Рабочий уик-энд
СПОРТ
/ГРАН ТУРИЗМО
РАБОЧИЙ УИК-ЭНД
КОМАНДА "ТНК РЕЙСИНГ" НАЧАЛА ОЧЕРЕДНОЙ СЕЗОН В ОФИЦИАЛЬНОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СОРЕВНОВАНИИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО / FOTO SPEEDY
В прошлом году мы следили за двумя российскими командами, выступавшими в официальных международных сериях. Увы, "Арден Россия" покинула чемпионат формулы 3000. А вот "ТНК Рейсинг" - детище "Тюменской нефтяной компании" - по-прежнему полна сил и желания добиться успеха в чемпионате ФИА GT - "Гран Туризмо". Свой второй полный сезон экипаж Алексея Васильева и Николая Фоменко начал во Франции, на трассе Маньи-Кур.
Этот турнир известен в Европе давно, почти столько же, сколько существуют знаменитейшие марки спорткаров - автомобилей категории "Гран Туризмо" (GT). В самом деле, где ездить за рулем "Порше" и "Феррари", как не на гоночных трассах? Разные были времена у чемпионата - он то увядал, то возрождался, Международная автомобильная федерация то любила его, то тиранила. Но сегодня это если не процветающее, то вполне стабильное первенство, имеющее своего зрителя и свои традиции. Претендентов стартовать так много, что недавно пришлось даже ограничивать число участников: нежелательно иметь на старте более 36 машин - гонки становятся опасными.
Сильные пилоты и амбициозные команды приходят сюда из национальных первенств GT. Завсегдатаи Чемпионата ФИА - французские, британские, итальянские, немецкие и голландские частные команды. Некоторые, например "Листер Сторм Рейсинг", располагают поддержкой заводов, но по-настоящему заводскими их считать нельзя. "Восточной экзотики" мало: одна польская "конюшня" и наша "ТНК Рейсинг". Американцам "европейский" чемпионат вообще ни к чему - у них несколько своих серий для "гран-туристических" машин.
Техника весьма разнообразна: две модели "Порше" (911 и 996), две - "Феррари" (360 и 550), "Ламборгини", редкие и загадочные "Листер" и "Маркос", наконец, "американский дядюшка" "Крайслер-Вайпер". Машины разделены на две категории - N-GT и GT. Грубо говоря, "попроще" и "покруче", а точнее, "крутые" и "совсем крутые" - смотря, с каких позиций оценивать эти снаряды. У "Порше" и "Феррари" даже в серийном исполнении незаурядные гоночные способности.
Имена многих гонщиков нам плохо известны, хотя почти все пилоты - опытные, матерые волки "кузовного кольца". Пять-шесть команд-лидеров укомплектованы как надо! Французы Кристоф Бушит, Филипп Алльо, Поль Бельмондо, итальянцы Энцо Калдерари, Андреа Монтермини, англичанин Джейми Кэмпбелл-Уолтер - мировые гранды гонок на выносливость. Эти же пилоты и их команды делают погоду в легендарной "24 часа Ле-Мана", в начале 90-х выведенной за рамки чемпионата.
Раньше в серии были и 6-, и 12-часовые гонки, разрешалось стартовать гоночным прототипам. Последние нынче вне закона (постройка автомобиля в двух-трех экземплярах невообразимо дорога; для желающих этим заниматься есть формула 1), а дистанция одинакова для всех этапов - 500 км. Финиш дают либо на этой отметке, либо по истечении трех часов с момента старта. Если не шалит погода, все едут с двумя пит-стопами. Но тактика их использования бывает разная - пораньше или попозже. Экипаж состоит из двух пилотов, зачастую ощутимо разных по силе: тот, кто посильнее, больше времени за рулем. Так строит свои гонки и "ТНК Рейсинг": старт, где требуется включать все инстинкты на полную, принимает Васильев.
В Маньи-Кур, где заявились 28 экипажей, россияне выцарапали двадцатую позицию на стартовой решетке. По ходу дела обнаружилось, что их "Порше-996" ведет себя хуже, чем на тренировках. Технический партнер нашего экипажа, немецкая команда "RWS Моторспорт", немного ошиблась с выбором шин. Те, что поставили, рассчитаны на более прохладную погоду: уже после десяти кругов переднюю часть машины начало, что называется, "мотать". Тем не менее, Васильеву удалось выбраться на шестую позицию среди тех, кто выступал в зачете N-GT!
Очки начисляются здесь как и в формуле 1 - первой шестерке. Едва сменив за рулем партнера, Николай Фоменко угодил в "разборку". Иностранцы признают, что русские - неплохие гонщики, но вовсе не собираются делиться с ними очками. Кроме того, экономя время, отведенное для пит-стопа, шины решили не менять. Николай долго не мог приспособиться к тому, что они не держат медленные повороты, и пару раз вылетел с асфальта. Сказался, конечно, первый этап нового сезона - все пилоты нервничали больше обычного. Васильев продолжил борьбу уже с десятой позиции и в итоге финишировал восьмым.
"Нормально отъездили, - говорит Алексей. - Никаких особых приключений, рабочий гоночный уик-энд, все по расписанию. Порадовало, что на трибунах появились наши флаги и болельщики".
Победу в GT одержали британцы Кэмпбелл-Уолтер и Николаус Спрингер на "Листере". (Экипаж "ТНК Рейсинг" уступил им девять кругов.) В N-GT первое место выторговали итальянцы Монтермини и Кристиан Пескатори на " Феррари 360 Модена", подав протест на "визуальных" победителей. Техническая комиссия обнаружила, что на "Порше-996" Стефана Ортелли и Ни Аморима объем топливного бака больше допустимого.
Ожидать, что Васильев и Фоменко вот-вот начнут побеждать, рановато. В чемпионате есть гонщики, что выступают по три-четыре года - и все еще "середнячки". К тому же многое зависит не от пилотов, а от технического обслуживания. Не случайно настройку машины наши доверили немецким специалистам - у "ТНК Рейсинг" своего опыта пока нет! А вот зачетные очки, похоже, не за горами. Неброское восьмое место российского экипажа на самом деле большой шаг вперед. В прошлом году достижения нашего дуэта были скромнее.
ЧЕМПИОНАТ ФИА GT,
КАЛЕНДАРЬ
21 апреля Франция,
Маньи-Кур
4 мая Великобритания,
Сильверстоун
19 мая Чехия, Брно
2 июня Испания, Харама
30 июня Швеция,
Андерсторп
14 июля Германия,
Ошерслебен
4 августа Бельгия, Спа
22 сентября Италия, Пергуса
6 октября Великобритания,
Донингтон
20 октября Португалия,
Эшторил
Ахиллесовой пятой для "ТНК Рейсинг" в Маньи-Кур стали шины, державшие дорогу не лучшим образом.
Волнующий момент - несколько минут до старта первой гонки сезона. За рулем - Васильев, у двери - Фоменко.