова. Обидно, что ряд российских автомобильных производств доведен до абсурда: много лет они были рентабельными и вдруг, в одночасье - в долговой яме. Это неспроста: ясно, кто-то решил поставить предприятия на колени, обанкротить "по знакомству" и прикупить по дешевке. И если мои обратные действия кому-то не по нраву - ничего не поделаешь, все свои бизнес-мероприятия я провожу в рамках действующего законодательства и делаю это как можно прозрачнее для всех. Чтобы не думали: вот, Дерипаска втихаря вытворяет что-то в ущерб стране.

ЗР: В автомобильной отрасли вы начали год назад с Павловского автобусного завода. Почему именно с него?

О. Д.: Вспомоществование. Разумеется, это было не спонтанное, а продуманное решение.

Наши менеджеры, что пришли к руководству ПАЗа, избрали открытый путь управления: перешли на полностью прозрачные схемы финансовых потоков и отказались от бартера. Производство автобусов возросло на 77%, мало того, запустили в производство новые модели - большие и средние автобусы. Я не скрываю: мы хотим сделать марку ПАЗ ведущей в отрасли.

ЗР: Вы и систему реализации изменили - поясните ее суть.

О. Д.: Да, это так. В августе 2000 года был образован Торговый дом "РусАвтоПром". Дочерние компании: ТД "РусАвтоПром-М" в Москве и ТД "РусАвтоПром-НН" в Нижнем Новгороде имеют эксклюзивное право продажи всей продукции ПАЗа. Мы не против дилеров, но работать они будут только "под нашу дудку".

ЗР: Ваша политика на ГАЗе аналогична?

О. Д.: Нельзя позволять кому-то губить стратегически важное для России предприятие. Моя проблема - восстановить и интегрировать производство, поставив туда команду современно мыслящих менеджеров, объяснить коллективу, что не будет массовых увольнений, а будет вполне естественное расставание с пьяницами, что с ростом качества возрастет спрос, а значит, потребуются новые специалисты и повысится зарплата и т. д. Меня обвиняют в том, что я воспользовался тяжелым положением предприятия. Да, воспользовался, потому что именно сейчас самый подходящий период для инвестиций и перехода к грамотной стратегии. А что же, ждать, когда ГАЗ встанет на ноги с помощью какого-то чуда? Сейчас время тех, кто сам берет на себя ответственность за судьбы людей на предприятиях. Наша установка - богатейте вместе с нами. Есть, правда, одно ма-аленькое условие - надо много учиться и много работать, а не всем этого хочется, не всем и дано. Мне это дано, я благодарен Господу за этот дар и предполагаю еще многое сделать для своей Родины, пусть это и звучит высокопарно.

ЗР: Есть информация, что вы хотите создать автомобильный холдинг. Его задачи?

О. Д.: Когда работаешь с разрозненными предприятиями, то сложнее установить производственные связи, еще более сложным представляется механизм реализации продукции. Наш интерес в создании холдинга нашел поддержку и у самих автомобильных предприятий, причем даже за пределами страны. Идут переговоры об участии минских автозаводов, есть и другие желающие... Надеюсь, и это дело мы доведем до логического конца. Поставщикам придется еще доказывать право снабжать наш холдинг своей продукцией - потребуются отменное качество и реальная цена. Если что - мы сможем найти замену...

А автолюбителям скажу - ждите на подиумах автосалонов и на дорогах новых отечественных автомобилей: надежных, красивых, доступных по цене. Я рассчитываю, это случится довольно скоро. Одно только: хотя "Сибал" и многое может, но без поддержки государства спасти российские автозаводы даже крупным компаниям не под силу, а потому я надеюсь на понимание и со стороны государства.

ЗР: Коль вы затронули тему "Новые автомобили" - еще один вопрос: какова судьба новой "Волги"? И еще: можно ли получить фото, где вы рядом с ней?

О. Д.: По поводу "Волги" GAZ 3111 могу повторить лишь уже озвученную руководством ОАО "ГАЗ" информацию: завод располагает мощностями по выпуску GAZ 3111 до 10 тыс. машин в год, а в этом, 2001-м, способен собрать до 2 тыс. автомобилей. Если на них будет спрос. А вот что касается фото, пока подождем. Надеюсь, скоро автомобили ГАЗ будут отвечать моим требованиям. Оставьте визитку - вам позвонят и я с удовольствием сфотографируюсь для журнала рядом с лучшим российским автомобилем марки ГАЗ.

ЗР: Удачи вам и вашей команде!

ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛ ВИКТОР БЕЛОВ

ПАЗ в 2001 году

До апреля 2000 года спад на заводе грозил катастрофой: объем упал на 34%, а доля бартера составляла 90%. За ПАЗом числился долг 600 млн. рублей, рабочие из-за невыплаты зарплат еле сводили концы с концами. ПАЗ входит в ОАО "ГАЗ", но на тот период у гиганта своих проблем хватало. "Сибал" сделал финансовые вливания, и 19 октября 2000 года были запущены мощности по производству автобусов среднего и большого классов, новый комплекс европейского уровня был оснащен оборудованием швейцарской фирмы "Галика". Выпуск ПАЗ-3205 в 2001 году увеличится до 11 000 автобусов в год.

ГАЗ в 2001 году

За первый квартал 2001 года долги ГАЗа снижены на 300 млн. рублей, есть договор с кредиторами о реструктуризации долгов. Полностью перестроена сбытовая сеть - в 20 регионах страны созданы региональные склады, через которые агенты завода осуществляют оптовую и розничную продажу. Установлена единая цена на автомобили ГАЗ. Средняя заработная плата рабочих 2200 рублей в месяц и есть тенденция к ее увеличению.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.05.2001
Поделиться: