MX-5 Ice Race-2014: джентльмены, заводите ваши моторы!
Ставшие уже традиционными зимние гонки MX-5 Ice Race проводятся по льду замерзших озер, благо сибирский климат даже в «странную» зиму 2013/2014 не подвел, и прочность трассы не вызывала опасений. Сам формат гонки близок к международным соревнованиям по картингу, поэтому для участников — а ими традиционно были в основном автожурналисты (на сей раз из восьми стран: Австралии, Великобритании, Голландии, Италии, России, Сербии, Хорватии и Украины) — понимание правил получения заветных очков особого труда не составило.
Но это, пожалуй, единственное, что особого труда не составило! Организаторы из Mazda и главный судья — российский автогонщик Сергей Балдин — заставили участников выложиться на все сто. В гостиничных номерах было время только на сон, остальное же – в круговерти брифингов, заездов, подсчета своих очков и чужих промахов, разработки командной стратегии.
Естественный отбор
Но обо всем по порядку. Первой интригой стал формат квалификации, известный заранее, но от этого не менее жесткий – полноценная игра на выбывание. Вылетел с трассы так, что достать может только трактор, или оторвал бампер о снежный бруствер – выбыл из борьбы, запасных машин нет! Но и просто доехать до клетчатого флага недостаточно: на зачетные круги давалось совсем небольшое окно времени, ведь из 25 российских участников квалификации за руль на старте самой гонки должны были сесть только 12 счастливчиков. Послабления были сделаны только иностранным участникам, часть из которых никогда раньше не ездили по льду с такой скоростью. Но в финале уже никаких скидок. Многие, выйдя из-за руля, готовы были отжимать насквозь мокрые подшлемники – последним не хотел быть никто!
Сама квалификация и первый этап гонки проводились на серийных Mazda3 с «автоматом», обутых в гражданские шины Nokian Hakkapeliitta 8. Это давало возможность уравнять шансы соперников, помня о том, что профессиональных автогонщиков среди них не было, и не выйти за рамки разумного риска. Интересной особенностью оказалась возможность проходить трассу как с работающей системой активной стабилизации, так и без нее. В накале спортивных страстей она помогала сохранять контроль над машиной в сложных поворотах, но общую скорость снижала ощутимо. И наоборот, оставшись с машиной и льдом наедине, было возможным показать лучшее время, но малейшая ошибка оборачивалась в лучшем случае управляемым заносом и потерей времени на новый разгон, а в худшем – неизбежной дисквалификацией за вылет с трассы или повреждение машины. К чести участников, прошедших первый отбор, большинство электронным помощником не пользовались, но скачущие цифры в итоговом протоколе показали, что многим далось это нелегко. Система мониторинга и видеонаблюдения — за нее отдельное спасибо организаторам — позволяла оперативно и качественно отслеживать нюансы поведения каждого автомобиля в реальном времени.
Покорители льда
Что ж, команды сформированы, и настало время основной борьбы. И уже начиная с командной квалификации действуют строгие правила – каждый участник обязан провести на трассе от 20 до 30 минут, включая три минуты на замену, и даже скоростной режим в зоне пит-лейн строго контролируется, за любое нарушение – солидные штрафы. А еще и результаты учитываются не только для расстановки авто на старте финальной части соревнования, но и при подсчете общих итогов – времени для расслабления нет ни минуты, теперь важен общий показатель. Так что перед администратором и свободными членами команды стоит непростой выбор – кого еще оставить на круг, а кого пригласить на смену чуть раньше, ведь кто-то едет медленнее, но стабильно, а кто-то быстрее, но усталость и нервное напряжение дают себя знать, и риск совершения крупной ошибки резко возрастает. Для консультаций с каждой командой работали опытные автогонщики. Среди них: Наталья Гольцова, Станислав и Николай Грязины, Олег Квитка, Олег Петриков, Александр Потехин, Александр Сотников, Владимир Черевань, Дмитрий Чумак и Борис Шульмейстер.
Главную интригу преподнес заключительный, финальный день. Первая половина дня прошла напряженно, но спокойно – все участники уже привыкли к машинам, набили шишек в управлении и показывали стабильные результаты. Но! Все началось с погоды: такой зимы в глубине Сибири мало кто ожидал – случилась оттепель! А лед при такой погоде очень коварен: мало того, что его верхний слой становится непрочным и плохо держит шип, так еще и слой воды работает как смазка – в результате качество сцепления резко снижается, а у гонщиков возникает много новых проблем: надо менять наработанную было технику прохождения поворотов, еще бдительнее контролировать скорость и помнить о том, что конфигурация трассы поменялась (организаторы к финалу решили убрать несколько самых опасных виражей).
А вот и второй сюрприз – замена машин! Финишная часть проходила на спортивной модификации родстера Mazda MX-5 Aori. Для незнакомых кратко – это двухместный заднеприводный родстер с «механикой» и открытым кузовом. По сравнению с гражданской версией здесь были изменены подвески, они максимально, до аскетизма, облегчены, вместо складывающейся крыши установлен открытый каркас безопасности и обуты они в специальную спортивную резину Michelin с шипом 1,6 мм – иначе с этой своенравной красоткой трудно было бы совладать и маститому чемпиону. Для езды по льду на таком болиде требуется отменная реакция и твердые навыки езды на заднем приводе, иначе ваш удел – глотать ледовую крошку от впереди едущих соперников, ведь, напомню, крыши у этого автомобиля нет.
И этот сюрприз тоже сработал! Вроде бы уже намечавшийся итоговый расклад перевернулся с ног на голову всего за 20 минут до финиша: украинская команда готовилась держать кубок на подиуме, но один нелепый вылет с трассы – и прощай все надежды. А австралийская команда, показывавшая хорошие результаты на квалификации и стабильный ритм езды, так и не смогла подтвердить претензии на кубок. Но самое приятное, что весь подиум достался россиянам. У них тоже были ошибки и не самое малое число штрафных баллов, но опыт езды по зимним дорогам помог стать лучшими.