Тишь да гладь
ТЕХНИКА
/НОВИНКИ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ТИШЬ ДА ГЛАДЬ
СКРИП ТОРМОЗОВ ВСКОРЕ УЙДЕТ В ПРОШЛОЕ
Почему скрипят тормоза? А потому же, почему играет скрипка или пищит нож по стеклу. Физики давно уже описали процесс возбуждения автоколебаний под воздействием сухого трения. Оказалось, правда, что гораздо легче заставить пилу "петь" под смычком, чем заглушить голос тормозного диска. Какие только добавки в материал фрикционных накладок не вводили - все без толку. Замолчав на одном из режимов, диск заводил свою песню на другом.
И вот - новое решение. Специалисты "Даймлер-Крайслера" решили зайти с другой стороны и занялись непосредственно вентилируемым тормозным диском. Он состоит из двух шайб, разделенных 35 ребрами вентиляторных лопаток. Осветив лучом лазера его вибрирующую со звуковой частотой поверхность, ученым удалось снять графики этих колебаний. Выяснилось, что уже через пол-оборота после прижима колодок возбуждается резонансная форма частотой около двух килогерц. Она-то и оскорбляет наш музыкальный слух. А что, если немного укоротить ребра-лопатки? Визг остался, но его тон понизился на 100 Гц. Тогда решили действовать избирательно: срезали верхушки лишь у шести ребер через каждые 60°. Результат превзошел все ожидания - диск замолк! Нет, он по-прежнему хотел бы показать свой дискант, но... "запутался" в частотах: только начнет раскачиваться на двух килогерцах, как под колодку попадает участок, настроенный на 1900 Гц. Попытается взять эту низкую ноту, как снова заставляют повышать частоту. Так и остановилось колесо, не издав ни звука.
Исследователи довольны: есть рецепт бесшумных тормозов и, между прочим, не только автомобильных. Уже опробованы - и с успехом - железнодорожные варианты, значит, тише станет на вокзалах и в метро.
Лазерная терапия позволила вылечить застарелую болезнь тормозов.