Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Лекарство от амбиций

ЛЕКАРСТВО ОТ АМБИЦИЙ
Полная версия

ТЕХНИКА

/ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ЛЕКАРСТВО ОТ АМБИЦИЙ

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШИЙ МОТОР

И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

И "ДАЙМЛЕР-КРАЙСЛЕР"

Шесть цилиндров, 3,2 литра рабочего объема, приводной компрессор, 354 лошадиные силы, 450 ньютон-метров крутящего момента. Все это хозяйство упрятано под капот относительно небольшого (длина всего четыре метра с хвостиком) двухместного родстера. Таков "Мерседес-Бенц SLK 32 AMG", детище "придворной" тюнинговой фирмы "Мерседеса". На тонну снаряженной массы у него без малого 240 "лошадей", привод, естественно, задний. Страшно? Ах, не очень... Тогда продолжим: "максималка" - 250 км/ч, разгон до "сотни" - 5,2 с. Притом с автоматической коробкой. Опять не пугает? А по горам на таком проехаться, да под дождиком? Запросто?! Ну, тогда вы или гонщик, или... потенциальный покупатель.

"Мерседес" не был бы самим собой, если бы поступился (в угоду даже самым высоким ходовым качествам) комфортом, удобством и безопасностью. Вокруг мотора нагорожено множество механических и электронных устройств, причем с одной лишь целью - помочь водителю обуздать "табун". Познакомимся с ними по ходу дела, когда они проявят себя в движении.

Надо заметить, за рулем родстера совсем не ощущаешь себя пилотом гоночного автомобиля. Салончик если не просторен, то достаточно вместителен, чтобы двое не чувствовали себя стесненно. Гоночным аскетизмом тут и не пахнет: дорогая отделка, богатое оснащение, приличная шумоизоляция. Мотор на холостых оборотах проявляет себя лишь легкой вибрацией... Довольно вибрировать - ездить будем!

Первой вступила в работу система контроля тяги. При резком старте она не дала ведущим колесам впустую полировать асфальт и вместе с тем не особо снизила интенсивность разгона. Машина ушла с места буквально на грани пробуксовки. Растет скорость, растут обороты - в салон проникает звук не столько мотора, сколько выпускной системы. Будем считать придавленный рев частью спортивного имиджа машины. А вот уже "голос" поднимается до визга и... "автомат" переходит на следующую передачу. Спасибо, дорогой, переключения у тебя и в самом деле быстрые, но сейчас ты это сделал не вовремя - пора тормозить перед поворотом.

Тормоза очень эффективны, но другого и не ждешь. Автомобили со "спортивным уклоном" вообще редко страдают слабостью тормозов, а вот с их "информативностью" бывают проблемы - педаль зачастую грубая, требует больших усилий и привычки. Но на родстере "Мерседеса" после пары-тройки торможений возникло ощущение, что замедление можно регулировать с точностью до третьего знака после запятой.

Скорость погасили, рычаг коробки - на себя (ручное переключение передач, конечно же, предусмотрено); включение пониженной отмечено чувствительным рывком, и - поехали прописывать прибрежный серпантин. На поворот руля двухместный "Бенц" реагирует моментально и безоговорочно, точно настроенная подвеска не дает кузову крениться, а широченные шины "Пирелли" уверенно держат машину на влажном асфальте. Даже умеренные провокации газом не могут сбить родстер с траектории. Если скорость входа в поворот выбрана правильно, то дугу машинка проходит, как по циркулю...

Поворот пройден: распрямляю траекторию, добавляю газа - и автомобиль выстреливает, как камень из рогатки. Оказывается, умная коробка-автомат при принудительном переключении "вниз" не просто переходит на ступень ниже, а выбирает передачу, которая обеспечит наиболее интенсивный разгон.

Разгон, торможение, переключение, поворот, разгон - и так далее, до тех пор, пока за очередным поворотом вместо прямого участка не открылся... старенький пикап, на котором местные жители приехали обрезать придорожные деревья. Мало того, что машину бросили на дороге, так еще и засыпали весь асфальт мокрой щепой. Первая реакция - хлоп по тормозам, не очень сильно, но резко... И машина практически встала. Я такого замедления "не заказывал", просто сработала система "брейк эссист", которая призвана помогать водителю при экстренном торможении. Мой резкий удар по педали она, видимо, восприняла как просьбу о помощи. В данном случае обошлись бы и без "эссиста", но на дороге всякое случается - помощь может и пригодиться.

А это что за нахал пронесся мимо? Широченные колеса, выхлопная труба - прямо главный калибр на линкоре. Похоже, "Шумахер" - любитель, да к тому же местный - дорогу знает, ныряет в закрытые повороты без страха и сомнения. Сейчас догоним и проучим... Не удалось "наказать" - свернул, но зато раззадорил ехать еще быстрее и, увы, ошибаться. Выходя из очередного поворота, добавил газу чуть раньше, чем надо, и чуть резче, чем следовало. Результат ошибки - мгновенный и крайне резкий срыв задних ведущих колес. Даже испугаться толком не успел: через доли секунды машина так же резко, будто упершись в бордюр, прекратила скольжение. Электронная система стабилизации (ESP) справилась безупречно.

Да, технический прогресс нынче можно буквально "пощупать руками". Несколько лет назад на презентации полноприводного "Мерседеса" Е-класса я долго пытался понять, как же работает тогдашняя новинка "брейк эссист". И так тормозил на специальной площадке, и этак, пригласил немца-специалиста... в итоге иностранный спец сдался и молвил, что вы, уважаемый герр, тормозите своей могучей ногой лучше всяких "эссистов", а они рассчитаны на изящную и нервную ножку в туфельках... А какой задумчивой была на том автомобиле ESP. Пока она сработает, успеешь три раза с жизнью попрощаться. А ленивые и глуповатые автоматические коробки недавнего прошлого?

И вот вам автомобиль, где практически все контролируется электроникой. Под контролем "чипов" работа двигателя, коробки, тормозов. Умные системы активно вмешиваются в управление автомобилем, страхуя водителя от ошибок или сглаживая их возможные последствия. Причем делают это так ненавязчиво, что даже самые подготовленные "пилоты" признают: вмешательство электроники своевременно, точно дозировано и уже не кажется досадной помехой процессу управления автомобилем. Водителю же средней квалификации "компьютерная поддержка" при езде на столь "заряженном" аппарате тем более не будет лишней.

Ура, да здравствует технический прогресс и новые технологии! Теперь любой человек справится с самым мощным автомобилем... Да нет, пока еще никакой компьютер полностью не заменит человека за рулем. Хотя, если прикинуть, какие из команд водителя "Мерседес-Бенц SLK 32 AMG" выполняет напрямую, а какие - пропускает "через себя" и корректирует, то перспектива полного отстранения человека от процесса управления не кажется столь уж далекой. Сел, запрограммировал маршрут, нажал на кнопку и спи себе до прибытия на место...

Бр-р-р, жуть какая! Наверно, фантазия разыгралась от обиды. Приходится признать, что местами маленький "Мерседес" был сметливей и проворней меня, со всеми моими навыками и амбициями.

Шестицилиндровый V-образный двигатель оснащен винтовым компрессором (Лисхольма), который приводится ремнем, но задействован не постоянно. Подключаясь на определенных режимах работы двигателя по команде с блока управления, он создает избыточное давление до 1 бар. Алюминиевые роторы компрессора покрыты тефлоном, наддувочный воздух охлаждается в интеркулере. Новые поршни отличаются повышенной стойкостью к нагреву и механическим нагрузкам. Усилены шатуны, коленчатый вал, его подшипники. Производительность масляного насоса увеличена на 70%. В системе зажигания - по две свечи на цилиндр. Для снижения вибраций мотор оснащен балансирными валами.

Автоматическая коробка передач "AMG Спидшифт" - пятиступенчатая, с возможностью ручного выбора передач. Гидротрансформатор блокируется на всех передачах, кроме первой. При принудительном переключении на низший диапазон автоматически выбирается передача, которая обеспечивает наилучшее ускорение. При интенсивном торможении автоматически включается пониженная передача. В быстрых поворотах переключение передач блокируется, дабы избежать резкого изменения тяги на ведущих колесах.

Почему наслаждаться благами технического прогресса должны только индивидуалисты - владельцы двухместных родстеров? А если хочется совместить приятное с полезным? Да ради бога! "Мерседес-Бенц С32 AMG" - вместительный седан с той же начинкой - от мотора и коробки до умных систем. Подвеска, естественно, доработана, дорожный просвет уменьшен на 30 мм. Даже максимальная скорость и динамика, как у родстера. Может, только подвеска все же чуть повальяжней, да рулится седан не так остро. Для законченных оригиналов есть еще и "истейт", то есть универсал с огромным, в лучших "мерседесовских" традициях, багажником. Правда, за удовольствие перевозить полтора кубометра вещей со скоростью 250 км/ч приходится "жестоко расплачиваться": в разгоне до "сотни" универсал уступает родстеру целых 0,2 секунды.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2001
Поделиться: