На чем ездил пушкин?
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
у камина
204 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА
НА ЧЕМ ЕЗДИЛ ПУШКИН?
МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
Он преодолел в своих путешествиях по России около 40 тысяч верст, обогнав по этому показателю самого Пржевальского. Но в Петербурге брал лошадей напрокат, не имея средств завести собственный экипаж. Он был лично знаком со всеми высшими сановниками, включая самого Императора. Но так и не получил разрешения съездить за рубеж, оставаясь до конца своих дней "невыездным". Наконец, именно благодаря ему не затерялись в истории имена Бенкендорфа, Гончаровых, Вяземских, Воронцовых и даже какого-то Геккерна-Дантеса. Всем им посчастливилось оказаться на жизненном пути Пушкина...
Интересно, а как и на чем ездил по этому пути Александр Сергеевич? Соблюдал ли ПДД, попадал ли в ДТП? Господи, ну и словечки у нас теперь...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
20 марта 1834 года транспортное средство Пушкина "раздели". "Из кареты моей украли подушки, но оставили медвежий ковер, вероятно, за недосугом", - философски записывает он.
Нехорошо. Впрочем, Александр Сергеевич и сам не прочь иногда похулиганить. Едет он, к примеру, из Москвы в Новгород и письмо другу сочиняет. Так, мол, и так: "На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким образом ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие"... Ая-яй-яй, Александр Сергеевич!
БЫСТРО ЛИ ЕЗДИЛ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ?
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
На каких лошадях быстрее - на своих или на казенных? Да на казенных, конечно, - что тут думать?
Онегин летел "в пыли на почтовых", а вот Ларина еле-еле "тащилась". И не потому, что не хотела поскорее пристроить Татьяну замуж за толстого генерала - просто экономила деньги и ехала на собственных лошадках. Хочешь взять казенное животное - изволь запастись документом, так называемой подорожной, и запиши туда чин, звание, маршрут. Ежели ты, к примеру, чиновник 13-го класса, то положено тебе три лошади - при условии, что их не уведет из-под носа чиновник 1-го класса... Потому что будь ты хоть дважды первый поэт России, ему на это наплевать - построит он станционного смотрителя во фрунт: вынь да положь мне аж 20 лошадей! А ты сиди и жди, да не забывай на каждой станции платить "прогоны" - от 8 до 10 копеек на лошадь за версту. Не нравится - поезжай на своих, только помни, что лошадкам отдыхать нужно, а потому про ночную езду лучше забыть сразу.
В общем, если ты не представитель Прези... извините, Императора, и если нет у тебя ни чина, ни бумаги, то скорость твоя не превысит 12 верст в час зимой, 10 - летом, 8 - осенью. Итого - примерно 70-100 верст в сутки.
Кстати, в допетровской Руси быстро никто не ездил, хотя лошади при Рюриковичах и Годуновых были не хуже, нежели при Романовых. Однако признаком важности была именно медленная, солидная езда - это потом все перевернулось. Повалившие через прорубленное Петром "окно" европейцы принесли с собой моду запредельно лихих заездов по людным улицам городов. Но при этом в Москве неизменно ездили медленнее, чем в "младшей столице"...
Что касается самого Александра Сергеевича, он обожал скорость и даже хвастался как-то, что покрывает 500 верст в 48 часов. Дистанция огромного размера...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И СПЕЦСИГНАЛЫ
Нет - мигалок и сирен Александр Сергеевич не видел. А вот количество фонарей или факелов на карете сразу определяло важность ездока: сегодня мы бы сказали, что двойные фонари - это круто. Примерно как нынешние ксеноновые фары...
Впрочем, какая езда без звуковых сигналов? Знаменитое "Пади, пади!" - крик форейтора, разгоняющего пешеходов, - вполне заменяло господам Онегиным сирены и клаксоны. А чтобы такой гудок был опять-таки "круче", чем у соседа, в форейторы выискивали... маленьких мальчиков с высокими голосами: и модно, и громко! Наберет такой пацан в легкие воздуха да как затянет это "Пади-и-и-и!" - иные от Дворцового моста до Екатерининского канала дотягивали...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ДОРОГАХ
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют.
- Выехал я... из моей проклятой деревни на перекладной, ввиду отвратительных дорог, - жалуется Пушкин в 1826 году. - Псковские ямщики не нашли ничего лучшего, как опрокинуть меня. У меня помят бок...
Впрочем, одну дорогу Пушкин как-то похвалил - как ни странно, ей оказалась нынешняя М10... Господа Воронцов и Меншиков организовали по ней движение дилижансов между Москвой и Питером: зимой они брали по четыре пассажира, летом - по шесть. Места внутри кареты стоили по 100 руб., снаружи - 60-75. Из одной столицы до другой дилижанс добирался примерно четверо суток. Так вот - Пушкину все это почему-то настолько понравилось, что он назвал Московское шоссе "великолепным"! И добавил: "Так и должно быть во всем: правительство открывает дорогу, частные лица находят удобнейшие способы ею пользоваться".
Похоже, в тот день у Александра Сергеевича просто было хорошее настроение...
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ О ПРИДОРОЖНОМ СЕРВИСЕ
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы,
Благословляя колеи
и рвы отеческой земли.
Да, с ремонтом иномарок уже тогда справлялись довольно лихо. Но и выгодного клиента всегда чувствовали за версту...
"Находился я в мелком чине, ехал на перекладных... Вследствие чего смотрители со мной не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, что разборчивый холоп обносил меня блюдом на... обеде. Ныне и то и другое кажется мне в порядке вещей".
Нет, не полюбил Александр Сергеевич наш сервис, который, видимо, еще тогда был ненавязчивым. Да и грядущие путешествия порой навевали на него тоску. "...Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид", - с грустью размышлял он.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НА СВОИХ ДВОИХ
От лошади, как и от машины, нужно время от времени отдыхать. Александр Сергеевич частенько так и делал - проснется, бывало, поутру и идет себе пешком из Петербурга в Царское Село. А к вечеру тем же манером - обратно. Итого - около 50 км в день...
Чтобы в пути не было скучно, Пушкин обзавелся тяжеленной палкой, купленной по случаю в Кишиневе. Крестьянин Афанасий вспоминает: "Бывало, идет барин, возьмет палку и кинет вперед, дойдет, поднимет и опять бросит - пока домой не придет..."
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И ГЕРР ДРИТТЕНПРЕЙС
Кстати, а как насчет этикета, достоинства, внешних приличий? Негоже, наверное, когда у тайного советника выезд хуже, чем у титулярного...
Конкретные указания на сей счет успел дать еще первый император Петр Алексеевич. Мин херц указывал, что "знатность и достоинство... часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует... того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж... имел, как чин и характер его требует". А кто напоминаниям не внемлет, тот... ну, в общем, вскорости об этом пожалеет.
Петровская табель о рангах надолго вбила в мозги россиянина, что самой точной единицей измерения его общественного положения является лошадиная сила. А овес у нас, как всегда, дорог - в 1836 году каретных дел мастер Дриттенпрейс содрал с Александра Сергеевича за свое изделие 4150 руб. Докупить к карете собственных лошадок камер-юнкер Пушкин уже не мог - дороговато-с... Приходилось нанимать их на стороне - четыре симпатичные лошадиные силы для разъездов по Питеру обходились в 300 руб. за месяц. "Водителям" платили отдельно.
Кстати, г-н Онегин почему-то не "тянул" даже на Дриттенпрейса - "молодой повеса" вообще не имел собственного выезда и нанимал ямскую карету. Ее можно было брать на день на извозничьей бирже.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ И БУДУЩЕЕ
Лет чрез пятьсот дороги верно
У нас изменятся безмерно.
Любопытно, на чем бы ездил Александр Сергеевич сегодня? Определенно можно утверждать только одно - его машина не была бы белого цвета! Да и в праздники, пожалуй, не стал бы он никуда на ней выезжать. А все потому, что предостерегала его некогда цыганка от белого человека с белой головой, да на белом коне - а нынешние гаишники в парадной форме все такие белые-белые...
Конечно, от судьбы не убежать. Александра Сергеевича она настигла-таки в облике блондина в белом мундире - новоиспеченного родственничка по имени Дантес. Да только никогда Пушкин не стал бы Пушкиным, будь он по натуре мнительным нытиком, боящимся жизни во всех ее проявлениях. Кто знает - вдруг у симпатичной баронессы окажется экипаж как раз белого цвета? Не обижать же ее из-за этого своим невниманием...
Нет, Пушкин, конечно же, оптимист. Только оптимист мог предположить, что уже к XXIV столетию наши дороги станут хорошими. Что ж, около двух веков уже прошло - посмотрим, будут ли наши потомки ругать дорожников, например, в июньском номере 2303-го...
Ох, и трясло же тогдашних ездоков во время скоростных заездов по булыжным мостовым... То ли дело зимой на санях. А еще лучше - пешком.
Не удивительно, что уже тогда у городского жителя время от времени возникало желание вырваться из городской суеты в "обитель дальнюю".
СЛОВАРИК ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНОВ ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
Бричка - легкая полукрытая повозка с верхом, будкой.
Вершник - конник, сидящий верхом.
Возок - зимняя повозка, крытые сани с дверцами.
Дилижанс - он же належанец или лежанка - общественная почтовая, или частной промышленности карета, или иного рода повозка, многоместный крытый экипаж.
Зимник - дорога, пролегаемая по водам и болотам, где летом вообще нет езды.
Зимняк - санный путь вообще.
Кибитка - телега или сани с верхом, крытая повозка.
Колея - накат по дороге, желобчатая выбоина, врезанная колесами.
Коляска - барская ездовая повозка с половинчатым верхом и на пружинах.
Перекладные - лошади, сменяемые на почтовых станциях.
Подорожная - открытый лист на получение почтовых лошадей.
Почтовая карета - в которой от почтового отделения за деньги раздаются места.
Прогон - установленная плата при езде "на почтовых".
Проселок - путь между селениями в стороне от городов и больших дорог.
Тракт - большая дорога, почтовая дорога.
Форейтор - верховой, правящий передними лошадьми при запряжке цугом.