Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Автосалон в Дели: индийское кино

12-й международный автосалон в Дели Auto Expo собрал 53 компании-производителя авто- и мототехники и 600 тысяч посетителей. Наш рассказ – о некоторых из 25 мировых и национальных автопремьер страны, которая до сих пор ездит на трех колесах.
Полная версия

В РОЛЯХ

Индия – вторая страна в мире по населению (около 1,21 млрд), при этом самая молодая среди развивающихся стран (по среднему возрасту). Третья экономика Азии. ВВП за десять лет, с 2000-го по 2010-й, увеличился вдвое. По прогнозам, и в этом десятилетии экономика страны будет расти на 7% в год. При этом Индия – страна с очень низким уровнем автомобилизации: 15 машин на 1000 человек (в Китае – 50, в России – 300, в Западной Европе – 600). Поэтому все мировые автопроизводители стремятся здесь закрепиться.

Мировая премьера концепта «Датсун реди-Гоу» (Datsun redi-GO) привлекла сотни журналистов со всего мира. Сами японцы говорят, что концепт, объединивший в себе элементы дизайна хэтчбека и вседорожника, выражает новый стиль авто для Индии и других развивающихся стран и привлечет к новой марке в первую очередь молодежь. Глава марки Винсент Кобэ намекнул: возможно, таким станет будущий автомобиль для рынков Азии; выпускать его предстоит в Индии. В таком случае нынешние «Датсуны» можно рассматривать как переходный вариант.

В прошлом году, правда, местный авторынок упал на 6% (до 2,6 млн автомобилей, седьмое место). Но к 2020-му, по прогнозам, он вырастет в три раза – до 9,3 млн машин в год. Индия станет третьим рынком в мире.

Главный транспорт индийских городов – трехколесный мотороллер (в народе называется «тук-тук»). Прогресс приходит и сюда: на автосалоне представили несколько вариантов городского электромобиля. Но перспективы такого транспорта в Индии мне кажутся очень далекими.

Какие же это будут автомобили? – вот что я пытался понять, перемещаясь по десяти залам автомобильной выставки. Сегодня в Индии первые места в рейтинге популярности занимают автомобили «Марути», выпускаемые совместно с японской фирмой «Сузуки» («Альто», «Свифт», «Вэгон R»). Абсолютный бестселлер – заслуженный  хэтч «Альто»: ежегодно продают свыше 260 тыс. таких микролитражек. Вообще, на долю индийско-японского СП приходится 40% продаж легковых автомобилей в стране. Так ведь оно и появилось более 30 лет назад. А сегодня «индояпонцев» активно теснят обосновавшиеся в Индии относительно недавно «Хёндэ», «Тойота», «Рено»... По местному законодательству, если хочешь продавать автомобили, собирай их в Индии, иначе нарвешься на неподъемные пошлины. Вот и открывают ежегодно новые автозаводы. Почему бы и нет? Рынок перспективный, законодательство для инвесторов привлекательное, рабочая сила очень дешевая.

«Хёндэ-Эксцент» (Hyundai Xcent). Корейцы решили, что если у конкурентов есть короткие четырехдверки, им в Индии такая машина явно не помешает. Новинка на основе хэтчбека «Гранд» может быть довольно богато оснащена (чего стоит кондиционер с задними воздуховодами!); в продаже – с марта 2014-го.

ВТОРАЯ СЕРИЯ

Новинки, которые представляли на выставке и местные, и зарубежные компании, можно условно разделить на две группы. Первая – модели, которые выходят на рынок завтра (или только что вышли). Тут правят бал небольшие седаны с вкраплениями маленьких хэтчбеков. Любовь индийцев именно к таким машинам объясняется очень просто. Автомобили меньше 4 м в длину, снаряженные дизелем до 1,5 л (или бензиновым мотором до 1,2 л), относятся по здешней классификации к компактам, а правительство установило для таких сниженные налоги. Если длиннее 4001 мм, налог вырастет вдвое!

«Хёндэ-Гранд i10» (Hyundai Grand i10) в Индии признали автомобилем 2014 года. Удлиненный хэтчбек А-класса (длина 3765 мм) комплектуется 3-цилиндровым дизельным (1,1 л, 71 л.с.) или 4-цилиндровым бензиновым (1,2 л, 83 л.с.) мотором. Обойдется в 446–662 тыс. рупий (250–370 тыс. рублей).

Цель государственной программы – превратить Индию в мирового производителя таких компактных авто. Но пока не насыщен даже внутренний рынок, и маленькие машины разлетаются как горячие сомосы (это такие индийские пирожки). Неслучайно главные премьеры автосалона – миниатюрные «Хёндэ-Эксцент», «Тата-Зест» и «Болт», «Форд-Фиго», «Хонда- Эмейз»... Говорят, в этом калибре собираются вывести на рынок свои новинки «Фиат», «Джи-Эм», «Фольксваген»… А инженеры «Форда», к примеру, даже укоротили «Экоспорт» на несколько сантиметров, чтобы попасть в вожделенный сегмент. Автомобили здесь стоят 550–700 тыс. рупий (300–400 тыс. рублей).

Одна из главных премьер – самый дешевый в мире серийный автомобиль «Баджадж- RE60» (Bajaj RE60). Можно рассматривать его как гибрид автомобиля и мотоцикла; у него четыре колеса и впечатляющие габариты – 2,75 м в длину, 1,32 м в ширину и 1,65 м в высоту. Мотор один: бензиновый, 0,2 л, 20 л.с. По уверению представителей компании, субсубкомпакт, рассчитанный на четырех человек, разгоняется до 70 км/ч, расходуя 2,8 л/100 км (в смешанном цикле). Базовая цена – 150 тыс. рупий (75 тыс. рублей; 2,2 тыс. долларов). Это пока мировой рекорд дешевизны (за «Тату-Нано» просят от 2,7 тыс. долларов).

Вторая тема на выставке – концепты, которых в Дели показали небывало много. Перспективные новинки привезли «Рено», «Фольксваген», «Джи-Эм» и «Датсун», подготовили «Тата» и «Махиндра». Это, как правило, небольшие кроссоверы: видимо, в стране, где нормальных дорог мало, будущее за такими моделями. И есть пример «Дастера», который за год стал самым продаваемым иностранным автомобилем.

Компактный пятидверный хэтчбек «Датсун-Гоу» (Datsun GO) появился в местных салонах только в феврале 2014 года; выпускают его на заводе в Ченнае. Индийский «Датсун» сделан на платформе «Ниссана- Микра», но чуть длиннее (3785 мм против 3780) и гораздо проще по оформлению салона: недорогой пластик, простенькие сиденья с интегрированными подголовниками и т. д. Его комплектуют пока только одним мотором – 1,2 л (80 л.с.) и 5-ступенчатой механикой. Цена в Индии – чуть меньше 400 тыс. рупий (215 тыс. рублей)

Есть и третья тема, о которой пока говорят мало, но думают все. В Индии принадлежащим к нижнему слою среднего класса считается человек, готовый выложить за новый автомобиль наличными 300–500 тыс. рупий (170–280 тыс. рублей). Это много в стране, где в городах зарплата 200 долларов считается достойной. Так вот, к упомянутому слою ныне причисляют себя 150–200 млн индийцев. За такой рынок стоит побороться! Cегодня здесь продается «Тата-Нано» (цена 2,7 тыс. долларов) и на подходе еще несколько моделей – как от местных производителей, так и от иностранцев. Словом, картинка на индийской выставке пестрая и любопытная, с песнями и танцами (этого тоже хватало на каждом стенде). Как и положено в индийском кино.

«Тата-Зест» (Tata Zest). Седан и хэтчбек (у него собственное имя – «Болт»), как обещают, станут первыми глобальными моделями индийского концерна. Обе построены на доработанной платформе седана «Индиго». В Индии седан и хэтчбек появятся в салонах осенью, а в 2015-м, говорят, начнутся поставки за рубеж (и к нам!).

ИНТЕРВЬЮ

Лоренс ван ден Акер, директор по дизайну компании «Рено»

Концепт «Рено-Квид» (Renault Kwid) разработан командой специалистов из Кореи, Японии, Франции, Бразилии, Индии, России, Румынии для самых разных рынков – в первую очередь, конечно, развивающихся. Солидная и в то же время озорная внешность концепта воплощает современные технологические решения и призвана удовлетворить потребности молодежной аудитории. А чего стоит мини-вертолет , который входит в базовое оснащение и может использоваться для разведки и выявления дорожных препятствий, фотосъемки окружающих пейзажей... Такого еще никто не предлагал! Опять же по слухам, концепт разрабатывали с перспективой серийного производства.

 

Можно ли создать некий универсальный с точки зрения дизайна автомобиль, который нравился бы всем – и в Европе, и в Азии, и в Южной Америке?

Что касается дизайна – наверное, можно. Но по стоимости, увы, не получится. Ведь у большинства потребителей общие ценности, покупательная же способность сильно различается. Например, всем понравился новый «Рено-Клио», но для большинства покупателей даже в Южной Америке он оказался слишком дорогим.

И куда в таком случае двигаться – предлагать особые модели для разных регионов?

Необязательно. Мы стараемся через дизайн выразить общие ценности марки, но при этом адаптируем модели к потребностям того или иного рынка. И хотим, чтобы наша марка везде воспринималась как яркая, эмоциональная, сексуальная, если хотите. Это понимают потребители во всем мире.

Но посмотрите на улицы индийских городов! В потоке – или моторикши, или страшненькие седаны. А еще водители украшают свои авто яркими рисунками, в салонах бахрома, блестки, мишура, раскрашенные фигурки. Выходит, если следовать местным традициям, надо рисовать прямо-таки ярмарочные машины?

Не совсем так. Местный рынок очень важен, и для его изучения мы создали два дизайн-бюро – в Мумбае и Ченнае. Мумбай – культурная столица Индии, здесь музеи, галереи, художественные школы, кипит творческая жизнь, снимаются сотни кинофильмов. Дизайн-центр здесь работает на уровне озарения, смело играет с линиями, цветами…

А потом идеи дорабатываются в дизайн-центре в Ченнае, он рядом с нашим заводом. Возможно, будущее мирового автопрома, то, как он преобразится лет через десять-двадцать, решается в таких молодых центрах, на таких молодых рынках, как индийский. Ведь здесь пока самый низкий в мире уровень автомобилизации населения.

Что же предлагают ваши дизайнеры – больше играть цветом, выбирать яркие краски?

Между прочим, это тоже очень важно. Вроде бы мелочь – цвет отделки салона, но нет, индийцы всегда выбирают светлые тона. Это оправданно: в местном климате в воздухе всегда висит пыль, мельчайший песок – на светлой ткани это не так заметно. У «Дастера», который продается в Индии, не только большая хромированная решетка радиатора, но и серьезные изменения в интерьере, уровне комфорта и т. д. В наших дизайн-бюро не только адаптируют выпускаемые модели к местным условиям, но и создают свои, оригинальные. Между прочим, здесь сделали концепткар «Твизи»!

Мировые компании уверяют, что хотели бы создать автомобиль ценой 3–5 тыс. евро для развивающихся рынков. И у всех, как показывает практика, получаются неказистые...

У «Рено» уже достаточно большой опыт, мы ведь сделали «Дастер» – бюджетный кроссовер с привлекательным обликом. Да, работа дизайнера становится очень сложной, когда у него столько ограничений – и по цене, и по материалам, и по размерам авто. Но это интересная работа! Уверяю, вам понравится бюджетный автомобиль, который мы покажем в 2015 году, – он не покажется дешевым, будет выглядеть очень динамичным. И сразу даст понять: это – «Рено».

Почему вы решили впервые показать концепткар «Рено-Квид» именно здесь? Ведь местный автосалон далеко не самый крупный в мировой иерархии...

Для нас Азия очень важна, мы считаем этот регион очень и очень перспективным. Дизайн концепта разрабатывала международная команда. По-моему, он удался. Не знаю, станет ли «Квид» когда-нибудь серийным автомобилем… Во всяком случае, он заставляет людей мечтать.

Подпишитесь на «За рулем» в

09.04.2014
Поделиться: