История ВАЗ-2108: добрый самарянин
Без малого 30 лет назад, в 1984 году, АВТОВАЗ выпустил опытно-промышленную партию «восьмерок», а в минувшем декабре окончательно прекратил производство ВАЗ-2114 – прямого ее потомка. Мы постараемся расставить по местам факты истории создания и производства этого замечательного автомобиля.
Полная версияПри подготовке статьи использованы материалы книг «Высокой мысли пламень, ч.2», «Отечественные легковые автомобили» Сергея Канунникова, «Георгий Мирзоев» из серии «Творцы АВТОВАЗа» Иннокентия Кишкурно, «Петр Прусов» из серии «Творцы АВТОВАЗа» Дианы Стукановой Эскиз В.И.Пашко, определивший окончательную пластику кузова будущей «восьмерки», 1978 год Пластилиновый макет в натуральную величину в дизайн-центре УГК АВТОВАЗа. Обращают на себя внимание кнопки вместо дверных ручек и повторители указателей поворотов в передней части крыльев Публичная премьера ВАЗ-2108 состоялась на выставке «Автопром-84», открывшейся в павильоне №3 (т.н. Монреальском) на ВДНХ (теперь – ВВЦ) в Москве осенью 1984 года. ВАЗ-2108 из так называемой трехсотой серии опытных образцов сохранен в собрании компании Porsche. Передняя маска с «лыжей» на прототипах изготавливалась из стеклопластика и была не окрашена Первые товарные образцы ВАЗ-2108, укомплектованные шведскими стеклами и резиной Michelin (родной!), поступили потребителю зимой 1985 года. Розничная цена автомобиля составляла 8346 руб. Передняя панель самых первых образцов по моде начала восьмидесятых не только могла похвастать светло-бежевым оттенком, но и была выполнена в виде большой полки, которая на зависть большинству современных бюджетников имела мягкое покрытие. А еще шокировало как будто висящее в воздухе салонное зеркало заднего вида. Класс! Пятидверная модификация ВАЗ-2109 встала на конвейер в 1987 году Пластилиновый макет седана на базе ВАЗ-2108 носил обозначение ВАЗ-2110. Он был закончен еще в 1981 году, автор дизайна – В. Пашко. В ходе работ седан переименовали в ВАЗ-21099. Все дело в том, что по существовавшей тогда системе новое число в четырехзначном индексе обозначало новую модель, а на ее разработку министерство средств не выделяло. Зато на модернизацию уже существующей – пожалуйста. Вот и появился в цифровом обозначении еще один разряд – именно он и говорил о том, что это просто-напросто еще одна версия уже имеющегося автомобиля. Спортпрототип Lada Samara T3,
созданный на базе полноприводного Porsche 911 Carrera S4, довольно неплохо зарекомендовал себя на трассах ралли-рейдов, но чемпионских лавров так и не снискал. На Франкфуртском автосалоне 1989 года компания Deutsche-Lada представила версию Lada Samara Night. Эффектные литые диски, люк в крыше, красные церовки на черном кузове – только так можно было продать на Западе продукт отечественного автопрома. Бельгийская фирма Scaldia-Volga тоже активно боролась за рынок При помощи российского дизайнера В. Ярцева была создана версия «Самары» с мощным пластиковым обвесом, которая носила имя Carlota Кабриолет Lada Samara Natacha был создан Scaldia-Volga с помощью одного из старейших бельгийских кузовостроителей Garage Meeus. С ноября 1990 по декабрь 1995 года выпущено 456 таких кабриолетов. Грузовая модификация Samara Van (она же Enterprise). Эта грузопассажирская версия «Самары» имела багажный отсек объемом более кубометра и пользовалась неплохим спросом в Европе. Компания «ВазИнтерСервис» с 2002 по 2004 год выпускала легкие коммерческие автомобили ВИС-2347. По некоторым данным, построено около четырех тысяч штук. Отделочные панели интерьера ближе к концу восьмидесятых приобрели графитовый оттенок, а вот светлые вставки на сиденьях и в дверях – полукустарный эксклюзив Весной 1989 года полуторалитровые версии «девятки» лишились пластиковой маски с «клювом» (по-другому – «лыжей») – отнюдь не самого удачного дизайнерского решения. В обиход вошли понятия «длинное крыло» и «высокое торпедо» (фото вверху). Тогда же ушли в прошлое вентиляционные дефлекторы (фото слева) в уголках боковых окон кузова Поначалу пострестайлинговые «Самары» имели облицовку радиатора сложной фасонной формы. Но ее со временем коробило, и позднее этому декоративному элементу придали более простые очертания Только вариант ВАЗ-21099 грешил наличием технологического дефекта штамповки – на задних крыльях прямо под углом третьего окошка имелась небольшая вмятина. Эту проблему так и не решили вплоть до снятия модели с конвейера Lada Samara Baltic – попытка европеизировать «Самару». Правда, не слишком удачная... Интерьер второй «Самары» – наследие канувшей в Лету Lada Samara Baltic Седан ВАЗ-2115 – единственный из всего семейства «Самара-2» получивший значительные изменения в задней части... ...Помимо иной формы крышки багажника (заходящей на крылья), здесь была полностью переработана светотехника Задние фонари ВАЗ-2113 (как, впрочем, и ВАЗ-2114) ни чем не отличаются от своего прародителя – «восьмерки». Массивные боковые молдинги хоть и визуально уравновесили силуэт машины, но в плане эксплуатации оказались не самым лучшим решением. Под ними, как и под накладками порогов, скапливалась влага, которая впоследствии становилась источником возникновения очагов коррозии Подпишитесь на «За рулем» в