За Крым расплатились КАМАЗами?
Как рассказали «За рулем.РФ» в украинском представительстве КАМАЗа, этот инцидент вызвал широкий резонанс. Для его решения по инициативе губернатора Черниговской области создана рабочая группа, в которую войдут представители правоохранительных органов, налоговой инспекции, администрации области и МВД. «Эта группа должна будет разъяснить тем, кто захватил автомобили, кому они принадлежат. Мы надеемся, что это поможет технику вернуть», — сообщила «За Рулем.РФ» директор по маркетингу КАМАЗ в Украине Алла Хороших.
На данный момент машины стоят на стоянке в Чернигове и охраняются неизвестными людьми. Напомним, инцидент произошел в минувшее воскресенье. Автоцентр КАМАЗ в Чернигове намеревался перенаправить партию грузовиков в казахстанское представительство. В отличие от Украины там на эти машины нашлись покупатели. В субботу из Чернигова вышла колонна из 36 машин и остановилась у пограничного поселка Сеньковка. На следующий день оставшиеся семь грузовиков из партии вышли в сторону погранпункта, для того чтобы соединиться с основной колонной.
На выезде из Чернигова автомобили были остановлены группой вооруженных мужчин, представившихся самообороной Майдана. Осмотрев документы, на основании которых совершается вывоз КАМАЗов, водителям заявили буквально следующее: «Россия захватывает наше имущество в Крыму, а мы тут конфискуем российские автомобили». Четыре вооруженных охранника из вневедомственного подразделения «Титан» не смогли воспрепятствовать силовому захвату техники. Не помогли и прибывшие по их вызову сотрудники ГАИ. Немногим позже по такому же сценарию были конфискованы и другие 36 грузовиков возле Сеньковки.
В центральном офисе КАМАЗа чрезвычайно обеспокоены тем, что будет с оставшимися машинами. «Как вести бизнес в такой обстановке? Мы направили запрос в МВД Украины с требованием разобраться в сложившейся ситуации. Сейчас мы ничего не можем сделать с оставшимися 150 единицами техники – не можем их вывезти, в то же время от тех людей были заявления, что они их также могут отобрать», — рассказал «За рулем.РФ» глава пресс-службы челнинского автозавода Олег Афанасьев.
По его словам, рынок Украины, несмотря на второе место после Казахстана в экспортных поставках КАМАЗа, в настоящий момент сильно ослаблен. «Казахстан при условных 10 млн населения потребляет около 8—10 тысяч наших автомобилей в год, а Украина – 3—4 тысячи автомобилей. С начала декабря 2013 года фактически ничего не было продано», — рассказал представитель фирмы. Свой ущерб в Набережных Челнах оценивают приблизительно в 100 млн рублей, а потенциальный – в 1 млрд рублей.
В Объединении автопроизводителей России (ОАР) считают, что такие меры лишь ухудшат бизнес между соседями. «Ну, таким воровским ходом они фактически подтвердили, что Крым совершенно обоснованно им не принадлежит, раз они за него таким образом взимают плату. А что 100—120 млн рублей – не так много за Крым», — комментирует исполнительный директор ОАР России Игорь Коровкин.
По его мнению, для взыскания средств с украинской стороны Россия должна использовать юридические, политические и экономические рычаги. «Сначала нужно добиться решения украинского суда. Если автомобили не будут возвращены по итогу суда, то можно поступить так: зайдет в порт корабль – и его надо арестовать до погашения задолженности. Именно так с нами поступают при различных разбирательствах в Европе», — заметил Коровкин.
Другие российские компании пока не испытывают давления в Украине. У Группы ГАЗ официальным партнером в этой стране является компания АИС. Компания не аффилирована с ГАЗом, поэтому никаких атак, судя по всему, на нее не последует. «Снижения продаж в первые два месяца 2014 года не зафиксировано», — заметили в пресс-службе нижегородского автозавода по поводу ситуации на Украине. Информацию об объемах продаж автозавод не предоставил.
АВТОВАЗ представлен на Украине практически всем модельным рядом. Кроме того, на завод «Богдан» отгружаются машинокомплекты для сборки автомобилей ВАЗ-2110. Тольяттинский автогигант на момент публикации не смог предоставить официальный комментарий. Впрочем, нам удалось получить статистику аналитического агентства «Автостат». По его данным, в 2011 году в Украине было зарегистрировано 35 тыс. новых Lada, в 2012-м – 18,5 тыс., в 2013-м – 8,6 тыс. В январе 2014 года удалось реализовать всего 216 вазовских машин, что вчетверо меньше аналогичного показателя прошлого года.
«Продажи отечественных автомобилей страдают в силу разных причин, — комментирует аналитик «Автостата» Дмитрий Ярыгин. – Их поджимают китайские машины, которые набирают оборот в Украине, и недорогие иномарки. В ценовой политике негативно сказывается утилизационный сбор». Аналитик отмечает, что политика, безусловно, также скажется на популярности Lada.
В то же время эксперты сходятся во мнении, что Украина как рынок сбыта для российских компаний на какое-то время будет потеряна. «Сейчас украинский рынок примерно находится на уровне кризиса 2008—2010 годов. Тем не менее в условиях, когда каждый рынок на счету, это, конечно же, ощутимо. Придется заменять экспортом в какие-нибудь новые страны»,— заметил Коровкин. По его мнению, такими странами могут быть азиатские члены СНГ, а также такие развивающиеся государства, как Афганистан, Пакистан, Иран и прочие.