Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Хочу за руль!

ХОЧУ ЗА РУЛЬ!
Полная версия

РЫНОК

/КАЛЬКУЛЯТОР

ХОЧУ ЗА РУЛЬ!

СКОЛЬКО СТОЯТ "ПРАВА"?

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Научиться водить автомобиль и сдать экзамен на "права" в общем-то не сложно - было бы желание и энная сумма. Всезнающий калькулятор решил облегчить эту задачу для абитуриентов и просчитал несколько вариантов обучения...

СНОВА В ШКОЛУ

Наиболее распространенный и в то же время самый, наверно, дорогой путь начинается с визита в автошколу. Сегодня без труда можно найти подходящее место обучения недалеко от работы или дома. Достаточно воспользоваться газетой рекламных объявлений или переписать телефон с борта машины, обозначенной буквой "У". В одной только Москве предлагают свои услуги сотни организаций, как государственных, так и частных. Стоимость обучения разная, многое зависит от расположения автошколы и квалификации преподавателей и инструкторов по вождению. Посоветуйтесь со знакомыми, недавно получившими "права", или просто зайдите в заведение и пообщайтесь с учениками.

За полноценный, примерно двух-трехмесячный теоретический курс (по два занятия в неделю) в столице просят 1200-2000 рублей (стоимость необходимой литературы обычно входит в эту сумму). Если нет времени и желания заниматься в будни, могут предложить сдвоенные занятия по субботам, но такая привилегия, как правило, обходится на 100-200 рублей дороже.

Если вы уверены в своих силах или уже знакомы с ПДД, можете воспользоваться ускоренным курсом обучения. В некоторых автошколах предлагают подготовить к теоретическим экзаменам за месяц, а то и за неделю. Платить будете вдвое или втрое меньше, но и объем знаний получите соответственно облегченный.

Никакая теория, как известно, не возымеет силы без практических навыков. На обучение азам вождения в автошколах отводят 16 занятий по 2 часа (обычно академических, реже астрономических). Каждая встреча с профессиональным инструктором обходится здесь в 150-300 рублей, так что общий курс по вождению (с учетом небольших оптовых скидок) выливается в 2000-4000 целковых. Если школьных часов покажется недостаточно, лучше взять несколько дополнительных.

Это столичный уровень, в провинции ставки ниже, хотя в крупных городах они уже приближаются к московским. В небогатых регионах свои поправки вносят относительно недорогой бензин и низкая зарплата преподавателей и инструкторов: общий курс обучения, включая теорию и вождение, стоит здесь в 2-3 раза дешевле.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Это для тех, кто решил сдавать экзамен экстерном. Подобное не запрещено законом, но таких "выскочек" не очень любят сотрудники ГИБДД, к тому же знаний и практических навыков для успешной сдачи им на самом деле часто не хватает. По неофициальной статистике, с первого раза получают водительское удостоверение 5-10% экстернов.

Если все-таки хотите пойти таким путем, прикиньте затраты. На книжки для самостоятельного изучения теоретической части уйдет примерно 100 рублей. Кроме того, для закрепления материала рекомендуют обучающие компьютерные программы. Диски стоят 100-300 рублей, в зависимости от содержания и качества. Но можно и сэкономить, скажем, одолжив пособия у знакомых, недавно занимавшихся в автошколе.

А как быть с вождением? Хорошо, если найдете кого-то, кто согласится вас тренировать бесплатно. В любом случае вряд ли его терпения хватит на полный курс - все равно придется обращаться к услугам профессиональных инструкторов. Их такса известна, а время обучения зависит от ваших способностей.

УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ РАНО

Юные проявляют интерес к автомобилю задолго до разрешенного для вождения возраста. Сегодня в половине регионов России работают юношеские школы и кружки, где загодя готовят будущих водителей. Существуют специальные программы для юных автомобилистов не моложе 10 лет. Здесь с ними изучают ПДД, читают лекции на водительские темы, ездят на автомобильные соревнования. С 14 лет всех желающих принимают в так называемые профессиональные классы. За три года они проходят специальный курс, после чего сдают экзамены на категории "В" и "С". Для старших предусмотрена ускоренная годичная программа. Правда, после обучения они получат документ, разрешающий управлять только малотоннажными автомобилями.

В Москве и крупных городах год обучения в юношеских автошколах стоит около 3000 рублей, в провинции - в полтора-два раза меньше, но порой богатые организации или местные власти выступают в роли спонсоров - и тогда сумма эта сокращается.

Показатель эффективности такой подготовки - высокий процент сдающих экзамены с первого раза: все-таки на обучение отводится не меньше года!

ВНЕ ЗАКОНА

Калькулятор против незаконных операций, но в данном случае решил обмолвиться о распространенной услуге - покупке "прав". Отдать в столице и других мегаполисах 500 долларов за пластиковую карточку ныне способны уже многие. Единственный плюс здесь - скорость оформления, а вот минусов хоть отбавляй. Уже не говоря о том, что такое удостоверение часто оказывается "липовым", оно ставит его обладателя на грань жизни и смерти. Всезнающая статистика полна примеров того, как именно владельцы купленных "прав", не имеющие нормальной водительской подготовки, становились виновниками тяжелейших аварий с летальным исходом. В общем, не рискуйте!

РАСЦЕНКИ ДЛЯ ВСЕХ

Переходим к обязательным для всех расходам - на оформление документов. До сдачи экзаменов нужно получить медицинскую справку (форма № 555). Большинство будущих автомобилистов обращаются в поликлиники или фирмы, имеющие лицензии на медицинскую деятельность. Часто эти организации не требуют справок из диспансеров, весь процесс занимает около часа, а цены колеблются от 150 до 300 рублей. Если не найдете в ящике стола несколько фотографий (только не из архива) на водительскую карточку и внутренние документы автошколы, придется выложить еще 50-100 рублей.

Экзамены в ГИБДД платные. За проверку знаний ПДД и навыков вождения нужно выложить по 36 рублей (московские расценки, в регионах - свои!). Если сдали теорию, но запнулись на вождении - доплатите и приходите через восемь дней. И так в течение трех месяцев, пока не добьетесь положительного результата. В противном случае придется начинать сначала - заполнять квитанции и сдавать два экзамена.

Последний этап - 210 рублей и заветная пластиковая карточка в кармане. Впрочем, можете сэкономить, заплатив всего 83 "деревянных", и получить менее презентабельную бумажную книжечку. Она наделена такими же правами, но только больше по размеру.

* * *

А вот реальная история. Один знакомый недавно получил "права"; учился в автошколе, брал дополнительные часы вождения, но практику сдал лишь со второго захода. Долго - зато честно. В таблице приведены его затраты на пластиковую карточку.

Если вы любите учитывать все до копейки, не забудьте отложить сотню-другую (кстати, цены в регионах и здесь отличаются) на праздничный стол. И калькулятор возьмите с собой - он поможет выбрать самое вкусное и сдачу посчитать.

ЗАТРАТЫ БУДУЩЕГО АВТОЛЮБИТЕЛЯ,

руб.

Оплата теоретического курса 1500

Оплата курсов вождения

(16 уроков по 2 часа) 2500

Оплата дополнительных занятий

(5 уроков по 2 часа) 750

Фотографии 4х6 70

Справка № 555 200

Оплата экзаменов (теория + вождение) 72

Оплата повторного экзамена по вождению 36

Оформление водительского удостоверения 210

Итого: 5338

"ЭНЦИКЛОПЕДИИ - ЧИТАТЕЛЯМ "АВТОКАТАЛОГА"

Называем имена победителей розыгрыша среди читателей "Автокаталога "Мир легковых автомобилей 2002", приславших заполненные анкеты. Всем им вручена Энциклопедия автомобилей.

Абрамова Л. (Волжский Волгоградской обл.), Аксенов А. (Липецк), Алеев А. (Ульяновск), Арзамасцев А. (Магнитогорск), Бабаев А. (Торжок), Бабешко А. (Воронеж), Бакумец М. (Радужный Владимирской обл.), Баринов В. (Москва), Баскаков Ю. (Москва), Блинов А. (Москва), Болюбаш Ю. (Одесса, Респ. Украина), Бондарь Е. (Белгород), Борисенко А. (Екатеринбург), Бузыкин А. (Прокопьевск Кемеровской обл.), Быков А. (Ревда Свердловской обл.), Володин Д. (Самара), Голиков А. (Калуга), Дадонов Д. (Жуковский Московской обл.), Дзюба А. (Москва), Ежов А. (Ставрополь), Зайцев М. (Городец Нижегородской обл.), Карпетян Г. (Ереван, Респ. Армения), Князев П. (Саратов), Козлов А. (Пенза), Кольцов В. (Новоалександровск), Кошка А. (Новосибирск), Кузнецов А. (Москва), Нуглис В. (Бийск), Панкрашин С. (Рязань), Пилявский И. (Москва), Поляков Д. (Москва), Потовская Д. (Пугачев Саратовской обл.), Пучков Р. (Пенза), Рощин Л. (Тверь), Линючев С. (Алматы, Респ. Казахстан), Макеев А. (Полярный Мурманской обл.), Махлярчук Г. (Москва), Мельников А. (Заречный Пензенской обл.), Михайлов М. (Саратов), Молчанов Д. (Каменск-Шахтинский Ростовской обл.), Нубарян М. (Сочи), Семенов А. (Дмитров), Смирнов В. (Москва), Трофимов Н. (Смоленск), Троян К. (Санкт-Петербург), Тяжев С. (Тольятти), Человяга А. (Хабаровск), Чуйкин В. (Волгоград), Шадрин Н. (Санкт-Петербург), Юндин В. (Таганрог).

Победителям из регионов книги будут высланы по почте, жители Москвы и Московской области могут получить призы в редакции каталога (ул. Долгоруковская, 36/1, к. 409).

Поздравляем! Читайте "Автокаталог"!

Подпишитесь на «За рулем» в

Сачков Максим
01.05.2002
Поделиться: