Байкерам почтение!
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/БЕЗ КОНФЛИКТОВ
БАЙКЕРАМ ПОЧТЕНИЕ!
ОДНОКОЛЕЙНЫЕ БРАТЬЯ НАШИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
Пусть кто-то из нас, автомобилистов, принимает мотоцикл всего лишь за игрушку, но снисходительно относиться к нему не просто легкомысленно - опасно. Упустил из виду - до беды недалеко: мотоциклист по сравнению с нами почти не защищен.
Как не нажить приключений? Основная масса сегодняшних автомобилистов рогатый руль в руках не держала. А жаль. Ничто так не учит водителя осторожности и одновременно быстроте решений, как мотоцикл. Приложился пару раз об асфальт - и уже за рулем автомобиля не будешь нестись по мокрой дороге сломя голову - условный рефлекс сработает безотказно. Но ахиллесову пяту мотоцикла - малую устойчивость - некоторые из нас не хотят принимать во внимание, что и приводит к трагедиям.
ВЕРХОМ... НА ЧЕМ?
Мотоциклетная техника не менее разнообразна, чем автомобильная. Ездят на всем - от скромных микромотоциклов и скутеров с рабочим объемом двигателя менее 50 смз до монстров с моторами автомобильного литража и частенько с более высокой литровой мощностью. Последнее характерно для спортбайков - сегодня уже вполне обычны мотоциклы с моторами, отдающими примерно 150-160 л.с. при массе с водителем на уровне 300кг! Отсюда выдающиеся динамические характеристики... и одновременно чрезвычайно высокие требования к мастерству водителя. А вот этим могут похвастать далеко не все. Если добавить, что никаких юридических норм, регламентирующих уровень водительского умения в зависимости от мощности или скорости машины не существует, то опасность станет еще реальнее. Новичок, вчера лишь получивший "права", сегодня вправе купить какой угодно стремительный аппарат - были бы деньги.
Добавим еще, что в наши дни на дорогах, как никогда прежде, много мотоциклов-самоделок, нередко явившихся на свет "по наитию", не отвечающих не то что ГОСТам, но и просто здравому смыслу. Насколько они устойчивы, управляемы, прочны, надежны - не знает никто.
Автомобилист не обязан вникать во все тонкости поведения мотоцикла того или иного типа. Но иметь об этом хотя бы общее представление не помешает. Вот безобидный маленький скутер катит со скоростью всего-то 60км/ч по бугристому покрытию. На самом деле это довольно опасная штука. Он и на ровном-то асфальте не чемпион по устойчивости, на буграх маленькие колесики сильно трясут, да еще и "табуреточная" посадка водителя - попробуй-ка сохрани равновесие! Здесь лучше себя чувствуют водители нормальных мотоциклов: зажав бензобак ногами, проще контролировать железного жеребца. Этим хороши мотоциклы-чопперы, а также внедорожники - типа эндуро и т.п. Иное дело спортбайк. Его создали, "заточили" на достижение максимальной разгонной динамики и скорости, и на подходящей трассе - он король. А в городской толчее, в узких "щелях" между автомобилями - жди беды: мотоцикл массивный, "валкий", к тому же полулежачая посадка водителя затрудняет руление.
Сегодня мы в основном говорим о неустойчивых "двухколесках" - байках, но это не значит, что мотоциклисты на трех колесах, с боковой коляской, не могут создавать себе и автомобилистам никаких проблем. Такой мотоцикл весьма труден в управлении - он несимметричен: совершенно по-разному ведет себя в левом и правом поворотах, а усилия на руле (особенно у тяжелых мотоциклов) по плечу только атлетам.
ДЕРЖИСЬ ПОДАЛЬШЕ
Немного точек опоры у байка! Стоять неподвижно на двух колесах он не может. А при старте или резком разгоне опора вообще одна - на мощнейшую шину заднего колеса. Тут управлять мотоциклом почти так же "просто", как танцевать на проволоке под куполом цирка. Да и в обычном движении мотоцикл, образно говоря, все время падает, и водитель должен "ловить" его рулем. Это удается только при условии, что колеса не проскальзывают и точность руления высокая. Тогда лови себе на здоровье. Действительно, на чистом сухом асфальте при умеренной скорости обыкновенный мотоцикл очень послушен.
Но если на поворот руля и наклон мотоцикл реагирует неадекватно - беда! Ты хотел "подрулить", а колесо проскользнуло... Не справился со срывом - байк может упасть со всеми вытекающими отсюда последствиями для тебя и машины. На скользкой дороге - это обычное дело. Бывает и пострашнее: если "сорвет" на цепком, шершавом покрытии, то о простом падении остается лишь мечтать: зацепившись за неровность или упершись колесом, мотоцикл отскакивает от дороги, кувыркается, все снося на пути. Такие "кренделя" кончаются очень дорогим ремонтом пострадавшей техники, а часто больницей для участников приключения. Автомобилист должен помнить, что даже в самом захудалом "Запорожце" он защищен лучше, чем мотоциклист.
Первое правило поведения для всякого, кто едет рядом с мотоциклистом: держать достаточные интервал и дистанцию. Скажите по-честному, когда вы в последний раз соблюдали это требование? Слегка зацепив соседний автомобиль, вы будете платить за царапины. Задев байкера, вы наверняка его собьете, а дальнейшее - в руках Господа.
Разница налицо. И веет от нее порой (из опыта судебных разбирательств) свежим ароматом лесоповала. Привлекает ли такая романтика? Впрочем, это в дальней перспективе. А в ближайшей - первыми к месту аварии обычно приезжают друзья байкера. Вы готовы к теплой встрече?
ЗА ТОГО ПАРНЯ
Там, где езда на двух колесах особенно опасна, умный автомобилист должен быть еще осмотрительнее. Ситуации типичны. Первая - скользкое покрытие. Например, припудренный пылью гладкий асфальт в начале дождя. Или вроде бы шершавый, но на деле уже старый, с заполированными камешками асфальтобетон. Удержаться на нем мотоциклисту не просто. Столь же опасны мокрые булыжные, брусчатые дороги.
Любая твердая дорога плохо "держит", если замаслена, покрыта сырой глиной, расплавившимся под лучами солнца гудроном, не высохла после прогона скота. Бывалый мотоциклист хоть раз да падал на дороге, посыпанной соломой, сеном, опавшей листвой. Существенно осложняют жизнь и другие, малозначительные для автомобилистов, препятствия. Особенно - железнодорожные или трамвайные пути, пересекающие дорогу под острым углом. С боковыми силами, грубо вырывающими руль из рук и нарушающими равновесие, мотоциклисту совладать трудно, поэтому опытный, избегая этого, будет атаковать рельсы под прямым углом - неприятно, но... надежно. Вероятность падения минимальная. Никогда не мешайте, не торопите его.
По этой же причине мотоциклисту несладко на дороге с колеями, даже неглубокими. Или на мостах с дощатым продольным настилом. (Хуже его только бревенчатый!) Резко снижается устойчивость мотоцикла на асфальте, засыпанном для будущего ремонта слоем гравия или песка: управление становится словно "размазанным", неточным. (Надеюсь, все видели репортажи с "Дакара"?) Попробуй-ка во всех таких случаях "поймать рулем" падающий мотоцикл!
Особо отметим обгон. Обходите мотоциклиста, держась как можно дальше, сочетая безопасность с джентльменским поведением: байкеру грязи и без вас хватит. А самое скверное дело - вытеснять его на скользкую или рыхлую обочину. За это можно и "схлопотать" - сапог оставляет на двери глубокую вмятину.
НА ГЛАДИ АСФАЛЬТА
Чистый асфальт, сухая погода. Вы у светофора. Красный свет. Казалось бы, кругом благодать. Но приглядитесь к подъехавшему мотолюбителю. Нередко птицу видно по полету... Явно сгорает от желания себя показать? Не спешите рвануть наперегонки! Пусть мотоциклист борется с "Ея Величеством Физикой" в одиночку. Не раз бывало так, что "гонщик", с ревом покинув перекресток, "приземлялся" в десятке метров впереди. Давайте же не будем ему мешать.
Взгляните на шины его байка. Шоссейные? Не зря они, даже не будучи лысыми, именно так и выглядят. На них хорошо "рассекать" по чистому, сухому покрытию. А на проезжей части - песочек, грязь, листва. Сразу прогнозируйте возможные события. Другой вариант: мотоциклист на внедорожнике (например, эндуро) с зубастыми, "кроссовыми" шинами. Имейте в виду: они хороши и по-настоящему надежны только в родной стихии, на грунтовых трассах. На асфальте высокие шашки подгибаются, проскальзывают, затрудняя управление.
К сожалению, не всегда владелец могучего мотоцикла - гениальный мыслитель. Случалось ли вам видеть, как он обгоняет автомобильный поток на скорости далеко за 200? Чудовищную разницу в скоростях, глядя в зеркала, автомобилист не ощущает. Мотоциклист, сохранивший остатки здравомыслия, все же едет, как правило, с включенными фарами, порой даже с дальним светом. Нам же остается рассчитывать на свою внимательность.
Есть еще одна причина не конфликтовать с байкерами. Мощный мотоцикл чрезвычайно дорог. Не советуем вам попадать в ситуации, чреватые потерями тысяч "зеленых". Ведь даже при ремонте подержанного спортбайка его владелец постарается вашими деньгами оплатить новенькие фирменные запчасти. А они порой дороже многих подержанных автомобилей.
Будем же терпимее к инакомыслящим и благоразумнее.
Давние поклонники журнала "Мото" наверняка обратили внимание на то, что издание резко (в полтора раза!) прибавило в объеме. Наконец-то появилась возможность полнее рассказывать о многообразной мотоциклетной жизни во всех ее проявлениях. Российские мотоциклисты на редкость разношерстная публика: это владельцы "утомленных жизнью" ИЖей и новехоньких "дукати", мальчишки на "полтинниках" - малокубатурных аппаратах и обремененные годами отцы семейств на "уралах" с коляской, а еще гонщики, скутеристы, мототуристы... Во многом их объединяет то интересное, что можно прочитать на страницах "Мото".
Каждый номер - это обязательно встречи с умопомрачительной техникой и незаурядными людьми, рассказы о проходящих во всем мире мотовыставках и спортивных состязаниях, обзоры новинок, репортажи с мотозаводов, байкерских тусовок, тесты новейших моделей и самой популярной на нашем рынке технике секонд-хэнда. "Фирменное блюдо" журнала (его не предложат больше нигде) - материалы для практиков: секреты обслуживания отечественных мотоциклов и все возрастающего парка мотоиномарок.
Впрочем, "Мото" - это не только мотоциклы и скутера, но еще рассказы о захватывающих путешествиях - зачастую в те края, куда "только мотоциклом...".
Может быть, для полноты ощущений вашей жизни не хватает броска за грани привычных измерений? Откройте "Мото"...
Близится к концу подписка на второе полугодие.
Не опоздайте!
Подписной индекс на полгода - 70594, на год - 72391. Цена номера по каталогу Роспечати - 15 руб. Розничная цена - свободная.