Кто выйдет победителем в «войне моторов»?
Представители Bosch напоминают, что вкусы американцев меняются, и все меньшее их число отдает предпочтение гигантским V8. Во всяком случае, об этом говорит исследование авторитетного американского издания Ward's AutoWorld. Опубликованная журналом десятка лучших двигателей 2014 года говорит о том, что после многолетнего доминирования многолитровых шести- и восьмицилиндровых моторов в этом году объем большинства агрегатов из TOP-10 не превышает 3,0 л, а одну из позиций и вовсе занял электродвигатель. Также в десятку лучших попали сразу три дизельных двигателя, которые ранее не пользовались популярностью у американцев.
«Мы наблюдаем трансформацию отношения американцев к автомобилям. Они уже должны быть не просто большими, но и, что немаловажно, экономичными», – заявил член правления Bosch д-р Рольф Буландер, не скрывающий своего удовлетворения тем фактом, что в восьми двигателях из Топ-10 по версии Ward's AutoWorld используются технологии его компании, а электромотор SMG 180/120 нового Fiat 500е был и вовсе полностью разработан Bosch.
Электромобильность – это не только сокращение выбросов и экономия, но и впечатляющая динамика и иное удовольствие от вождения. К тому же на электромобили работает и так называемый wow-фактор, а не только экономичность, поясняет Буландер. В этом уверены в ряде американских штатов, например, в Калифорнии, где законодательно поощряется использование электромобилей. По мнению представителей Bosch, электрификация набирает обороты и в других странах мира, свидетельствуя о наступлении новых времен, а потому компания занимается продвижением электрических двигателей и за пределами США. Fiat 500e – один из 30 проектов, которые используют технологии Bosch и поступят в серийное производство в 2014 году.
«Штаты готовы к дизельным двигателям»
Рост популярности дизельных моделей свидетельствует о зарождении еще одной тенденции на североамериканском рынке. «Америка вновь обратила внимание на дизель. Мы уверены, что дизельные двигатели уже готовы массово прийти в США, а сами американцы готовы пересаживаться на дизельные модели», – говорит Буландер. В этом году автомобильные журналисты впервые отметили в рейтинге сразу три турбодизеля. Все они комплектуются современными системами впрыска высокого давления, произведенными компанией Bosch. Дизелями сейчас интересуются не только журналисты, но и все большее число покупателей. Уже сегодня, если в модельном ряду присутствует дизельная версия, 30% покупателей отдают предпочтение именно ей. Всего несколько лет назад этот показатель не превышал 10%».
Голоса пессимистов
Впрочем, оптимизм представителей Bosch можно уравновесить пессимизмом автопроизводителей. Ложку дегтя в прошлом году подкинули сразу два видных специалиста автомобильной отрасли в Европе – глава европейского филиала Ford Джо Бакаж и Клаус Шмидт, экс-глава подразделения BMW, отвечавший за системы шасси, а ныне возглавляющий работы по созданию новых моделей китайского бренда Qoros. По их мнению, доминирование двигателя на дизельном топливе в Европе продлится не дольше 2020 года по причине постоянного ужесточения норм ЕС по выбросам, делающих создание и производство экологически чистого мотора, работающего на тяжелом топливе, все более дорогим процессом, а также из-за роста цен на солярку и появление более эффективных бензиновых двигателей.
В настоящее время средний показатель числа автомобилей с дизельными двигателями по Евросоюзу составляет 55%. В США и Японии доля легковых авто с дизельными моторами не превышает 10%, а процент машин с дизельным мотором к концу десятилетия может сократиться до уровня Северной Америки.
Более вероятным, нежели триумф дизельных моторов в США, видится распространение в Северной Америке автомобилей с современным бензиновым ДВС. Сегодня большинство двигателей большого объема в Штатах комплектуются традиционной распределенной системой впрыска и имеют высокий расход топлива. Законодательное давление приводит к тому, что применение более эффективных технологий, таких как непосредственный впрыск, будет только расти. Объем уступает место технологиям. Более эффективные процессы сгорания означают, что непосредственный впрыск бензина экономит топливо и в то же время обеспечивает высокий крутящий момент вне зависимости от класса автомобиля. Это полностью соответствует запросам американских водителей, и именно поэтому в Bosch убеждены, что непосредственный бензиновый впрыск способен завоевать до 50% рынка новых автомобилей.
Свой взгляд на перспективы развития моторов есть у компании Volvo, и идеи шведов разделяют многие автопроизводители. Так, они считают, что в ближайшие годы автопром будет уделять все больше внимания гибридным технологиям, которые постепенно подготовят почву для массового использования электромобилей. Причем гибридизация будет идти как в стане бензиновых, так и дизельных двигателей. Уже сейчас Volvo V60 Plug-in Hybrid, оснащенный 215-сильным 2,4-литровым 5-цилиндровым турбодизелем и 70-сильным электромотором, обладает запасом хода в 1200 км, а на одной только литий-ионной батарее универсал способен пройти 50 км.
А что у нас?
В России же ситуация обстоит несколько иначе, чем в США и Европе. Cреди покупателей премиума особо явной тенденции к переходу в стан «трактористов» не наблюдается. Так, в российском представительстве Jaguar Land Rover «За рулем.РФ» сообщили, что в этом году среди фаворитов у покупателей были Range Rover и Range Rover Sport с новым бензиновым двигателем объемом 3,0 л. А вот более доступные Freelander и Range Rover Evoque по-прежнему предпочитают брать с 2,2-литровым дизельным двигателем. Однозначный выбор в пользу тяжелого топлива делают и те, кому важны утилитарно-внедорожные способности. К примеру, покупатели Discovery наиболее охотно приобретали автомобиль с 3,0-литровым дизелем. Что до легковых автомобилей бренда, то с появлением нового двигателя 2.0 (старт продаж — октябрь 2012 года) и новой версии Business Edition (старт продаж — июль 2013 года) Jaguar XF начал наращивать свои позиции в сегменте E-класса. У покупателей же модели Jaguar XJ предпочтения изменились в сторону версии 3.0 S/C AWD.
Интересная тенденция в ответе на вопрос «дизель или бензин?» вырисовывается у наших соседей-белорусов, которые давно сделали выбор, сходный с европейским. Однако по данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), существовавший в республике перекос в сторону дизельных двигателей постепенно сокращается. В 2013 году количество проданных бензиновых автомобилей соотносится с автомобилями с дизелями в пропорции 3:1. Скажем, 75% проданных автомобилей Volkswagen в 2013 году оснащались бензиновыми двигателями, тогда как в 2008 году ситуация выглядела ровно наоборот. В БАА считают, что это вызвано такими факторами, как разрыв в ценах между бензиновыми и дизельными версиями ввиду роста ввозных пошлин и стоимости дизтоплива. Сегодня в Белоруссии дизельные версии чаще выбирают юрлица, для которых первоочередным фактором выбора автомобиля является стоимость владения.
Итог
Резюмируя все сказанное, можем сделать вывод, что, несмотря на прогнозы специалистов Bosch, в сегменте легковых автомобилей ожидать в нашей стране успеха дизеля, схожего с европейским, пока преждевременно. Легковые автомобили с дизельным мотором стоят на 10-25% дороже бензиновых аналогов, а иногда и топовых комплектаций бензиновых версий. И это на фоне все растущей экономичности современных бензиновых моторов. К примеру, бензиновый восьмицилиндровый мотор BMW M5 потребляет 9,9 л/100 км при спокойной езде в смешанном цикле. А в сочетании с отсутствием в ряде регионов качественного дизтоплива, которое к тому же по цене обогнало бензин, более коротким межсервисным интервалом и высокой ценой автомобиля уже делает приобретение дизельной легковушки в России не очень выгодным.
В остальном же мире тенденция очевидна: ужесточение экологических норм приведет к еще большему удорожанию двигателей и автомобилей, использующих ДВС. Через некоторое время классический двигатель внутреннего сгорания будет повсеместно дополняться электромотором, а по мере совершенствования технологии производства батарей и гибриды будут вытеснены электромобилями. Процесс производства последних уже давно превратился из экзотического маркетингового шоу в обыденные производственные планы. Вот почему в прогнозах объемов производства машин на электрической тяге на следующий год аналитики из PriceWaterhouseCoopers оперируют цифрой 500 тыс. единиц. При этом, по данным компании IDTechEx, всемирный оборот на рынке электромобилей, включая гибридные модели, в том же 2015 году составит 227 млрд долл.