Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Холодненького!

ХОЛОДНЕНЬКОГО!
Полная версия

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/ПИКНИК

ХОЛОДНЕНЬКОГО!

ВЫБИРАЕМ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛОДИЛЬНИК

ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ

После стаканчика теплого пивка он в салоне лишним не покажется. Хотя отвратительный вкус - еще полбеды, пищевое отравление - вот главная опасность. Конечно, если ехать час-другой, то замороженного цыпленка спасет и ворох газет или ящик из-под фруктов, обитый поролоном. Термоизолированные сумка или контейнер выглядят эстетичнее, но чудес и от них не ждите: через несколько часов "заморозка отходит". Так что любителям дальних путешествий стоит присмотреться к изделиям посерьезнее.

Компрессорные автохолодильники - уменьшенные копии кухонных собратьев. Впрочем, по автомобильным меркам - это гиганты, ведь компрессор требует места, да и весит немало. Зато с заморозкой они справляются шутя. Даже при тридцатиградусной жаре в камере не выше -10°С, а подопытный F-86 легко "взял" и -15°С. Потребление тока невелико (2-3 А), чего не скажешь о цене (от нескольких сотен до полутора тысяч долларов).

Большинство же предлагаемых на рынке холодильников работают на эффекте Пельтье: при прохождении электрического тока по пластине из двух разнородных металлов тепло переходит от одного металла к другому. Открытие было сделано еще в 1934 году, но приемлемого КПД удалось достичь лишь недавно. Термоэлектрические холодильники почти бесшумны, намного дешевле компрессорных, легче их и надежнее. Ломаться, по сути, нечему: кроме бесщеточного электродвигателя с двумя крыльчатками (одна - внутри камеры, рассеивает холод, другая - снаружи, рассеивает тепло), подвижных деталей нет, а термоэлектрические модули едва ли не вечные. Такие холодильники работают в любом положении, лишь бы отверстие вентилятора оставалось свободным. Не боятся они и тряски.

Но термоэлектрическим агрегатам, в отличие от компрессорных, мороз не по плечу: в камере лишь на 20-25°С прохладнее, чем в салоне. Так, если в нем +20°С, в холодильнике будет около нуля, а если в машине +30°С, ниже +7-10°С не получишь. Впрочем, пиву, фруктам и закускам мороз и не нужен.

Такой холодильник легко превратить в печку - стоит лишь поменять полярность питания. Так что на зимней рыбалке можно побаловаться горячим обедом. Производители указывают предельную температуру нагрева 55-60°С, но на практике удается достичь и больше - ведь к эффекту Пельтье прибавляется закон Ома - тепловыделение в электрической цепи в данном случае только на пользу. Правда, разогретые продукты быстро портятся, поэтому не забудьте вовремя отключить питание.

Мы испытали несколько холодильников канадской компании "Кулатрон": два термоэлектрических, с режимом подогрева, и один компрессорный. Часть моделей этой фирмы комплектуется встроенным цифровым термометром с датчиком температуры. Но он измеряет температуру возле испарителя (термоэлектрического модуля), поэтому его показания несколько отличаются от фактической в камере. Мы пользовались цифровым прибором (точность 0,1°С) с радиопередатчиком.

Владельцам легковушек, где тесновато, стоит ограничиться термоэлектрическим холодильником. Есть компактные модели - им хватит места, например, между передними сиденьями "Волги". Автоматическая регулировка температуры, предусмотренная в некоторых моделях, сберегает энергию аккумулятора (если не задавать предельный режим работы), но удорожает холодильник втрое - решайте, стоит ли овчинка выделки. Компрессорный агрегат - для мини-вэна, прицепа-дачи, катера. Он достаточно экономичен: компактный аккумулятор на 12 А.ч (продается отдельно) способен питать "Кулатрон F-86" даже в режиме глубокой заморозки в течение 6-8 часов (термоэлектрические, потребляя ток 3-4 А, "высасывают" его энергию за 3 часа).

Велик соблазн поставить холодильник в багажник, однако делать этого не следует - в замкнутом объеме, да еще под палящим солнцем он может не выдержать, перегреться. К тому же в салоне он всегда под рукой. Ну что, попробуем холодненького?

1. Компрессорный F-86 (объем камеры 35 л) с цифровым индикатором и регулятором температуры. Практически бесшумный. Встроенный термометр занижает показания. Цена - 1478 у. е.

2. Р-65 Kargo Cooler (объем камеры 31 л) может работать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Очень хорошая термоизоляция. Регулятора температуры нет. Переключение режимов "охлаждение-нагрев" - переворачиванием колодки питания. Цена - 232 у. е.

3. Р-27 РС-3 Chrysler Voyager (объем камеры 28 л) - относительно компактный холодильник с цифровым индикатором и регулятором температуры. Охлаждает до -2...+2°С, нагревает выше +80°С (рекомендуется до +55°С). Цена - 637 у. е.

Подпишитесь на «За рулем» в

01.07.2001
Поделиться: