Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Ювелиры из буршайта

ЮВЕЛИРЫ ИЗ БУРШАЙТА
Полная версия

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ОНИ ДЕЛАЮТ КОЛЬЦА

ЮВЕЛИРЫ ИЗ БУРШАЙТА

"ГЁТЦЕ" И "ГЛИКО"

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ СУХОВ

Многие покупавшие запчасти (и не раз обжигавшиеся на этом), наверно, давно поняли, на чем экономить можно, а на чем - нет. Если перегорит лампочка - невелика потеря, заменить - минутное дело; если же сломается поршневое кольцо, задерется вкладыш или, скажем, пробьет прокладку головки цилиндров - тут уж хлопот не оберешься. Выгадывать на том, что предназначено мотору для "внутреннего употребления" - себе дороже. Об этом мы еще раз вспомнили, побывав в Германии на "кухне" известнейших производителей запчастей - "Гётце" и "Глико" (наряду с ТРВ, "Нюрал", АЕ они входят в корпорацию "Федерал Могул").

Итак, "Гётце", город Буршайт. Хорошее поршневое кольцо начинается... с песка для литейной формы. Сыпучесть, влажность, размер зерен, а также химический состав перед каждым литьем тщательно контролируют, при необходимости добавляют те или иные компоненты (точный состав смеси - секрет). Не менее тщательно следят и за качеством чугуна - основного материала для колец. Пробу берут перед отливкой прямо из 4,5-тонной разогретой до 1500°С печи. Спектральный анализ позволяет отследить содержание двух десятков элементов с точностью до сотых долей процента. Если состав не соответствует норме, его корректируют и вновь снимают пробу. Впрочем, как правило, этого не требуется - лаборатория анализирует загружаемые в печь компоненты (среди которых и отходы чугуна). Сразу же после отливки - новый контроль, уже готовых колец. Проверка на твердость, прочность, структуру: каков размер зерен графита, их форма и расположение? Если хоть один параметр подкачал - всю партию отправляют в отходы.

На "Гётце" заготовки для каждого кольца из серого чугуна отливают в отдельную форму. Но если в дело идет высокопрочный чугун, то технология иная - среднюю часть отливки использовать нельзя из-за высокой пористости, поэтому из нее получается два кольца - середина идет в отходы. Стальные компрессионные кольца дороже чугунных, но их можно сделать существенно тоньше - из-за меньшего момента инерции снижаются нагрузки на канавки поршня. Впрочем, реализовать их преимущества удается только в форсированных, высокооборотных двигателях, в обычных же моторах чугунные кольца работают ничуть не хуже. Маслосъемные кольца из стали (многоэлементные) уже давно выпускают многие производители, в том числе "Гётце", но на других заводах.

Чтобы подробно описать все этапы дальнейшей обработки, не хватит и целого журнала: для одного только маслосъемного кольца их шестьдесят. Станки с ЧПУ придают кольцам нужную форму: поршневое кольцо не такое уж круглое; даже вставленное в цилиндр, оно должно по-разному давить на его стенки (возле замков - слабее). Профиль окончательно шлифует специальный абразивный круг, периодически подправляемый алмазным резцом.

Уже готовые изделия обязаны пройти стопроцентный визуальный контроль. Глядя на бракованное кольцо, не всякий определит, чем оно не приглянулось миловидным "контролершам", но на ощупь заметен малейший дефект.

Система производства и контроля едина на всех заводах "Гётце", где бы они ни находились - в Германии, Англии, Франции, Италии или Турции. Поэтому на упаковках никогда не указана страна-изготовитель: фирменное клеймо - гарантия одинаково высокого качества. Оборудование для производства колец "Гётце" продает во многие страны, но без лицензии. В 60-е годы СССР закупил целые линии, почти все они и по сей день в строю. Но грамотно настроить и эксплуатировать изрядно поношенные станки-ветераны, отслеживать качество на каждом этапе удается далеко не всегда, отсюда и результаты - "на троечку".

Завод в Буршайте занимает особое место в структуре "Гётце". Здесь расположены научно-производственный и испытательный центры. В лабораториях за неделю-другую двигатель "наматывает" сотни тысяч километров, в том числе по "горной дороге" - для имитации любых условий движения стенд оснащен мощным электрическим тормозом-ускорителем. Тестируют не только поршневые кольца, но и поршни, прокладки, гильзы цилиндров - все это тоже продукция "Гётце". Есть и совершенно закрытое от посторонних глаз помещение - государство в государстве: там создаются поршневые кольца для формулы 1. Они похожи на произведения искусства: верхнее кольцо толщиной всего миллиметр, кажется, тронь - и сломается. Но ни трогать, ни фотографировать нам, увы, не разрешили.

Полтора часа по шоссе, вьющемся среди гор и холмов, - и мы в Гердорфе. Здесь "Гётце" производит прокладки (головки блока цилиндров, коллекторов), соединительные кольца выпускных труб, теплозащитные щитки. Показали нам прокладки головки блока цилиндров для форсированных дизелей, собранные из листов разных металлов (от трех до пяти). Такой склепанный "бутерброд" меньше деформируется (и деформирует головку цилиндров) при затяжке, лучше противостоит давлению и нагреву. Герметизация достигается выштампованными канавками, нанесенными по трафарету герметиком и специальной термостойкой краской, которой окрашены листы металла - она заполняет все поры. Теплозащитные щитки, кстати, тоже композитные и почти невесомые: тонкий металл только снаружи, внутри - безасбестовый огнеупорный материал.

Наряду с "пакетными" завод производит и обычные прокладки головки блока, с первого взгляда ничем не отличающиеся от привычных "жигулевских". Однако присмотревшись (особенно - принюхавшись), можно почувствовать разницу. "Гётце" обязательно пропитывает прокладки специальным раствором (изначально он использовался в строительстве для повышения прочности бетона). Серая прокладка после пропитки покрывается тонкой пленкой темно-желтого оттенка, похожей на "Мовиль" или олифу. В двигателе под действием высокой температуры состав окончательно полимеризуется - прокладка затвердевает, приняв нужную форму. Рядом с этой линией пропитки есть другая - с силиконовой композицией в ванне. Такая прокладка (она черного цвета) дороже, но еще надежнее.

Административный центр земли Гессен - Висбаден не только известный в Европе курорт. Здесь расположен и завод "Глико", где выпускают втулки и вкладыши. Так же, как и в Буршайте, - полный цикл производства: от литейки до роботизированной сборки.

Вкладыш - деталь совсем не простая. Сегодня для "формульных" моторов делают вкладыши толщиной всего 0,9 мм (включая подложку). Чтобы максимально использовать поверхность, замки выдавливают на торце, не затрагивая антифрикционный слой (патент "Глико"). Канавка для подвода масла не обязательно равной глубины по всему вкладышу, в средней части ее может и не быть. Среди того, что мы увидели - роботизированная линия по производству сборных центральных вкладышей (с упорными полукольцами по обеим сторонам) и находящееся в отдельном здании производство втулок: для поршневых пальцев, валов коробки передач, тормозных суппортов, вентиляторов (жаль, не для "печки" "Жигулей"), амортизаторов и т. п. За день только на вторичный рынок запчастей завод отправляет их 1 200 000 (!) штук.

Гордость "Глико" - самосмазывающиеся втулки Glycodur F. На стальную омедненную подложку нанесен пористый слой олова и меди, пропитанный полимером (политетрафторэтиленом). Размер частиц металла - 40-180 микрон. Такие втулки используются в стеклоподъемниках, рулевой колонке, креслах (и не только автомобильных!), в дверях вагона метро и т. д. Одна из разновидностей этой втулки - Glycodur А... Она хоть и требует смазки (один раз, в начале эксплуатации), но установить на ось ее можно и с перекосом - благодаря особой структуре материала отверстие постепенно "переориентируется" и люфтов не будет. Если втулку необходимо сделать без замка (например, для поршневого пальца), ее заготовку вытягивают из листа биметалла: всего за три приема получается аккуратный "стопарик" - хоть наливай.

NormForm - оригинальная упаковка поршневых колец "Гётце". На снимке - кольца для "Лады".

Прокладка из трех листов

(крайние - металлические).

Прокладка головки блока

со стандартной пропиткой.

Вкладыши для БМВ, слева - в сборе с упорными полукольцами, замки выбиты в торцах (патент "Глико").

В вакуумной камере наносят металл на подложку вкладыша.

Стенд для испытаний вкладышей.

Этот стаканчик - будущая втулка.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2001
Поделиться: