Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

VW Golf: «механика» или DSG?

Сравниваем два автомобиля «Фольксваген-Гольф» с двигателем 1,2 л (105 л.с.). Один – с 6-ступенчатой механической, второй – с 7-ступенчатой автоматической (DSG) коробкой передач. Какой из них окажется шустрее и экономичнее?
Полная версия

Удивительное совпадение! Но мы правда не подгадывали этот тест к случаю. Однако именно в те дни, когда испытатели общались с серым и красным «Фольксвагенами» с разными коробками передач, на сайте клуба владельцев «Гольфа» висел опрос о предпочтении «механики» или «автомата» DSG. Причем результаты оказались неожиданными для нас: почти 49% ответивших высказались за «механику». Конечно, в этом выборе основную роль играют сомнения в надежности агрегата с двумя сцеплениями. Разговоров на эту тему много. Но для объективной оценки обеим сторонам пока явно не хватает информации. Мнения опрошенных нами владельцев самые разные, а реальной статистики немного. Сравнивая два «Гольфа» с одинаковыми 105-сильными моторами объемом 1,2 л и разными коробками передач – 7-ступенчатым «автоматом» DSG (на фото слева) и 6-ступенчатой «механикой» (справа), мы оценивали удобство езды и экономичность.

БЫСТРО И МЕДЛЕННО

«Автомат» всегда удобнее «механики»? Смеем утверждать, что это не всегда так. Но для начала прокомментируем результаты замеров. Их проводили зимой на зимних шинах, поэтому данные очень сильно расходятся с заводскими. Но нам было важно именно сравнение автомобилей в равных условиях. В разгоне до 100 км/ч испытанные «Гольфы» очень близки (по паспорту время разгона одинаковое). Небольшой выигрыш машины с «механикой» в быту может и не проявиться, поскольку результат сильно зависит от водителя. А вот в разгоне с 60 до 100 км/ч и тем более с 80 до 120 км/ч «Гольф» c DSG выигрывает. Немудрено, ведь 1,2-литровому мотору нелегко разгонять машину на одной передаче (соответственно – четвертой и пятой). А именно так замеряют эластичность автомобилей с «механикой». Современный же «автомат» быстро находит низшие ступени и очень быстро переключается вверх.

Малахольный вроде бы двигатель для такого рабочего объема на удивление тяговит. Но при интенсивных ускорениях на шоссе или при перестроении в городе перейти на пару передач вниз необходимо. Кстати, автомобиль, заточенный на экономичность, считает, что переключаться вверх следует уже примерно на 2000 об/мин. Об этом напоминают высвечивающиеся на панели приборов номера передач.

ДЕШЕВО И ДОРОГО

На контрольном маршруте, включающем московские пробки, узкие пригородные шоссе и магистраль с разрешенной скоростью 110 км/ч автомобиль с «механикой» выиграл у версии с «автоматом» больше 1 л/100 км. Немало! Конечно, результат сильно зависит от стиля водителей машины с ручной коробкой. Но они менялись и вовсе не старались экономить – ехали в адекватном дорожным условиям режиме. Очевидно, разница в расходе топлива будет особенно заметна именно на пригородных маршрутах. Кстати, и по паспорту 105-сильный «Гольф» с 6-ступенчатой «механикой» экономичнее собрата с 7-ступенчатым «автоматом» именно за городом. Правда, разница между заводскими данными минимальна. Но жизнь всегда вносит свои коррективы.

 

Уплатив дополнительно 66 000 рублей (настолько сегодня дороже «Гольф» со 105-сильным мотором 1,2 л и DSG, чем версия с «механикой»), стоит учитывать, что и 100 км пробега будут стоить больше – примерно на 30 рублей (московская цена литра бензина в феврале 2014-го). Хорошо хоть цена обслуживания автомобилей с разными коробками одинакова. (О ремонте здесь говорить не место.) Очень интересно еще сравнить классический автомат» и современный агрегат с двумя сцеплениями. Но подобрать честные аналоги практически невозможно. Компании, освоившие агрегаты нового поколения, постепенно избавляются от прежних.

А теперь вернемся к удобству управления. Есть и еще один фактор (правда, куда труднее измеряемый), который, как нам кажется, может повлиять на выбор. Наш тест пришелся на самые снежные в эту зиму дни. Так вот, путешествуя по загородным дорогам, плохо или совсем не чищенным, эксперты неоднократно соглашались: в таких условиях автомобиль, дающий возможность выбирать нужную передачу самостоятельно, приятнее и надежнее в управлении.

У DSG, конечно, тоже есть ручной режим. Но зимой нередки ситуации, когда несколько замедленное и чересчур «электронное» переключение автомата» – все-таки не то, что нужно. Наверное, об этом стоит задуматься, если зима в ваших широтах длинная, а ездить часто приходится за городом. Конечно, на выбор, как обычно, могут повлиять иные за и против. Сегодня, скажем, все больше становится водителей, у которых наличие третьей педали вызывает чувство, близкое к ужасу. Но это аргумент из разряда очень специфичных и субъективных.

 

МОКРО И СУХО

Роботизированные коробки передач делают с так называемым мокрым сцеплением и с сухим. В первом случае в качестве сцепления применяют две многодисковые муфты, смазываемые маслом, во втором – используют пару обычных сцеплений. Сначала появились коробки с мокрым сцеплением, затем стали активно применять и сухие. У последних меньше механические потери и ниже масса. Так, фольксвагеновская (такие же ставят на автомобили других марок, входящих в концерн) коробка в сборе с сухим сцеплением весит всего 70 кг против 94 кг «мокрого» агрегата. И это несмотря на дополнительную передачу (у DSG c сухим сцеплением семь ступеней, у варианта с мокрым – шесть).

С точки зрения механики коробки очень похожи. Существенные отличия, разумеется, есть в системе смазки. У агрегата с мокрым сцеплением она единая, с приводом масляного насоса от коленвала двигателя. Заправочный объем фольксвагеновского агрегата – 7,2 л.

В сухой коробке система раздельная – с двумя независимыми масляными контурами и, соответственно, разными маслами. Валы и шестерни смазываются так же, как в обычной механической коробке. Объем заправки всего 1,7 л. Объем второго масляного контура, управляющего, еще меньше – 1,1 л. Необходимое давление поддерживает электрогидравлический насос. В отличие от коробки с мокрым сцеплением, здесь он включается только по мере необходимости, что тоже уменьшает механические потери.

По возможности передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам мокрая трансмиссия существенно превосходит сухую. Для легковых «Фольксвагенов» это 350 Н·м против 250. Поэтому-то агрегаты с мокрым сцеплением достаются автомобилям с более мощными двигателями. На коммерческие «Фольксвагены-Транспортер» и вовсе ставят обновленный вариант коробки серии ОВТ с мокрым сцеплением, но в 7-ступенчатом исполнении, рассчитанный на передачу момента 600 Н·м. Подробнее об устройстве коробки DSG см. ЗР, 2013, № 8.

ПО ХОДУ ДЕЛА

105 л.с. с 1,2 л рабочего объема! Совсем недавно такое могли разве что спортивные моторы. Двигатель «Фольксвагена» очень живой, а при умелом переключении передач даже веселый. Но рекомендованный бензин – Аи-98. К счастью, допускается Аи-95. Вот цена технического прогресса и действительно отменной экономичности. А вы как хотели?

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
Емелькин Геннадий
19.04.2014
Фото: Батыру Александр
Поделиться: