Тур аббревиатур
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
ТУР АББРЕВИАТУР
АВТОМОБИЛЬНЫЕ НЕОЛОГИЗМЫ
ТЕКСТ / МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ
Сделать тормозную систему максимально эффективной - одна из приоритетных задач автомобильных конструкторов. Если раньше лишь уточняли, дисковые тормоза или барабанные, то сейчас список вспомогательных систем настолько обширен, что разобраться в аббревиатурах порой непросто.
Чтобы удерживать курс и эффективно замедляться, нужно предотвратить блокировку колес во время торможения. Отсюда пошло и название базовой системы - антиблокировочная, сокращенно АБС (ABS, Anti-lock Braking System). Именно АБС и служит основным звеном, от которого строится цепь различных вспомогательных систем, в той или иной степени использующих ее датчики или "мозги" для своей работы.
Принцип действия АБС таков: получая информацию от датчиков, блок управления фиксирует остановки колеса и посылает сигналы для уменьшения давления в тормозном контуре. Сегодня все большее распространение получают четырехканальные АБС, которые контролируют каждое колесо в отдельности. Хотя не потеряли актуальности также трех- и двухканальные АБС: они проще по конструкции и, соответственно, дешевле.
Если аббревиатуру АБС применяют практически все автопроизводители, то ее доработанные варианты каждая фирма норовит назвать по-своему, что и вносит некоторую путаницу.
Например, тормоза многих современных "мерседесов" оборудуют АБС с функцией "брейк эссист" (Brake Assist). Ее задача - реализовать возможности тормозов на 100%. А идея "ассистента" пришла инженерам из Штутгарта после серии тестов, в ходе которых была замечена интересная тенденция: подавляющее большинство водителей, попадающих в критическую ситуацию, либо нажимали на педаль тормоза недостаточно сильно в течение всего маневра, либо увеличивали усилие лишь в самом его конце. Электронные мозги "брейк эссист" уловят момент, когда водитель совершает ошибку, и в течение долей секунды поднимут давление в тормозах до максимально эффективного. Есть похожая функция и в тормозах БМВ, она носит название DBC (Dynamic Break Control).
В последнее время активно внедряют в машины разных классов и противобуксовочную систему, именуемую "Мерседесом" ASС (Acceleration Skid Control), "Ровером" - ETC (Electronic Traction Control), а "Опелем" и "Вольво" - TC (Traction Control) и TRACS (Traction Control System). Все они иногда объединяются под общим названием "тракшн контроль" и выполняют функцию "АБС наоборот": не допускают пробуксовки во время разгона. Наверное, каждому приходилось трогаться с места на покрытой льдом дороге. Главное - не доводить ведущие колеса до пробуксовки. Порой несложно сорвать машину в занос, переборщив с газом, и на ходу. Счастливчикам, управляющим машинами с ASС и ее аналогами, думать об этом необязательно - электроника подстрахует.
Наконец, все чаще мелькает в списке серийного оборудования машин и система стабилизации траектории - ESP (Electronic Stability Program) у "Мерседеса"; "Тойота" называет свой вариант VSC (Vehicle Stability Control), а "Субару" - VDC (Vehicle Dynamics Control). В опасной ситуации ESP притормаживает то или иное колесо, стабилизируя траекторию движения и выводя автомобиль из заноса.
В русскоязычной автомобильной литературе, помимо АБС, прижилось разве что сокращение ПБС, объединившее все противобуксовочные системы. Остальные же специфические имена, как правило, просто копируют, так что, увидев целый список из аббревиатур, принадлежащих разным производителям, надо иметь в виду, что все они часто означают примерно одно и то же.
У " Peugeot 607", как, впрочем, и других моделей,
система стабилизации ESP не существует сама по себе, а объединена с АБС: 1 - гидравлический блок; 2 - насос; 3 - блок управления двигателем; 4 - датчик угла поворота; 5 - датчик ускорения и крена; 6 - датчик скорости вращения колеса; 7 - блок управления систем стабилизации и АБС.