Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Доступные кроссоверы: стряхнуть пыль

Восточная атака на корифеев. Соперники: Chevrolet Niva, Haima 7, Chery Tiggo FL, Renault Duster.
Полная версия
Chevrolet Niva, Haima 7, Chery Tiggo FL, Renault Duster

Автопроизводители Поднебесной активизировались с новой силой – российский рынок методично заполняется новинками для всевозможных потребительских нужд. Шутка ли, для меня это третий тест подряд с участием «китайцев». И должен сказать, нынешние его участники не так уж плохи! Сегодня у нас в гостях представители аномально растущего сегмента кроссоверов, где возмутителем спокойствия выступает «Хайма» с новой моделью под индексом 7. Отобрать у нее покупателей стремится «Чери» с обещанной в прошлом году, но запущенной лишь недавно обновленной версией «Тигго». А честь «Шевроле» и «Рено» отстаивают старожилы рынка – «Нива» и «Дастер».

Chevrolet Niva: В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

В «Шевроле-Нива» ощущаешь себя сиротливо: неуклюжий рычаг механики, неудобные кнопки управления светом. И пятьдесят оттенков серого – тоска.

Пару недель назад я разбирал старый шкаф и наткнулся на журнал «За рулем» за июнь 1998 года. Подумать только, когда некоторые из нынешних коллег сдавали его в печать, мне едва исполнилось девять, я закончил третий класс и лишь начал проявлять интерес к автомобильным журналам. Мое внимание к тому номеру привлек изображенный на обложке ВАЗ-2123 и гордая надпись: «Наконец-то новая Нива».

Приборы от «десятки». Сказать, что они уродливы или неинформативны, я не могу.

Прошло более 15 лет. Я получил образование, попробовал силы в разных жизненных сферах и волей случая нашел себя именно в редакции «За рулем», которая, в свою очередь, освоила новые рубрики и макеты, обзавелась цифровой версией и продвинулась вперед по всем мыслимым фронтам. А что «Нива»? Несмотря на усыновление концерном «Дженерал моторс», различные доработки и даже стайлинг от модного итальянского ателье, нынешняя машина отдалилась от исходника максимум на полшага.

Клавиши регулировки зеркал расположены в необычном месте, но проблем это не доставляет.

И сейчас, прежде чем фанаты огреют меня лопатой или подвесят на тросе лебедки, рассказывая о внедорожных талантах, возросшем качестве сборки, а также куче других малоизвестных достоинств, я постараюсь обосновать свое мнение. Вдумайтесь! Под капотом машины 2013 года выпуска антикварный восьмиклапанник в 80 «лошадей», в салоне древняя тольяттинская панель с бесконечно далекой от идеала эргономикой и отсутствием фронтальных подушек, а задний ряд – без подголовников.

Кнопка кондиционера так и просится на место заглушки в климатическом блоке, но по каким-то причинам стоит наверху. Магнитола здесь «внешняя».

Даже несмотря на сравнительно невысокую цену (507 000 рублей), это уже несерьезно.

А ведь мы знаем, что у «Джи-Эм» есть моторы на любой вкус (кстати, «Шнивы» со 122-сильным двигателем «Опель» делали с 2006-го по 2008-й). Догадываемся, что перекроить устаревший интерьер и оснастить его простейшими системами активной безопасности в любой комплектации – задача не самая сложная и дорогая. Причем я абсолютно уверен, что именно из-за этих минусов «Шевроле-Нива» сегодня неконкурентоспособна.

Широкое, плоское, но вполне удобное кресло. Жаль, подогрева в этой комплектации нет.

Конечно, можете справедливо возразить: мол, машина стала вещью в себе и пользуется спросом людей, нуждающихся в постоянном полном и понижайке, а тестовый экземпляр в комплектации LE (Limited Edition) на злой резине и с заводским  шноркелем подойдет им особенно хорошо. Но с точки зрения повседневной эксплуатации «Нива» неудобна – она давно не «сегодня», даже не «вчера».

Бардачок большой и удобный. Здорово!

Силовой агрегат ускоряет полуторатонную машину примерно так же, как литровый моторчик сдвигает с места «Шевроле-Спарк»; шасси и тормоза сносно справляются с задачей только благодаря двигателю-инвалиду, а акустический дискомфорт выходит за все привычные рамки. В попытках заглушить недовольство пассажиров, умоляющих вас подвинуться ближе к рулю из-за нехватки места на заднем диване, соревнуются моторные, аэродинамические и трансмиссионные шумы.

Стильная лопата в пятой двери «Шевроле» – не менее круто, чем фирменные зонты в «Роллс-Ройсе Фантом».

«Ниве» пора на пенсию! Ей нужен сменщик: современный, умелый на бездорожье и по-прежнему сравнительно недорогой. И я надеюсь, что в ближайшие пять лет мы с вами его получим. А пока ждем, предлагаю падким на выпуск ограниченных серий маркетологам вместо обвеса от «Бертоне» изобрести для самых ярых фанатов версию LastOne – богато укомплектованную, по разумной цене и обязательно с лопатой в багажнике. Пускай машина уйдет на пенсию с высоко поднятой головой, а не в тени нависших над сегментом «Дастера», а теперь и «китайцев». Она заслужила. 

Haima 7: ЖЕРТВА САМООЦЕНКИ

Салон «Хаймы» неплохо продуман и аккуратно собран. Если выкинуть отсюда синие дисплеи, страну-производителя с ходу и не назовешь.

«Хайма» – одна из немногих автомобильных марок, с продукцией которых я не знаком. Поэтому стоило коллеге пригнать «семерку» на полигон, как я тут же прыгнул в салон и начал осматриваться. «А ведь неплохо!» – пронеслось в голове. Сборка аккуратная – люфта деталей, перекошенных панелей и заусенцев нет и в помине. И не беда, что пластик торпедо жесткий, – главное, что с эргономикой все хорошо.

Приборы красивы и сдержанны – редкость в китайских автомобилях.

Сижу и боюсь признаться – нравится. Профиль водительского кресла кажется удачным, а внимание китайцев к мелочам потрясает: вы только взгляните на эти трогательные крючки для пакетов в торцах передних кресел! А до чего хорош задний ряд! Что это – позитивные отголоски давнего (1992–2006 гг.) сотрудничества с «Маздой»?

Слева от руля – индикатор давления в шинах. Информация о каждом колесе выводится последовательно.

Впрочем… Безупречным оказалось не всё, вскоре незначительные, но все же недостатки начали попадаться на глаза, а точнее – нащупываться. Руль слишком тонок в сечении, кожа на нем прошита нарочито грубым швом, а ходы рычага 5-ступенчатой механики, в которой передачи расположены очень близко друг к другу, великоваты.

Штатная магнитола с сине-фиолетовой подсветкой звучит так себе, разъем USB найдете внизу консоли.

Правду говорят, что все познается в сравнении: после «Шевроле-Нива» асфальтовое поведение «Хаймы» прямо-таки рождает восторг. Доставшаяся от «Трибьюта» задняя многорычажка обеспечивает неплохую управляемость вкупе с приятной плавностью хода, а от подхватов 150-сильного мотора, кажется, темнеет в глазах.

К эффективности климатической установки претензий нет, а вот микроскопические колесики подогрева сидений попробуй отрегулируй!

Zoom-Zoom? Как бы не так! Уже через несколько минут за рулем понимаешь: «Хайма» не «Мазда». В пределе кроссовер упрямо норовит уехать передней осью наружу, а грубые дорожные стыки, если попасть на них в повороте, пытаются вырвать руль из рук.

Первые километры кресло кажется чересчур мягким, но, вопреки опасениям, спина в нем не болит.

Зато в гражданских режимах автомобиль нравится. Лишь тормоза немного расстраивают, выделяясь невнятным усилием на педали. Хотя в случае резкого нажатия и они неплохо замедляют машину под равномерный стрекот АБС. Итак, сенсация на рынке бюджетных кроссоверов?

Бардачок самый обыкновенный. Нутро пластмассовое.

А ведь я почти был готов ответить «да!», но попавший под руку прайс-лист все испортил. За 689 900 рублей, в которые китайцы оценивают свое переднеприводное механическое детище с тряпичным салоном, можно сконфигурировать практически любой «Дастер» – с бензиновым или дизельным мотором, с механикой или «автоматом», передним или полным приводом. Чувствуете, как в одночасье смысл покупки этой машины сходит на нет?

Возможно, не самое удобное расположение подстаканников, но все же лучше, чем ничего.

Эх, «Хайма»! Мне искренне тебя жаль. Окажись ценовые аппетиты твоих представителей чуть адекватнее, а дилерская сеть – шире, стать тебе бестселлером российских просторов. А при нынешнем раскладе убедить кого-то отказаться от «Дастера» в твою пользу может разве что отсутствие очередей. Хотя я, видит бог, подождал бы. 

Chery Tiggo FL: РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Обновленный интерьер с точки зрения архитектуры ничем не уступает старому тойотовскому. Но по части материалов «китайцу» до исходного образца далеко.

Как говорится, свято место пусто не бывает. Стоило «Тойоте» в 2005 году свернуть производство RAV4 второго поколения, как молодая (восьми лет от роду) китайская компания «Чери-отомобиль» тут же выпустила на рынки созданный под копирку автомобиль и начала путь к своей маленькой славе. И хотя до оригинала образец из Китая недотягивал, благодаря вкусной цене продавался очень неплохо.

Привыкнуть к «неправильному» расположению приборов оказалось непросто. Зато бесценные показания борткомпьютера не увидит только слепой.

«Чери-Тигго FL» (FL – Face Lifting), недавно поступивший к российским дилерам марки, – обновленная версия той самой машины. Перемен минимум, но даже они позволили кроссоверу скрыть пару лет. Головная оптика в духе последней моды обзавелась светодиодами ходовых огней, изменился дизайн передка да еще кое-каких мелочей вроде кожуха запаски и молдингов.

Синим экраном и ужасным звучанием нас не удивишь! А вот слотом мини-USB вместо обычного – можно.

И если вас не покидает ощущение, что «это уже было в ʻʻСимпсонахʼʼ», должен сообщить: так и есть. Все потому, что этот автомобиль страдает на нашем рынке раздвоением личности: именно такие, обновленные машины, собранные на ТагАЗе, поступили в продажу еще в прошлом году под именем «Вортекс-Тинго FL». Теперь, с появлением самой «Чери», близнецы продаются параллельно по невероятно близким ценам. Разница – в эмблемах и гаммах предлагаемых моторов и трансмиссий. Запутались?

Некоторые ругают расположение кнопок подогрева, а по мне так ничего. И уж точно удобнее крохотных барабанчиков «Хаймы».

Тогда сосредоточимся на тестовом экземпляре – переднеприводном «Чери-Тигго FL» со 126-сильным двигателем объемом 1,6 литра. Мотор знаком по дореформенной машине, однако после доработок (изменились диаметр и ходы поршня, увеличилась степень сжатия) он прибавил 7 «лошадей» и 13 Н∙м момента, которые, несомненно, пошли на пользу. И пусть из-за непрекращавшихся дождей и невозможности провести замеры мы не располагаем цифрами, могу заверить: при параллельном старте на динамометрической дороге вплоть до 120 км/ч «Тигго» и «Хайма» разгоняются бампер в бампер.

Кнопки регулировки зеркал напомнили шахматные часы. Нажимаешь одну – другая проваливается.

Что касается различных шумов, «Чери» чуть громче завывает на высоких оборотах. Зато переигрывает соперника более внятными тормозами, а в предельных режимах покладистей – поворачиваемость тяготеет к нейтральной.

Эффективность обдува на уровне, но усилия на крутилках неравномерны и велики.

Интерьером «Тигго» по-прежнему напоминает «Тойоту» образца 2005 года, но после рестайлинга стал современнее и уютнее. Здесь самые жесткие в квартете, но довольно удобные кресла, правильная геометрия посадки и приемлемая эргономика.

Кресло наиболее жесткое. Но это не мешает ему быть удобным. Одобряем.

Задний ряд чуть теснее, нежели в «Хайме», зато гораздо просторнее, чем в «Шевроле». А из причин для недовольства могу отметить лишь чрезмерные усилия на колесиках управления климатом да порцию лютой азиатчины в виде салонного зеркала с альтиметром, барометром и компасом!

Посмотрите, какая красота! Не хватает только термометра, часов и бегущей строки новостей. Желательно на китайском.

Слава китайским богам, эта карманная «астролябия» отключается нажатием одной кнопки. Иначе я едва ли сумел бы сфокусироваться на дорожной обстановке. Удивила и компоновка приборов: слева спидометр, справа тахометр. «Будь личностью – будь другим!»

Перчаточный ящик невелик.

И все-таки, в отличие от земляка, «Тигго» куда больше стоит своих денег. Испытанный автомобиль за 579 900 рублей ровно на 110 тысяч дешевле «Хаймы», а разница по баллам и ощущениям минимальная. При этом «Чери» также собирают в Китае, так что ссылки на локализацию неуместны. 

Renault Duster: НЕПЫЛЬНАЯ РАБОТА

Интерьер далек от эталонов эргономики и стиля, однако основные органы управления удобны, а это главное.

Тестовый «Рено-Дастер» в комплектации «Люкс Привилеж» (745 500 рублей) со своими многочисленными опциями смотрится немного нелепо. Словно маленькая девочка, украдкой нацепившая мамины бусы и стащившая косметику. И я не говорю, что это плохо. Просто мультимедийная система LG, предназначенная новому «Логану» и вэну «Лоджи», на консоли утилитарного «Дастера» чужеродна. Да и необходимость в кожаных креслах, равно как и в автоматической коробке, оставляю на ваш суд.

Мультимедийная система LG с навигацией, сенсорным экраном и USB-слотом показалась лишней в утилитарном «Дастере». Впрочем, просят за нее не так уж много – 12 000 рублей.

Ирония же заключается в том, что даже со всеми этими радостями наш «Дастер» дешевле, чем дорогая версия «Хаймы» с примерно тем же набором оборудования и также передним приводом. Несмотря на прямое родство со стариной «Логаном», интерьер здесь куда человечнее: кнопки стеклоподъемников на своем обычном месте – на обшивке двери.

Инструментарий прост и нагляден. Вам нужно что-то еще?

Посадка в широком и бесформенном кресле на удивление удобная, а сборка салона – лучшая в этой четверке. По запасу пространства в заднем ряду «Дастер» в целом не хуже «Чери», а багажник и вовсе самый большой. Недостатки? Про них говорилось неоднократно: неудобный блок климата, неказистая кочерга селектора автомата да запрятанная под ручником клавиша регулировки боковых зеркал. Есть претензии и к самим зеркалам – слишком маленькие. А покатая правая стойка перекрывает часть обзора.

Сиденье «Дастера» широкое и бесформенное, но на удобство не жаловался ни я, ни коллеги.

Зато на ходу «Дастер» вне конкуренции – он просто играет в другой лиге. У французского кроссовера отличный баланс управляемости и плавности хода, он прекрасно рулится и предсказуем даже в пределе, а его подвески отрабатывают дефекты покрытия на ура. При этом дорожные швы не передаются на руль, как в «Хайме».

Управлять климатом удобнее, чем в «Логане», но ненамного.

Двухлитровый мотор наделяет «Рено» весьма приличной разгонной динамикой. Четырехступенчатый «автомат», несмотря на почтенный возраст, работает плавно (особенно на высших передачах), а тормоза оценю как весьма эффективные.

Бардачок на зависть конкурентам – с подсветкой.

Конечно, многих начинает утомлять доминирование «Дастера». И если быть до конца честным, я в их числе. Этот автомобиль неидеален, местами вызывающе дешев, а в каких-то вещах даже уступает конкурентам. «Шевроле-Нива» наверняка уедет дальше на бездорожье, «Хайма», возможно, подкупит более продуманным интерьером, а «Чери» покорит наиболее привлекательным соотношением оборудования и цены.

Домкрату отведено особое место.

Однако все эти аспекты – лишь маленькие победы претендентов, тогда как по совокупности всего и вся реальных соперников у «Рено» сегодня попросту нет. Мы убеждаемся в этом каждый раз. 

БАГАЖНИК

У «Нивы» самый маленький багажник теста – всего 268 литров. Зато дверь открывается куда должна:

«Хайма» предоставляет приемлемые 388 литров. Спинка разрезана в традиционном соотношении 2:1:

Здесь «Тигго» уступает «Хайме» лишь 4 литра. А вот дверь, открывающаяся на японский манер, неудобна:

424-литровый багажник «Рено» – рекордсмен теста. Спинка складывается в пропорции 2:1:

НАЗАД ДОРОГИ НЕТ?

Мы считаем, что, покупая среднеразмерный кроссовер, клиент вправе требовать комфорта в заднем ряду. А чтобы усложнить задачу автомобилям, выбрали для упражнения эксперта ростом повыше. Испытатель Денис Панов (187 см) устроился «сам за собой» и поделился впечатлениями.

«Шевроле-Нива» негостеприимна:

здесь самая короткая колесная база и тесный задний ряд – колени моментально упираются в спинку. В нашей комплектации LE отсутствуют задние подголовники, а о дополнительных удобствах вроде подлокотника или подстаканников и говорить не приходится.

«Хайма-7» – безоговорочный победитель:

удобная форма дивана, завидный простор для ног. Подлокотник и пара откидных подстаканников – в качестве бонуса.

По удобству посадки и количеству воздуха «Чери-Тигго» недотянул до «Хаймы»:

из удобств – лишь пепельница, да и места для коленей поменьше. Но по сравнению с «Нивой» здесь раздолье.

Не подкачал и «Рено-Дастер», предложив комфорт на уровне «Чери»:

на центральном туннеле есть подстаканник, а кнопки стеклоподъемников (в отличие от «Логана» и «Сандеро») здесь на дверных обивках, а не на полу. 

НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Мы не загоняли испытуемых на сколько-нибудь серьезное бездорожье, ведь три машины из четырех – переднеприводные, а значит, кроссоверами их можно считать лишь условно. Приподнятые универсалы – вот правильное определение. Посмотрим, какой выше?

«Шевроле-Нива» справилась с испытанием отлично:

лишь съемный фаркоп немного ограничил ее возможности, однако результат очевиден – бордюры машине не страшны.

А теперь взгляните на «Хайму-7»:

длинный и низкий «клюв» может запросто пострадать от поребриков, вкопанных не по ГОСТу. Да и задний бампер высоким не назвать.

Спереди «Чери-Тигго FL» кажется чуть выше «Хаймы»:

а сзади автомобили предельно близки.

Несмотря на большие углы въезда, уступившие лишь показателям «Шевроле-Нива», передний свес «Дастера» в противостоянии с покрышкой выглядит беспомощнее всех:

Зато сзади всё в полном порядке!

ТАБЛИЦЫ

ИТОГИ

Пока «Рено» почивает на лаврах, а «Чери» делает клиентам заманчивое предложение, практически гарантируя себе кусок пирога, «Хайма» рискует собственноручно похоронить неплохой автомобиль под тяжестью его ценника. Ну а «Нива» устарела бесповоротно, хотя своих покупателей из числа любителей бездорожья найдет.

Михаил Кулешов

Подпишитесь на «За рулем» в

Кулешов Михаил
09.01.2014
Поделиться: