Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Сто свечей

СТО СВЕЧЕЙ
Полная версия

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЮБИЛЕЙ

СТО СВЕЧЕЙ

БУДУЩЕЕ НЕЛЬЗЯ ПРЕДВИДЕТЬ, НО ЕГО МОЖНО ИЗОБРЕСТИ

ТЕКСТ / МИХАИЛ ПИТЕРСКИЙ

Высказывание Нобелевского лауреата Дениса Габора идеально подходит для описания изобретения, на которое сто лет назад получила свой самый знаменитый патент фирма "Бош". Хотя в 1902 году ажиотажа по этому поводу, в общем-то, не наблюдалось. Так - рядовое техническое решение, не более того...

Парижский автосалон начала прошлого века также не сулил изобретателям головокружительных перспектив. Посетители равнодушно взирали на невзрачные, казалось бы, искорки, вырабатываемые непонятной конструкцией. Эдакий мутант - гибрид магнитоэлектрического генератора (магнето) со свечой зажигания: ну и что? Магнето известны давно, свечи, в общем, тоже. А воспламенять рабочую смесь можно было и привычной запальной трубкой без этого дурацкого электричества... Однако Роберт Бош держался иного мнения. Он прекрасно знал, что между "работает" и "в общем-то, работает" лежит пропасть.

Изобрести что-то новое относительно легко. Сложнее оформить на свое изобретение патент. Еще сложнее изготовить работоспособный опытный образец изделия. Но довести дело до победного конца и поставить свое детище на конвейер умудряются только избранные счастливчики. Вот таким счастливчиком и стал "Бош", сумевший "раскрутить" свое магнето высокого напряжения от выставочных экземпляров до миллионных тиражей.

Система зажигания за полтора века не претерпела принципиальных изменений - те же обмотки, магнитопроводы, свечи... Неудивительно, что уже сто лет назад только ленивый предприниматель не пытался заявить о себе, предлагая тот или иной вариант "зажигательной системы". Но последняя, при кажущейся простоте, оказалась на удивление капризной дамой. То, что исправно работало на верстаке в мастерской, весьма некстати помирало в дороге, а решение, опробованное на слабеньком двигателе, почему-то не приживалось на мощном. И только незаметный поначалу "бошевский" патент проявил фантастическую живучесть, вытеснив с рынка практически всех...

Ничего этого не случилось бы, не будь Роберт Бош великим предпринимателем - "раскрутку" товара он провел блестяще. Новыми магнето со свечами заинтересовались фирмы "Даймлер" и "Рено", а уверенные победы в крупнейших автогонках тех времен достались именно автомобилям с "бошами" под капотом. В результате термины "зажигание" и "бошевское" стали чуть ли не синонимами, а потому постепенный отказ от магнето в пользу зажигания от источника постоянного тока выглядел вполне естественным. Тем более, что в упомянутом патенте фигурировала свеча, которая, в отличие от магнето, благополучно дожила с XIX столетия до наших дней.

Свеча зажигания, подобно велосипеду, все эти годы не изменяла своей принципиальной конструкции, однако технологи без дела не сидели. Правнучки первых "бошевских" свечей, которые при всем старании больше тысячи километров не выхаживали, легко выдерживают пробеги в 20, 30 и даже в 100 тысяч километров при несравнимо более тяжелых условиях работы. Несопоставима и номенклатура изделий: сегодня "Бош" выпускает более 1250 вариантов свечей - от "коротышек" для газонокосилок до "верзил" для двигателей, работающих на газе. Одни только электроды существуют в 26 обличьях. А за 100 лет своего существования свеча "Бош" воплощалась в 20000 различных ипостасей.

Еще несколько занятных цифр. Если век тому назад "Бош" изготавливал по нескольку свечей в день, то сегодня отдельные заводы концерна производят их по миллиону в сутки, расходуя при этом 29 тонн стали, 1,8 тонны никеля, 2,5кг платины... А ежегодный выпуск "бошевских" свечей перешагнул отметку 350 миллионов. Известна и более внушительная величина - общее количество знаменитых изделий за сто лет выпуска составило примерно семь миллиардов штук. Ну, а если взять среднюю длину свечи да помножить на эти миллиарды... Впрочем, мы явно отвлеклись.

Мастера восточных единоборств знают, что из сотни учеников, записавшихся в секцию, на второе занятие приходит только один. При этом из тысячи оставшихся лишь один станет Мастером. Вот таким Мастером в мире автомобильной электротехники и показал себя "Бош", сумевший сто лет назад "изобрести" собственное будущее. А отчасти - и наше с вами.

Наши поздравления с юбилеем, господа!

Подпишитесь на «За рулем» в

01.06.2002
Поделиться: