Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейАвтоподборТаксиАвтокредитСпросить у экспертаФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Открыть счет в баке

ОТКРЫТЬ СЧЕТ В БАКЕ
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КАЛЬКУЛЯТОР

ОТКРЫТЬ СЧЕТ В БАКЕ

СКОЛЬКО ОТЛОЖИТЬ НА БЕНЗИН, РАССЧИТЫВАЯ АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

РИСУНОК / ЛЮДВИГ БЫСТРОНОВСКИЙ

оручим нашему калькулятору подсчитать реальный расход топлива отечественными автомобилями. Зная его, без труда пересчитаете получившиеся литры в рубли и грамотно спланируете свои затраты.

В таблице приведены данные по расходам топлива: заводские, замеренные по специальной методике, и усредненные показатели редакционных и частных автомобилей. Мы проводили замеры не на модели мегаполиса, обрисованной в испытательной программе, а в дальних поездках и самой настоящей городской толчее с частыми разгонами, торможениями, затяжными пробками. Большинство российских трасс не похожи на ровные дороги полигона - постоянно держать на спидометре 90 или 120 км/ч вряд ли удастся. А значит, реальные расходы в городе и на трассе заметно отличаются от заявленных изготовителем.

"У меня "шаха". Почему в инструкции расход при 90 км/ч - 6,8 л/100 км, а я по дороге на дачу за полтора часа сжигаю на 100 км..."

Стоп! Прервем здесь нашего читателя. Имея исходные данные, рассчитаем примерный расход топлива для его машины. А потом откроем карты - сравним с тем числом, которое кажется нашему корреспонденту слишком большим. Возможно, жалобы необоснованны?

ДЕЛО ТЕХНИКИ

Один из факторов, влияющих на расход, - техническое состояние автомобиля. Повышенный аппетит могут вызвать спущенные шины, подклинивающие тормоза, перетянутые подшипники, переливающий карбюратор - список неисправностей можно продолжать долго. В зависимости от запущенности автомобиль будет съедать на 10-50% бензина больше, чем исправный.

На экономичность впрысковых моделей влияет каталитический нейтрализатор. Очищая выхлоп, он одновременно подогревает аппетит автомобиля. В борьбе за экологию сгорают дополнительные 10-15% топлива (данные по VAZ 2112).

Новые автомобили - как дети. Чтобы они выросли сильными и здоровыми, им требуется усиленное питание. Так, необкатанный двигатель на первой тысяче съедает на 10% больше топлива. Со временем аппетит ослабевает; как быстро - зависит от качества деталей и сборки. Кстати, повышенная потребность в еде свойственна и автомобилям, пережившим капремонт мотора.

"Пока на состояние "шестерки" грех жаловаться - она совсем новая".

Необкатанный двигатель съест дополнительно 10% или 0,68 литра.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Некоторые водители научат летать даже "Жигули". Иные ухитряются сжигать топлива на треть больше, чем среднестатистический водитель. Однако встречается их полная противоположность - бывалые автолюбители, настоящие стратеги педально-рычажных операций. Они дозированно кормят своих скакунов - бензиновые потери лишь чуточку превышают заводские показатели. Правда, ехать в таком режиме, не создавая помех окружающим, нелегко, порой опасно. Поэтому большинство выбирает нечто среднее, а именно движение со скоростью потока.

Честность работника бензоколонки исчисляется теми же литрами бензина. От его порядочности зависит полнота бака, а также расход топлива. Правда, в процентах выходит не так много - наглость заправщика потянет максимум на 5%.

"С недоливом пока сталкиваться не приходилось - немного езжу. Пока машина новая, стараюсь держать на спидометре 90 км/ч, только на обгонах нажимаю педаль".

В данном случае 90 км/ч - некая средняя скорость, а не постоянный установившийся режим. По нашей статистике, реальный расход превысит заводской на 15-25%. Учитывая щадящий режим (обкатка все-таки), прибавляем минимум - 15% или 1,02 литра бензина.

СИНОПТИКИ СООБЩАЮТ

Если вы благодарно принимаете любое время года, знайте, что расход топлива сильно зависит от температуры окружающего воздуха. Замеры, приведенные в таблице, сделаны в летний период - зимой бензиновый аппетит растет. Например, когда столбик термометра колеблется около нулевой отметки, автомобиль кушает на 5-10% больше топлива. Дальше - с понижением температуры на каждые 10°С накидывайте еще по 5%.

А когда из-за весенних паводков или осенних ливней размоет проселок или заснеженную дорогу до фермы будут чистить нерегулярно, на привычный расход топлива даже не рассчитывайте. На трудных участках машина может съесть до полутора "асфальтовых" порций.

"Зимой я пока не ездил. Перед участками дорога разбита несильно, да и отрезок этот меньше километра".

Тогда ничего плюсовать к заводским нормам не будем - на дворе лето.

МЕСТО РАБОТЫ

Искренне сочувствуем себе и всем остальным автомобилистам многомиллионных городов. Бесконечные пробки вытягивают из баков наших машин дополнительные 10-15% топлива. Правда, привыкшим к горному воздуху тоже не позавидуешь. На высотах от 500 до 1500 метров автомобили просят 5-процентной добавки. Те, кто покоряет до 2 км над уровнем моря, требуют на 10% больше бензина.

Везти помимо хозяина еще какую-нибудь поклажу "за просто так" автомобиль не желает. С полной загрузкой доплата составляет около 15%. А если на пятки накатывает прицеп со всякой всячиной, смело прибавляйте 30-40%.

"Машину под завязку не гружу: жена, теща, сынишка маленький да еще кое-что в багажнике".

Итак, груз попросит дополнительно 10% или 0,68 литра бензина.

СКОЛЬКО ЗАЛИВАТЬ?

Настало время подвести итоги. С учетом всех надбавок расход топлива составил не 6,8 л/100 км, как обещала инструкция, а 9,28 л. Для другой "шестерки" он может быть больше или меньше - это зависит от всех вышеперечисленных условий.

Вернемся к началу письма - что до поры было скрыто за многоточием? "...я по дороге на дачу за полтора часа сжигаю на 100 км примерно 9,3 литра". Совершенно нормальный расход, не дающий повода для тревоги. А почему он столь далек от заводских данных - разъяснено выше.

В качестве домашнего задания предлагаем прикинуть, сколько топлива тратит ваш автомобиль при частых поездках за город или какую сумму выделить на бензин, собираясь в отпуск. Это оградит вас от непредвиденных трат, а возможно, и сэкономит немалую сумму, которая по незнанию вылетает в трубу.

* * *

В настоящее время калькулятор внимательно следит за одной машиной, ежедневно фиксируя все траты. В среднем хозяин отдавал любимой "девятке" 1500 рублей в месяц - бензин, ТО, штрафы... Всегда ли можно уложиться в эту сумму и какие непредвиденные обстоятельства заставляют превышать бюджет?

* * *

Калькулятор напоминает об изменениях, которые произошли в рубрике "Цены". Как мы ранее обещали, в этом номере вместо цен на грузовые автомобили опубликованы данные о стоимости запчастей отечественных моделей. Это наиболее ходовые узлы и детали, поставляемые на конвейер, или близкие им по цене и качеству. Подобная информация будет регулярно появляться в конце журнала и послужит исходными данными для одной из задач "Калькулятору".

Подпишитесь на «За рулем» в

Сачков Максим
01.07.2001
Поделиться: