Сервисные отзывы обходят Россию стороной
В цивилизованных странах автомобильные корпорации то и дело проводят массовые сервисные кампании, направленные на исправление производственных просчетов в проданных машинах. На вопрос, коснутся ли эти мероприятия России, производители чаще всего отвечают отрицательно. По мнению депутата Госдумы, лидера автомобильного движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, крупные компании и их дилеры по какой-то порочной традиции относятся к России как к рынку третьего сорта. «Автокомпании не выполняют тех требований, которые им предъявляют на рынках США, Европы и Китая. Они только вечно жалуются правительству, дескать, мы тут вложили деньги в заводы и в вашу экономику. При этом никто не говорит, что они делают на продажах в нашей стране миллионы», — комментирует парламентарий.
Если недавний пример, когда концерн GM потратил 1,3 млрд долл. на ремонт около 2,6 млн автомобилей в рамках сервисных мероприятий лишь на американском рынке, можно объяснить происхождением участвовавших в кампании моделей (Chevrolet HHR, Pontiac G5 и Solstice, Saturn Ion и Sky), то в прочих случаях все не так однозначно. Так, у марки Volkswagen на слуху последний отзыв Passat в США, когда у 150 тыс. машин 2012-2013 годов обнаружился дефект крепления головных фар. Может ли быть схожий недостаток в машинах, продающихся в России? На момент публикации материала представители пресс-службы российского подразделения Volkswagen на телефонные звонки не отвечали. Не удалось получить ответа и от представителей BMW в России по поводу отзыва практически полумиллиона машин в США и Китае.
В российском офисе концерна GM, напротив, заверили «За рулем.РФ», что успешно проводят акции в нашей стране так часто, как это требуется. «Иногда складывается ощущение, что сервисные акции проходят мимо России, но это не так. Мы получаем информацию и либо меняем какие-то детали во время очередного ТО, либо срочно вызываем автомобилистов на станции техобслуживания», — рассказал директор по связям с общественностью GM Россия Сергей Лепнухов. Он упомянул недавний отзыв 21-го автомобиля Chevrolet Spark из-за дефекта клеммового соединения промежуточного вала и рулевой рейки.
Автобизнес пользуется тем, что у отечественного клиента пока что не выработались нормативно-правовые инстинкты, уверены юристы. «Если в Европе или США произойдет ДТП, а после экспертизы будет доказано, что вина лежит на автомобилестроителе, пропустившем дефект, то он выложит миллионы долларов через суд», — рассказывает Ильдар Лукманов, руководитель юридического отдела общества защиты прав потребителей «Потребительский комитет». По словам юриста, большое число отзывных кампаний на Западе как раз сформировано правовой культурой, когда автомобилисты отстаивают свою позицию в суде.
В России чаще всего аварии автомобилей не анализируются на предмет дефектов. Гаишник составляет протокол, в котором указывает, что водитель не справился с управлением. В большинстве случаев этим дело и заканчивается. Аварийная экспертиза находится в зачаточном состоянии, и фактически определить реальные неполадки машины после ДТП эксперты уже не могут. «Даже если дело доходит до суда с производителем — хотя это единичные случаи, — при удачном стечении обстоятельств истец может рассчитывать на 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда. Но концернам проще втихую выплатить эти смешные для них деньги, чем отзывать тысячи автомобилей», — объясняет Лукманов.
В США функцию надзора за этими вопросами частично берут на себя Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) и Национальное управление по дорожной безопасности (NHTSA). Именно с подачи последнего в 2012 году концерн Toyota инициировал крупнейшую отзывную кампанию, когда из-за дефекта выключателя электростеклоподъемника водительской двери дилеров по всему миру навестили 7,43 млн клиентов марки (в том числе и в России). А рекордсменом до сих пор остается Ford, отозвавший в 1996 году в сервисы 7,9 млн машин из-за дефекта замка зажигания, который мог привести к возгоранию. В Европе косвенно мониторинг осуществляется такими организациями, как автомобильный клуб ADAC. Их ежегодные рейтинги аварийности, технических неисправностей и надежности массовых моделей служат хорошим инструментом для влияния на производителя.
В нашей стране согласно федеральному закону № 184-ФЗ «О техническом регулировании» компании обязаны уведомлять Росстандарт о сервисных кампаниях.
Примечательно, что при попытке поиска на сайте Росстандарта слова «отзыв» мы получаем лишь новости о сервисных кампаниях, осуществленных в различное время на нашем рынке только двумя марками — Chevrolet и Toyota. Без комментариев.
Порой отзывные акции проводятся в нашей стране в инициативном порядке, читай — зависят исключительно от доброй воли компании-производителя. К примеру, с оглядкой на Запад несколько акций уже проводил АВТОВАЗ. Ранее заведующий отделом «Новинки техники» журнала «За рулем» Максим Сачков так прокомментировал одну из таких инициатив АВТОВАЗа: «Скорее всего, производитель решил перестраховаться. Возможно, что-то было выявлено в ходе ресурсных испытаний. В целом, это здорово, что и мы стали действовать в духе европейских традиций. Главное, чтобы владельцам это не доставляло дискомфорта».