Родился в таганроге
СБОРКА "ХЁНДЭ" В РОССИИ
Построенный за неполные 18 месяцев практически "с нуля", рассчитанный на выпуск 180 тысяч лицензионных автомобилей "Дэу", завод был задуман как серьезный конкурент старых отечественных производителей, ему предрекали большое будущее. Но случилось два кризиса - материнской компании "Дэу" и наш, августовский, после чего о ТагАЗе почти забыли. Завод, однако, не умер, а потихоньку освоил сборку двух совершенно разных автомобилей - французского фургона " Ситроен Берлинго" и корейского седана " Хёндэ Акцент". С каждым днем их все больше на улицах, и уже, кажется, никого не удивляет сочетание "Хёндэ" из Таганрога".
НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ
Один из немногих в мире пятиэтажный автосборочный завод разместился на территории другого предприятия - комбайнового, поэтому пропуск на вход приходится получать дважды. Чтобы потом с обычной улицы провинциального южнорусского городка, миновав двор не слишком преуспевающего завода, попасть в современный цех. Тут нет грохота и пыли, зато звучит какая-то странная музыка, а по конвейеру неспешно плывут корпуса автомобилей, потихоньку обретая цвет и "начинку", чтобы в конце его сочно заурчать 102-сильным мотором и сорваться навстречу покупателю.
Недавно здесь случились большие перемены - 15 апреля заработал сварочный цех (отладка его шла с начала года). И теперь на складе огромные картонные ящики с надписью "Made in Turkey" (оттуда приходили сваренные кузова) сменили ящики "Made in Korea" куда меньшего размера.
- Запуск сварочной линии позволил перейти на производство пяти вариантов комплектаций и снизить минимальную розничную цену, - объясняет коммерческий директор ТагАЗа Андрей Фрадкин. - Теперь самый дешевый "Акцент" с гидроусилителем, иммобилайзером и 1,5-литровым мотором стоит всего 8,5 тыс. долл.! А самый дорогой - с "автоматом", кондиционером, полным электропакетом, АБС и подушками безопасности обойдется в 11,8 тыс. долл.
Руководители предприятия не скрывают, что "бюджетную" версию можно будет купить только под заказ: повышенного интереса к ней не ожидают. Все-таки наш человек, решившись на покупку современного автомобиля, желает получить комфорт по максимуму, поэтому упор делается на две популярные версии: за 9,5 тыс. долл. ("механика", кондиционер) и 10,5 тыс. ("автомат"). На такие автомобили сегодня высокий спрос.
- Если еще в марте мы собирали в день по 30 автомобилей, то уже в апреле - 52, - рассказывает Андрей Фрадкин. - Спрос все равно превышает предложение, но мы не можем слишком быстро наращивать объемы - все дело упирается в кадры. Несколько лет назад первое поколение работников почти полностью прошло обучение в Корее, Германии, Франции. Нам удалось сохранить кадры, и теперь они обучают новых рабочих. Торопиться с этим нельзя, иначе пострадает качество.
Кстати, параллельно с наладкой сварочного оборудования в Таганроге два месяца работала большая группа аудиторов из Кореи - модель хоть и производится в России, остается собственностью "Хёндэ", ее люди строго следят за качеством продукции. Так вот, никаких отклонений аудит не выявил. Но качество сборки - только полдела: производитель обязан позаботиться и об уровне техобслуживания, соответствующем международным стандартам.
- Со многими дилерами мы работаем давно, еще с тех времен, когда собирали в Ростове и Таганроге "Дэу", - говорит заместитель коммерческого директора Андрей Кудин. - Практически у всех есть нормальные сервисные станции, везде можно купить запчасти для наших машин. А недавно специально для обслуживания автомобилей "Хёндэ" мы приобрели в Корее большую партию диагностического оборудования и продаем его дилерам в кредит, со значительной отсрочкой платежей.
Пока на 2003 год подписан контракт на поставку 6 тыс. машинокомплектов из Кореи, но, видимо, на ТагАЗе соберут намного больше. Спрос на недорогие "хёндэ" растет лавинообразно, поэтому здесь рассчитывают в следующем году выйти на уровень 9-11 тыс. штук, из которых 2 тысячи отправятся на Украину. В перспективных планах - освоение еще одной модели. Какой - руководители завода пока не говорят. Но, по слухам, циркулирующим в Ростове и Таганроге, уже к концу года на ТагАЗе должны собрать установочную партию " Хёндэ Соната". Посмотрим, что там будет на новом витке развития?..
Кузов made in Russia ничем не отличается от корейского.
ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО. ФОТО: АНДРЕЙ КОЧЕТОВ, ВАДИМ КРЮЧКОВ