Вторичный авторынок: из жизни бывших
Вот уже более пяти лет я веду на страницах журнала тему вторичного авторынка, благодаря чему его взлеты и падения последних лет помню не хуже, чем успехи и промахи своих собственных малолетних пацанов.
СВЕТЛОЕ ПРОШЛОЕ
Естественно, вторичка служит неким эхом успеха или провала рынка новых автомобилей. На чем последний держался в 2013 году? Льготные кредиты, весомые скидки на целый ряд моделей – и грядущий утилизационный сбор, который автоматически ведет к увеличению цен. Финальный аккорд года – разброд и шатание в банковской сфере – тоже подогрел желание потратить сбережения на автомобиль побыстрее. На всякий случай.
Вторичный авторынок замер в ожидании, завистливо понимая, что купить старую машину по цене новой дураков нет. Цены неизбежно просели, но это не особо сказалось на спросе. Что касается конкретики, то, как обычно, не задерживались машины более-менее современных моделей в диапазоне 300–400 тысяч рублей.
Автомобили классов С и D даже в хорошем состоянии продавались вяло. Одновременно с этим почему-то застопорился сбыт бюджетных иномарок российской сборки в аскетичных комплектациях. Еще год назад «Рено-Логан» был одной из самых желанных покупок в Московском регионе, а нынче в лидерах модели посерьезнее. Кстати, что касается весьма доступных «Дэу-Нексия», «Хёндэ-Акцент» и других авто калибра «ЗАЗ-Шанс», то они пользуются неплохим спросом за пределами Московской области. (Какие модели популярны в регионах – узнаете из таблицы.)
Лидером среди иномарок на вторичном рынке заслуженно стал «Форд-Фокус». Такая популярность завоевана, в основном, второй версией модели и в меньшей степени ее третьим воплощением. Широк выбор хорошо упакованных версий (особенно с «автоматом») по реальным ценам.
Весьма неплохие позиции у старожила российской вторички – «Фольксвагена-Пассат». Разница в том, что жители мегаполисов голосуют за свежие машины, а в регионах по-прежнему находят покупателей «Пассаты» начала 2000 годов.
Массовая продукция, по сути, последнего российского автозавода показала, что АВТОВАЗ упорно цепляется за жизнь зубами. И это ему пока удается. Произошла лишь смена лидера: вместо дешевой «классики», которая рулила на вторичке до 2012 года, сейчас на первых местах переднеприводные могикане ВАЗ-2115 и -2114. В некоторых регионах они делят первое место с более оснащенной «Приорой». Вполне закономерно, если учесть суммарный выпуск тольяттинских машин.
ПЕРСПЕКТИВЫ НА ВЫРОСТ
И все же интерес к бэушным машинам может угаснуть. В первую очередь из-за ослабления рубля и снижения его реальной покупательной способности. Большинство россиян продолжают жить по принципу «лучше иметь рабочий телефон, чем мобильный». Многие если и надумают сменить автомобиль, скорее будут искать подержанный – как реальную альтернативу новому, купленному в кредит. Даже при буквально ураганных в прошлые годы темпах автомобилизации в РФ на тысячу жителей все еще приходится около 300 личных машин. Аналогичный средний показатель по Европе – более 500 авто на тысячу человек. А потому все, кто не нашел себя даже во второй сотне списка «Форбс», просто обречены стать клиентами вторичного рынка. Значит, работа и у меня будет.