Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Наддувные силы

Еще несколько лет назад отечественные легковые дизели существовали только на бумаге. Сегодня "четверки", заправляющиеся вместе с КамАЗами, уже не удивляют. А тем временем вазовцы обкатывают новый, более мощный двигатель рабочим объемом 1,8 л, причем как в атмосферном, так и в турбонаддувном вариантах.
Полная версия

ТЕХНИКА

/МОДИФИКАЦИЯ

НАДДУВНЫЕ СИЛЫ

НА ВАЗЕ ГОТОВ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН

Еще несколько лет назад отечественные легковые дизели существовали только на бумаге. Сегодня "четверки", заправляющиеся вместе с КамАЗами, уже не удивляют. А тем временем вазовцы обкатывают новый, более мощный двигатель рабочим объемом 1,8 л, причем как в атмосферном, так и в турбонаддувном вариантах.

Наверное, закономерно, что одним из первых кандидатов на новое "сердце" стал VAZ 2131 - поклонники "Нивы" уже давно ждали появления под капотом чего-нибудь дизельного, под стать настоящему вседорожнику. Начнем с ездовых впечатлений, приняв за точку отсчета базовую модель.

То, что под капотом VAZ 21315 дизель, выдает лишь сигнализатор работы свечей накаливания: прежде чем пустить двигатель, приходится ждать, пока погаснет лампочка на панели приборов. Работает же мотор на удивление тихо, как бензиновый. Непривычно тугое сцепление схватывает резко, но обороты двигателя почти не падают под нагрузкой, словно это не легковой автомобиль, а трактор без бороны. Разгон с низких оборотов также вызывает ассоциации с сельхозтехникой, но стоит стрелке тахометра перевалить отметку 1500, как ускорение превращается в мощный спурт. Понимаю, что включился турбокомпрессор, но сам момент включения отследить сложно. Нет ни рывка, ни ощущения провала перед ним - просто плавный и мощный разгон. Обычно наддувный мотор, эффективно работающий в узком диапазоне оборотов, заставляет водителя активно "шуровать" рычагом коробки передач, этот же позволяет ехать в режиме "автомата", почти не переключаясь. Не снижая ускорения, двигатель "выкручивается" до ограничителя - 4500об/мин. В светофорных гонках эта "Нива" даст фору многим легковушкам. Кстати, и на ходу автомобиль радует низким уровнем шумов и вибраций - причем без дополнительной шумоизоляции. Лишь слегка выделяется стрекот топливной аппаратуры (на холостом ходу он заметней), да рычаг коробки передач вибрирует при оборотах свыше 3000.

Стихия "Нивы" - бездорожье, поэтому сворачиваю с асфальта в глубокий снег. Даже на повышенной передаче в "раздатке" полноприводник без труда преодолевает тяжелый сырой снег в пределах дорожного просвета. Только на более глубоких участках приходится переходить на пониженный ряд. И уж тогда проходимость ограничивается лишь шинами и мастерством водителя - силенок у нового дизеля с избытком. Теперь "Нива" может брать препятствия не только с наскока, но и штурмовать их неспешно, взвешенно, с "головой". Еще бы: крутящий момент двигателя не только увеличился по сравнению с бензиновым VAZ 21214, но и переместился в область низких оборотов - от 3000 к 1800.

Новый мотор с индексом 343 вырос из своего предшественника, полуторалитрового ВАЗ-341. Объем нарастили, увеличив диаметр цилиндров до 82мм, рабочий же ход остался неизменным - 84мм. Но ограничиться только новым блоком, головкой и поршнями не получилось. Понадобилось усилить поршневые пальцы (теперь их диаметр 25мм вместо 22), увеличить диаметр коренных шеек коленчатого вала (с 50,8 до 60мм) и противовесов. Соответственно, пришлось изготовить и новые, более прочные шатуны. Словом, от предшественника в новом моторе осталось немного. Даже топливную аппаратуру, вплоть до форсунок, применили оригинальную.

Унифицированными остались только отливка блока цилиндров, клапанный механизм (кроме выпускных клапанов) и его привод, водяной и масляный насосы. Из "навески" сохранились стартер, сцепление и вакуумный насос, питающий усилитель тормозов.

Обратной унификации с полуторалитровым дизелем не будет по двум причинам. Во-первых, использование более массивных деталей увеличит механические потери, что приведет к снижению мощностных показателей. Во-вторых, более дорогие, они значительно поднимут себестоимость 341-го мотора.

Теперь о варианте с турбонаддувом. Ранее спроектированный полуторалитровый турбодизель 3411 прекратил существование, так и не встав на конвейер. Таким образом, этот агрегат останется лишь в атмосферном варианте. А версия с турбокомпрессором будет только у нового 1,8-литрового мотора (ее индекс 3431). Ее планируют оснащать отечественным турбокомпрессором разработки НАМИ, производство которого налаживается на Воронежском механическом заводе. Примечательно, что агрегат наддува, включаясь при 1800 об/мин, обеспечивает уже на этом режиме максимальный крутящий момент, который практически не снижается с ростом оборотов вплоть до срабатывания ограничителя.

Позже у 3431 появится интеркулер - охладитель сжатого компрессором воздуха. Это устройство, знакомое читателям лишь по иномаркам, позволит уложиться в нормы Евро II и снизить теплонапряженность двигателя.

Выпускать новые моторы будет "БарнаулТрансмаш". Атмосферный дизель увеличенного объема ВАЗ-343, вероятно, появится уже в конце этого года (он предназначен для "люксового" VAZ 21048). Одновременно продолжится выпуск дизельного VAZ 21045. Появления турбодизеля 3431 ожидаем в конце следующего года. Он пойдет, в первую очередь, на VAZ 21213, а чуть позже - и на полноприводники, выпускаемые в ОПП. Его уже заждались и мини-вэн VAZ 2120, и пятиместные "нивы", и пикапы на ее платформе.

ДИЗЕЛИ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1,8 Л

343 3431

Диаметр цилиндра, мм 82 82

Ход поршня, мм 84 84

Мощность, кВт/л. с. 43/58 55/75

при об/мин 4500 4500

Максимальный

крутящий момент, Н.м 110 135

при об/мин 2300 1800

Турбодизель удачно компонуется под капотом "Нивы".

Источник дополнительных сил - турбокомпрессор.

Подпишитесь на «За рулем» в

Мишин Сергей
01.06.2002
Поделиться: