Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Флагман вчерашнего дня

ФЛАГМАН ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/НА ПЕРЕПУТЬЕ

ФЛАГМАН ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ

ЧТО УГОТОВАНО ЗАВОДУ ИМЕНИ ЛИХАЧЕВА?

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

В последний день зимы с главного конвейера АМО "ЗИЛ" сошел 50-тысячный "Бычок" ЗИЛ-5301. Вроде бы, повод порадоваться, но экономическая ситуация на бывшем флагмане советского автопрома не располагает к тому, чтобы бить в литавры.

Рассчитанный на выпуск 220 тысяч грузовых автомобилей и автобусов ЗИЛ в прошлом году произвел 21,5 тысячи, из них около 60% "бычков". Судя по отчетам, все они проданы, а завод по-прежнему в долгу, как в шелку. В начале года была даже сокращена подача газа. Причину объяснять нет нужды - хронические неплатежи коммунальным службам...

- Прошлый год мы закончили с уровнем рентабельности 3,5%, - объясняет ситуацию генеральный директор АМО "ЗИЛ" Валерий Носов. - Завод не убыточный, но чтобы такая махина нормально функционировала, этот уровень надо доводить до 12%.

Сегодня "Бычок" - самый дешевый в своем классе - 7-8 тыс. долл. Следующий - "АВИА-Прага" (чешский завод, принадлежащий "Дэу") идет по цене 22-24 тыс., а "Форд" уже зашкаливает под 40 тыс.

- Для того чтобы ЗИЛ мог нормально существовать, "Бычок" надо бы продавать за 10 тыс., - рассуждает В. Носов, - а это для наших покупателей очень дорого.

Но даже из тех 7-8 тыс., которые завод мог бы выручить за свою продукцию, "живых" денег совсем немного: около 60% уходит по бартеру за комплектующие, сырье...

- Как при первобытнообщинном строе, - с горечью говорит директор. - Мы определяем в расчетах с поставщиками, что один "Бычок", к примеру, стоит 100 колесных дисков. За металл, шины, электрооборудование вынуждены рассчитываться машинами. А наши поставщики при этом закладывают в свою продукцию нормальную прибыль - до 30% и за счет этого продают потом наши автомобили значительно дешевле, чем завод. Что это за рынок?

Чтобы вырваться из стальных объятий поставщиков и избавиться от бартера, ЗИЛ пытается получить кредит у московских банков. По словам министра Евгения Пантелеева, заинтересованность уже проявили Собинбанк, банк "Еврофинанс" и Московский индустриальный банк. Помощь в привлечении кредита оказывает Ассоциация российских банков. И хотя речь о сумме не очень большой (400-500 млн. руб.), переговоры идут медленно, тяжело. Видимо, не очень верят банкиры в будущее автозавода...

А как тут поверить? Расположенный почти в центре столицы ЗИЛ, если говорить честно, пока существует только благодаря поддержке своего основного владельца - московского правительства. Под его гарантии берутся льготные кредиты, а плата за землю (350 га только основной площадки!) не взимается. Попробуй назначить за нее нормальную цену - и все, продукция сразу станет убыточной. Хоть и называется завод по-современному "акционерным обществом", по сути он остается гигантом социалистической индустрии. Даже на основной площадке число работающих на сборке автомобилей в два раза меньше, чем управленцев и работников вспомогательных служб. А ведь есть еще своя ТЭЦ, огромный больничный комплекс, 12 филиалов в разных регионах России (большинство из которых убыточно) с 45 тысячами работников. Разве можно прокормить эту армию, выпуская двадцать тысяч "бычков" и еще меньше грузовиков другого класса?

Потихоньку завод предпринимает попытки реструктуризации: уже выделен в отдельное производство "Завод домашних холодильников", начата продажа избыточных площадей - автоагрегатного завода на Озерковской набережной и карбюраторного на Шаболовке (за последний выручили 7 млн. долл.), следующий на очереди - завод карданных валов. Но продажей земли долго не проживешь. Так имеет ли все-таки перспективы наш бывший флагман?

- У ЗИЛа перспективы есть, - уверен его генеральный директор, - продукция его востребована. Я был на многих заводах в Европе, Америке, Японии, но нигде мне за наше производство не было стыдно. А некоторые его подразделения - кузовное, сварочное - вообще можно назвать цехами нынешнего века. Многие считают бессмысленным содержать такие заводы, как ЗИЛ: дескать, от них не только прибыли нет, но еще и помощи требуют. Это не так. Завод обеспечивает средствами существования не только своих рабочих, но и их семьи, всего - около 100 тыс. человек! Закройте нас - и уже правительству придется заботиться о всех этих людях. Просто крупные заводы в нищей стране не могут сегодня обойтись без государственной помощи - это надо понять! Для реструктуризации долгов и наведения порядка на КамАЗе потребовалось 32 млрд. руб., ЗИЛу надо в 10 раз меньше...

Генерального понять можно. Только вот что-то не видно пока желающих инвестировать такие суммы в убыточное предприятие. Может, действительно выгоднее на его площадях, в излучине Москвы-реки, разбить парк аттракционов, как предлагают некоторые экономисты, экологи и архитекторы, и получать нормальную прибыль?

Положа руку на сердце, ЗИЛ по-человечески жалко. Наши отцы и деды создавали его, делали грузовики, которые строили, воевали, помогали стране жить, и вдруг - на месте цехов разные там качели-карусели... Это, если говорить об эмоциональном. А если о прагматичном, перспективах, то, может, и в самом деле в центре столицы место для высокоприбыльных сегодня объектов развлечений и отдыха, а не чадящих труб? Как говорят в таких случаях: время рассудит.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2001
Поделиться: