«Наркоманы, алкоголики платят – и садятся за руль»
Водительская медсправка не в силах предотвратить несчастье. Достаточно вспомнить, что виновник самого резонансного ДТП последних лет – аварии на Минской улице, 2012 года, в которой погибли пятеро школьников – был признан судебной комиссией хроническим алкоголиком. А ведь у него были права и была эта справка. Таких случаев по стране множество. При этом здоровые автомобилисты вынуждены стоять в очередях и платить деньги за прохождение заведомо бессмысленной процедуры осмотра.
«За рулем» выступает с инициативой отмены этого бесполезного документа. И обращается к экспертам, общественным деятелям с вопросами:
Петр Шкуматов, координатор общества «Синих ведерок»: «Водительская справка – это не просто пережиток, она не нужна на 100%. Во-первых, справка действует три года, в то время как права – 10 лет. Это само по себе абсурдно. По идее, она должна свидетельствовать о том, что ты более-менее годен для управления транспортным средством. Но в реальности ее все покупают. Наркоманы, алкоголики платят от 500 до 2000 рублей – и спокойно садятся за руль. Причем организации, которые торгуют справками, не несут за это никакой ответственности. Я бы отменил ее уже сегодня, потому что это чистой воды развод на деньги.
Что нужно сделать, так это заставить Минздрав присылать в ГИБДД списки людей, имеющих диагнозы, не совместимые с управлением автомобилем. Для этого не нужно раскрывать врачебную тайну. В США, например, это совершенно безликий вердикт: не годен. И все – полиция не выдаст такому человеку права, а действующие изымет. Плюс такой системы еще в том, что она оперативна. То есть сделал человек операцию на глазах, вылечил зрение, и запрет сразу же снимается».
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Я бы сравнил медицинскую справку с талоном техосмотра, или как он сейчас называется – диагностической картой. Это такая же карта состояния здоровья автомобилиста. Для большинства населения оба этих документа не нужны. Тем более что их можно купить или как-то договориться. Но есть определенные категории водителей, для которых необходимо и то, и другое: это коммерческие и пассажирские перевозчики, дальнобойщики и так далее. Вот для них я бы предложил медицинскую справку оставить, более того – устрожить контроль над ее получением; сделать медосмотры регулярными. То же самое касается диагностической карты для их автомобилей».
Сергей Асланян, радиоведущий, автомобильный эксперт: «Медсправка абсолютно не нужна. Обратите внимание, кстати, как много таких разрозненных элементов контроля над водителем. Медсправка, технический осмотр – и так далее. И все они неэффективны. Потому что это осколки существовавшей когда-то большой системы. Теперь системы нет, а ее осколки впились в нас как заноза. Мы до сих пор не можем избавиться от доверенности: косвенно она присутствует в страховом полисе. И эта медсправка, которую выдает не районная поликлиника, не участковый врач, а какие-то посторонние люди, за 3 секунды ставящие диагноз, – бред. Наша страховая медицина вообще гигантская афера.
В Европе никто не требует от тебя справок. Существует такая система – Carfax, где хранится полная история любого автомобиля. Когда европеец хочет купить б/у авто, он просто заходит в Carfax и смотрит его историю. А не требует квитанций с ТО, сервисной книжки и прочих «справок» от владельца. Когда государство хочет узнать что-то о европейце, у него есть исчерпывающие базы данных, которые постоянно обновляются. Ему самому не нужно бегать за справками: он подает на права, на полет в космос, а государство само все выясняет. Вот бы и нам прийти к такому».
Сергей Канаев, лидер Федерации автовладельцев России (ФАР): «Отмена медицинской справки кажется мне популистской идеей. Звучит, конечно, привлекательно, но это ящик Пандоры. Наоборот, нам нужно усилить медицинский контроль. Получение справки должно превратиться из формальности в реальную проверку. Особенно тщательно нужно осматривать водителей на предмет алкогольной и наркотической зависимости, плохого зрения. А перепроверять здоровье автомобилистов нужно минимум раз в пять лет. И еще я бы включил в состав комиссии психиатра: с учетом того, в России максимальное в мире количество психотипов, это бы не повредило. Увы, мы не в Японии, где можно просто установить правила – и по ним будут жить. Контроль должен присутствовать постоянный».
Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: «Скажу так: все мои знакомые, имеющие фактические ограничения по здоровью, эту справку, так или иначе, получили. Не дает одна комиссия – даст другая, пятая, сотая. Их же пруд пруди. Так что, как фильтр эта система не работает. Посмотрите, в Интернете люди спрашивают: «У меня нет руки и ноги, где мне купить справку?» Такие вопросы никого не удивляют. Все знают, что это лишь вопрос цены. Если ты здоров, заплатишь 500 рублей. Если имеешь противопоказания, ну, отдашь доктору несколько тысяч.
На мой взгляд, необходимо не медсправку отменять, а запретить коммерческим организациям заниматься осмотром водителей. Всем же понятно: коммерсанты работают на прибыль. Если врачи начнут «рубить» клиентов на комиссии, хозяин их просто уволит и наймет более сговорчивых».
Владимир Александров, Коллегия правовой защиты автовладельцев: «На сегодняшний день не существует никакой внятной системы контроля над состоянием здоровья автомобилистов. Человек получает медсправку, когда впервые сдает на права или возвращает их после изъятия. Конечно, в таком случае она превращается в бессмысленную бумажку. И озвученное Минздравом предложение обязать водителей возить ее с собой тупиковое. Зачем? Если в промежутке от получения прав до истечения срока их действия здоровье автомобилистов никого не волнует? Нам нужен именно системный подход, но как он должен выглядеть – сложно сказать так сразу. Возможно, необходим ежегодный медицинский осмотр, как на предприятиях.
[poll id="422"]