Skoda Rapid: путешествие к центрам Европы
У нас складывается неплохая традиция – «За рулем» везет в Москву горячую новинку к началу российских продаж. Так было с «Дастером» (ЗР, 2012, № 7; 2014, № 2), «Кобальтом» (ЗР, 2013, № 2)… На очереди долгожданный «Рапид»! Перед вылетом в Чехию кто-то из соавторов задал очень своевременный вопрос: «Как мы ввезем в Россию машину, зарегистрированную в другой стране?!». Увы, калужские «Рапиды» тогда еще пребывали в стадии опытных образцов, то есть были недоступны. А что такое пересекать границу с чужими номерами или вовсе без таковых, мы слишком хорошо узнали год назад, когда пришлось оставить «Кобальт» в Казахстане… Вопрос «как ехать?» быстро переделали на «куда?». И тут вспомнилась анекдотичная история про середину Европы, которую находили то в одной, то в другой стране. Едем ее проверять на самой что ни на есть среднеевропейской машине!
САМЫЙ ПАТРИОТИЧНЫЙ
Неброский белый лифтбек (таких по странам Европы колесит уже немало) наматывает первую сотню километров по дорогам Чехии. Хотелось бы написать «летит», но это неправда: в стране ныне идет большой ремонт, многие трассы разрыты. Только успеваешь разогнаться до разрешен- ных 120 км/ч – и снова педаль тормоза в пол: впереди очередной участок, где дорога сужена с трех полос до одной. В общем, первые триста километров дороги совсем не порадовали. В отличие от машины, которая легко приняла на борт четырех человек. И еще легче 550-литровый «трюм» проглотил наш невеликий багаж. С дрожью в голосе (жесткую подвеску поминают «Рапиду» еще со времен первого тест-драйва полтора года назад) один из нас излагает историю центра Европы: – На протяжении нескольких веков задачку – как определить центр столь неправильной фигуры – решали по-разному, но одно, как правило, оставалось неизменным: центр Европы каждый ученый находил… на территории своей страны. Поэтому центров в Европе много. Ближайший к родине «Шкоды» – в соседней, а недавно и братской Словакии. Впрочем, всё это было Австро-Венгрией, когда в 1815 году местные географы определили центр Европы аккурат между бассейнами Балтийского и Черного морей, недалеко от курортного городка Кремница… –...куда мы сейчас сворачиваем, – перебивает навигационная система.
Здесь машина совершенно меняется – видимо, потому, что въезжаем на словацкие автобаны, едва ли не лучшие в Европе. «Рапид» бежит веселее, а главное – ровнее. Видимо, по планам Евросоюза дорожные работы в Словакии закончились в прошлую пятилетку… Главное – не превысить скорость и не забыть купить «виньетку» – пропуск на скоростные дороги (мы сделали это на АЗС недалеко от границы).
Будем надеяться, так же ровно поедут и калужские «Рапиды» – ну не может быть, чтобы подвеску не адаптировали, сделав машину по примеру прочих российских «шкод» помягче и малость повыше.
Съезд со скоростной трассы, поворот, второй, и вдруг на вершине очередного холма, рядом со старой церковью, замечаем знак «Стред Европы»! Чтобы найти его, мы отъехали от Млада-Болеслава на 530 км, потратив шесть часов и 34 л топлива (87 км/ч, 6,4 л/100 км).
САМЫЙ СТАРЫЙ
Возвращаемся на автостраду, нахваливая ходкую и экономичную машину. Такую модификацию, со 122-сильным 1,4-литровым мотором и автоматом DSG, планируют сделать топовой и в России.
Какие еще будут? Из гаммы силовых агрегатов, которые сегодня в принципе возможны для «Рапида» (см. табл.), сразу исключим трехцилиндровый мотор 1,2 л – его наверняка сочтут малахольным и клиенты, и маркетологи. Более мощные 1,2 TSI тоже оставим европейцам и обратим внимание на проверенные временем моторы 1,6 л: неспроста они оставлены в строю – при той же мощности 105 л.с. и экологии на уровне Евро-4. Вариант с классическим автоматом успокоит тех, кто страшится DSG. В общем, насчет 1,6 л сомнений нет: это обычный ход – для России предлагают что попроще... и постарше, со всеми вытекающими.
Кстати, о возрасте. Найдя «патриотичный» центр Европы, мы теперь движемся к самому древнему. В 1775 году Шимон Антоний Собекрайский, астролог и картограф короля Речи Посполитой, определил четыре крайние точки Европы (в Португалии, Норвегии, Греции и на Урале) и вычислил центр примерно на равном удалении от каждой. Оказался он (не сомневайтесь!) в северо-восточной Польше, на рыночной площади городка Суховоля, куда сейчас и держим путь.
Но вернемся к нашим «Рапидам». Вряд ли продавцы избегут соблазна представить россиянам самую мощную машину (см. выше) – это будет как минимум хорошее отличие от «Поло Седан» с его единственным мотором, тем самым, 1,6-литровым.
А вот если у них хватит смелости привезти в Россию дизель… Мы-то будем очень рады, как сторонники и поборники дизелизации, – но многие ли присоединятся? Так что предположение о дизельном «Рапиде» в России – большой вопрос. И еще больший аванс для калужского завода: дизельные машины на конвейерах российского предприятия до сих пор не собирали. Не может быть, чтобы в Калуге подвеску не адаптировали, сделав машину помягче и малость повыше.
За этими рассуждениями незаметно выскочили из Словакии и въехали в Польшу, прошли ее с юга на север, вымокли под дождем и, наконец, прибыли к знаку «Сродек Европы». Самое большое впечатление произвел даже не камень, а киоск в маленьком городке Суховоля: пять автомобильных журналов, из них два по теме ретро! И никто его не сносит…
«Межцентровое» расстояние – 849 км, средняя скорость — 75 км/ч, расход топлива — 5,9 л/100 км.
САМЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ
В мае 2013 года, выслушав критику клиентов, «Шкода» ввела на двух дорогих комплектациях «Рапида» четыре электрических стеклоподъемника вместо двух. Удобнее стало в первую очередь водителю: ему теперь легко открыть окна сзади (по просьбе детей, например, или чтобы проветрить). Эх, все и всегда бы так относились к критике!
В 1989 году за поиски центра Европы взялись французы. И представьте, нашли его не под Парижем и не вблизи Ниццы, а в 25 км от Вильнюса. И вот уже неподалеку от литовской деревни Пуришкес появляется памятный камень, обозначающий истинный центр нашей части света.
Таковым ему пришлось быть недолго, ровно до того момента, когда выяснилось, что при вычислении геометрического центра Европы французские ученые (так и хочется сказать: британские) забыли… Мальту! Камень передвигать не стали, а воздвигли в 100 метрах (вот и вся неточность) величественную колонну – к ней-то сейчас и ведет наш путь.
За пару дней привыкаешь к любой машине, узнаешь ее особенности и зачастую переоцениваешь некоторые черты. Например, мы уже не обращаем внимание на жесткость подвески, но критикуем глубокий щелеобразный бардачок, в который даже «Айпад» класть неудобно. Очень приличный свет фар омрачает неровная подсветка приборов: центральное окошко яркое, а циферблаты по бокам тусклые на его фоне. И регулировки яркости не нашли, кстати.
Сзади автомобиль настолько просторен, что начинаешь опасаться, поместится ли за рулем очень крупный водитель. Такового среди нас не нашлось, поэтому отложим проверку до российского теста.
Обживая «Рапид», так и не смогли задействовать все крючки, ниши и прочие тайнички. Особенно жалко было держать пустыми кармашки по бокам спинок передних сидений. Сюда так и просится мобильник, или очки, или диктофон, или еще какой-нибудь девайс… который мы наверняка забудем, отдавая машину хозяевам.
Собственно, этот миг уже близок, и мы понимаем, как жалко расставаться. По проселку, мимо очень русской березки, поднимаемся к просторной площади, окруженной многочисленными флагштоками. Вот он, «Европас центрас»!
От польской точки мы ехали к нему пять с половиной часов, проделав 347 км со средним расходом топлива 5,7 л/100 км.
СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ
В общем, хороший у чехов (с немцами) получился автомобиль! Причем, похоже, попал он в золотую середину во всех отношениях – по цене, характеристикам, размерам… Этакий «среднеевропеец», который должен понравиться всем – и в Португалии, и на Урале, и на Мальте, и в Норвегии. Что интересно, и в модельном ряду «Рапид» расположился ровно посередине – между «Фабией» и «Октавией». Или возьмем крайние точки, между «Ситигоу» и «Супербом»… Середнячок? Обидное слово, хотя, как известно, на середняках мир держится.
Главный вопрос – сколько будет стоить? На момент подготовки материала компания не сообщала ни цены, ни комплектации, поэтому давайте строить версии. Учтем курс кроны, поправку в виде российской сборки и получим базовую цену машины в «нашей» дорогой комплектации – примерно 750 000 рублей. Цена простых версий стартует, видимо, с 450–500 тысяч. Для справки: «Поло Седан» стоит от 460 000 рублей. А здесь и дизайн свежее, и моторов несколько, и два кузова (хэтчбек, кстати, будет привозной).
Насколько правильны наши ценовые ожидания, узнаем совсем скоро, когда «среднеевропеец» обоснуется на калужском заводе и разойдется по российским дилерам...
Недавно наши соотечественники, определяя центр Европы с учетом островов Новой Земли, нашли его новое положение – в Калининградской области. Добро пожаловать в Россию!
ТАКОЙ БУДЕТ И В РОССИИ
Мы путешествовали на самом мощном и богато оснащенном «Рапиде»: двигатель 122 л.с. с непосредственным впрыском и турбонаддувом, коробка DSG, комплектация «Элеганс»; в Чехии такой в базе стоит от 468 000 крон. Дополнительно он был нафарширован массой опций (сигнализация, навигатор, парктроник, круиз-контроль и т. д.), что увеличило цену до 513 000 крон. В пересчете на рубли – 850 тысяч.
ВСТРЕЧА В ЦЕНТРЕ ЕВРОПЫ
В этом году можно праздновать 80-летний юбилей «Шкоды-Рапид». Ведь именно в 1934-м у модели «Популяр» появилась более дорогая версия, которую годом позже окрестили «Рапид».
Модель, ориентированная на средний класс, имела по тем временам практически всё, что приличествовало солидному автомобилю. Независимые подвески обеих осей и гидравлические тормоза, трехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и третьей и централизованная система смазки шасси. Не забыли шторки на заднем окне и отдельный плафон освещения над мягким задним диваном. На «Рапиды» ставили 1,4-литровый мотор мощностью 31 л.с., а с 1938-го и 1,6-литровый 42-сильный агрегат. Ну а в 1938-м автомобиль получил еще довольно редкий в те годы верхнеклапанный 1,6-литровый мотор. История первого «Рапида» закончилась в 1947 году. В 1980-х под этим именем делали купе на базе «Шкоды-120/130».
Но настоящий преемник первого «Рапида» – конечно же, этот лифтбек. Он тоже ждет рачительных хозяев, знающих толк во внешне неброских, но добротных вещах.