Зачем была Олимпиада?
Ровно через неделю после окончания спортивного сезона в Сочи высадились Игорь Моржаретто и Антон Чуйкин, одолжили олимпийский «Ауди-Q7» и отправились вступать в права на автомобильное наследство.
Перед вами центр горного кластера, настоящая жемчужина Олимпиады – хаб (транспортно-пересадочный узел) «Красная Поляна». На самом деле известная многим Поляна лежит южнее, а это полностью новый комплекс (вокзал, отели, магазины, рестораны) совершенно альпийско-турецкого вида. Сюда ходят «ласточки» (красивые импортные электрички) из Адлера и Сочи, потом надо пересесть на один из подъемников, чтобы покататься в комплексе «Роза Хутор», или «Лаура», или «Санки». Смысла ехать наверх машиной никакого – к следующим подъемникам нас не пустили, и правильно сделали: курорт предполагает катание на лыжах, а не автомобилях. Это крайняя точка Олимпиады, от которой мы стартуем по главному курортному маршруту страны, взяв курс на Москву.
Протяженность новой совмещенной трассы (автомобильная и железная дороги идут рядом), ведущей из Адлера в Красную Поляну, – 48 км, включая 23 моста и три туннеля. Проложенная прямо по руслу Мзымты дорога побила все рекорды стоимости: почти 10 млрд долларов! Она в три раза дороже, чем американская программа по доставке на Марс и эксплуатации марсохода. Но результат есть: дорога быстрая и красивая. Увы, бесплатной ей жить наверняка недолго – вокруг вьется старая краснополянская трасса, приведенная в очень приличное состояние. Мы замерили время в пути: получилось 40 минут по новой дороге и ровно час по старой.
На чем ехать, вопрос не стоял. Один из гостивших в Сочи «Ауди» мы возвращали в столицу. Всего 783 автомобиля передала марка в олимпийский автопарк, это примерно 250 000 лошадиных сил, 2964 зимние шины, шесть моделей – все с полным приводом «кваттро». Потом эти машины реализовали через дилерскую сеть, разумеется, со скидкой – все-таки модель 2013 года, с пробегом… Главное требование клиентов: «Только не снимайте символику!». Действительно, есть чем гордиться. Сборная концерна «Фольксваген», которая помогала в Играх, насчитывала более 4000 машин.
Понятно, что в горный кластер теперь, после Игр, едут не только общественным, но и личным транспортом. У подъемника предусмотрительно построена многоуровневая парковка, но цены кусаются: час – 100 рублей, сутки – 400. Теоретически сумма должна входить в стоимость ски-пасса (800 рублей за день), а для экономных надо бы организовать бесплатную альтернативу (неудобную, далекую, но стоянку – официальную, даром). Видимо, хозяева отелей торопятся возместить олимпийские издержки. Многочисленные любители горных лыж бесстрашно бросают машины на обочине, прямо под запрещающим знаком, берут снаряжение – и наверх.
Развязка у аэропорта эффектно украшена пятью разноцветными кольцами. Отсюда едем через Адлер и в Мацесте прощаемся с недавним проклятием курортников – одноименным проспектом. Уходим направо по современному автобану на его дублер, а еще чуть дальше можем перейти на обход Сочи, идущий еще севернее. Редкой красоты дороги (мосты, эстакады, туннели нанизаны друг за другом) выведут нас сразу за границы центральной части. Транзитники даже не увидят Сочи – что и требуется любому городу. Специалисты говорят, что без Олимпиады все эти объекты построили бы лет за тридцать, а то и пятьдесят. Повезло… Следы спешки не скроешь – при нас строители вернулись в крайний туннель на дублере: доделывать и, подозреваем, сдавать трассу (открывать движение до приемки дороги – увы, обычное дело).
Через неделю после Игр народ еще побаивался заезжать на «олимпийские» полосы – штрафы были нешуточные, по 5000 рублей. Говорят, смельчакам пришли «письма счастья» и на 70 000, и на 100 000 рублей… В апреле дорожники ждали спецтехнику, чтобы аккуратно срезать старую разметку и нарисовать прерывистые линии. Забавно, насколько живым выглядит теперь город: один из нас присутствовал на открытии Игр и практически не заметил на олимпийских трассах ни местных машин, ни даже пешеходов.
Специально для Олимпиады были внесены изменения в ПДД, придуманы новые, «олимпийские» знаки с кольцами. Срок их действия закончился 21 марта 2014 года. Буквально за одну ночь все знаки, вносившие изменения в организацию потоков, сняли со своих мест – мы застали их только в таком виде.
К Олимпиаде отгрохали (в хорошем смысле) Логистический транспортный центр, откуда шло управление движением в городе. Это огромный зал с мониторами, где в режиме реального времени отображаются дороги (на них, без преувеличения, установлены тысячи камер); есть возможность очень быстро отреагировать на любую нештатную ситуацию. Хотя все возможные ситуации были проиграны заранее. Например, задолго до начала Игр специалисты ЦОДД знали, что самый напряженный день будет 13 февраля. Суеверия ни при чем – на этот вечер выпал максимум соревнований и награждений. Главная проблема Центра – окончание Олимпиады. Мы так и не поняли, насколько пригодится городу мощный узел, главная функция которого – выполнять расписание движения олимпийского транспорта. И найдутся ли средства его поддерживать?
На интервью с мэром Сочи Анатолием Пахомовым отправились на машине и сильно пожалели. На снимке не просто вокзал, а хаб «Сочи», где, по словам случившихся рядом инспекторов ДПС, парковки нет. Мэр этому очень удивился. Мы тоже. Проблема, как обычно, в отсутствии информации – даже у полиции (стоянка есть, но мало кому известно, где она). Мы приткнулись в одном из переулков: плотно стоящие в два ряда машины, на каждой бумажка с номером телефона. Сочинцы упражняются в остроумии: «У меня есть ключи от этой машины, тел....».
Дорога от моря пребывает в том состоянии, которое известно каждому курортнику. Олимпиады словно и не было. Хорошая новость: в Джубге строят большую развязку. Плохая новость (для тех, кто хотел съездить на Игры): машину приходилось оставлять за 200 км. Парковка на 928 мест в Горячем Ключе (на фото ниже) бесплатная, потом садитесь на электричку – и через четыре часа вы в Сочи. Сейчас стоянкой пользуются перегонщики автобусов, дальнейшее будущее ее работникам неизвестно.
09
09
Как наивно было считать трассу М4 «Дон» олимпийской! Этого гордого имени заслуживает лишь участок Воронеж – Москва. А в Краснодарском крае и Ростовской области – ремонт, реконструкция, объезд… Четыре недостроенных моста на одном километре – и пробки, пробки. Дорожники обещают, что до 2019 года все 1517 км «Дона» реконструируют. В итоге магистраль будет соответствовать первой технической категории: четырехполосная, с разделенными встречными потоками и развязками в разных уровнях. На фоне семи предолимпийских лет терпеть осталось немного. Тем не менее мы и по такой дороге показали среднюю скорость 74 км/ч и расход топлива 7,2 л/100 км – просто замечательно для нашего дизельного «Ауди-Q7». Из интереса занялись статистикой: от 500-го до 1000-го километрового столбика насчитали 49 мотелей и отелей. Хотя видно, что по мере готовности автобана мелкие «шанхайчики» уходят…
Следующий повод съездить в Сочи появится в октябре, когда трибуны, на фоне которых позирует наш Q7, примут зрителей российского этапа Формулы-1. Сейчас «Сочи Автодром» строится. Зарулевцы первыми провели тест на этой трассе (ЗР, 2014, № 2) и намерены продолжать. Может, без Олимпиады в Россию так и не пришла бы Формула… Коли так, этот автодром – главное и лучшее наследие Игр. До встречи в Сочи!
Мэр Сочи Анатолий Пахомов: «Теперь это другой город»
Пробки – беда не новая, напряженная дорожная ситуация сложилась еще в советские годы, когда активно застраивали узкую полоску между морем и горами. Сейчас при населении 450 000 человек в Сочи свыше 200 000 автомобилей: одна машина на двоих жителей. И еще очень много приезжих.
Во время Олимпиады пришлось вводить ограничения для транзитного транспорта, и знаете… они очень понравились жителям. Но до того сделали альтернативу: построили дублер Курортного проспекта (18 туннелей!), еще севернее пробили обход города Сочи, и это позволяет иногородним машинам миновать загруженный центр. Теперь от властей зависит, как правильно организовать движение в городе. Приходится учитывать, что городские магистрали имеют разное подчинение – федеральное, региональное, муниципальное. Например, Росавтодор установил на дублере Курортного проспекта ограничение скорости 60 км/ч, мы доказываем, что можно (и нужно) – 80.
«Олимпийские» полосы сработали очень хорошо, а поначалу было много недовольных. В том числе среди местных жителей. Парадокс: вроде все за то, чтобы в городе не было пробок, но никто не желает, чтобы ограничения коснулись конкретно его. Пришлось очень много уговаривать, разъяснять необходимость того или иного мероприятия. Сделали в центре три современные развязки, но запретили левые повороты. Надо вам налево – будьте добры проехать до разворота.
Нелегко далась кампания, в ходе которой мы убрали около 500 киосков рядом с проезжей частью. Ведь никаких разгрузочных карманов. Подъедет «Газель» с товаром – улица встает в пробке на полчаса, а то и больше. Убедили торговлю перейти на ночной завоз. А то ведь как было: в 9 часов все едут на работу и в это же время повезли товары в магазины. Многие логистические схемы мы отработали еще в ходе подготовки к Олимпиаде и продолжим их применять, только без ограничений по въезду.
Сегодня нельзя парковаться на всех магистралях в центре города. Нарушения караются строго: высокие, «олимпийские» штрафы плюс эвакуация. Но не хотят люди платить за то, что привыкли получать даром! С другой стороны, построили в Адлере огромную стоянку – бесплатную! – но там пусто. Все предпочитают парковаться во дворах, чтобы поближе к дому.
Люди должны знать: в центр и дешевле, и удобнее отправляться общественным транспортом. Кстати, теперь во многих местах вместо «олимпийских» полос будут автобусные. А в центре города нет места для личных машин, здесь надо гулять. Вот Навагинская улица, на которой мы с вами находимся (здесь здание городской администрации. – Прим. ЗР), недавно стала пешеходной, и посмотрите, как здесь хорошо!
Есть уже и в центре несколько парковок, но, похоже, люди об этом не знают. Указателей нет. Или они незаметные. Поставим передвижные информационные табло, которые использовались во время Олимпиады. Чтобы издалека было видно, где платная парковка, сколько свободных мест…
Еще у нас после Олимпиады осталось два центра управления движением: один принадлежит транспортной дирекции Олимпийских игр, другой – МВД РФ. Во время Игр отсюда управляли транспортными потоками, следили, чтобы не возникало пробок, могли изменить цикл работы светофоров, принять немедленно меры по экстренной ситуации. Мы собираемся их использовать и в будущем.
И вообще очень приятно, что транспортное обеспечение признано лучшим за всю историю Олимпийских игр.
Часто спрашивают, станет ли платной новая дорога на Красную Поляну. Это видится логичным, но решать не мне, а собственнику дороги. Ее строило ОАО «РЖД», эксплуатировать будет Росавтодор.
Благодаря Олимпиаде изменился город, изменились люди. У них появилась мотивация: сделать свой город лучше! Привели к единому стилю 11 000 домов, убрали «курятники». Причем это сделали сами хозяева! Они много терпели (семь лет жить практически на стройке – это какой характер надо иметь!). Ругались, жаловались, что невозможно так, а сейчас с гордостью показывают гостям новые дороги, улицы, бульвары.
Водители тоже изменились, стали по-европейски вежливыми. И, похоже, начали понимать, что жить нужно по правилам…