Где сэкономить?ГАИПутешествуй!Лайфхаки читателейСпросить у экспертаТаксиАвтокредитАвтоподборФотогид (ТО+ремонт)ОСАГОКитайские автоПДД-задачкиСССРАвтоспортШиныНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Уроки микропрофессора

УРОКИ МИКРОПРОФЕССОРА
Полная версия

ЦИФРОВЫЕ ПРОЦЕССОРЫ

И кому, например, придет в голову поставить это самое кресло рядом с левой акустической системой? Но в салоне автомобиля действуют совсем другие законы...

ЛЕВЫЙ УКЛОН

Нет, если у вас праворульная "японка", то уклон, конечно же, будет правым... Впрочем, и так понятно, о чем идет речь - водитель сидит не по центру салона, а сбоку, а потому как бы прилипает к одному из каналов установленной аудиосистемы, какая бы дорогая она ни была. Слушать, конечно, можно, однако идея не только "хай-фай", но и даже обыкновенного "стерео" при этом убита наповал. Оркестранты сидят в строго установленных местах, звукорежиссер при записи фонограммы старательно выстраивает правильную музыкальную сцену, а в результате - "отсутствие присутствия", дикие фазовые искажения, подавляющее "преимущество" левого канала перед правым, в итоге - все плохо. И не надо крутить баланс - фазочастотная характеристика от этого только ухудшится. Но ни пересесть, ни отодвинуть динамики нельзя: некуда! Что будем делать?

Решение, в общем-то, напрашивается само - хорошо бы организовать для левого канала нужную временную задержку. Правый пассажир недовольно вскинет брови, но с ним разберемся потом. Задержать информацию поможет, конечно же, процессор - это своего рода профессор по части обработки сигнала.

Что требуется от "микропрофессора"? Кстати, по науке его называют цифровой звуковой процессор (DSP - Digital Sound Processor). Аналоговый сигнал обработать, прямо скажем, тяжеловато, зато с ноликами и единичками сегодня можно творить практически все, что угодно - как в компьютере. Удовольствие не из дешевых - например, услуги такого "академика", как "Статус" от компании "Алпайн" (Alpine F#1 Status), обойдутся тысяч в пять-семь то ли долларов, то ли евро. Поэтому "интервью" с маэстро отложим до следующей встречи, а сегодня познакомимся с молодыми "аспирантами", чья помощь несоизмеримо дешевле. Речь пойдет об изделиях "Альто-Мобиле" (Alto Mobile) из Италии.

ИЗ СТУДИИ - В САЛОН

Революция это или нет - посмотрим, время покажет. Фирма "Альто", которая ранее специализировалась на профессиональном студийном звуке, решила попробовать свои силы на многочисленных "мобиле" и решить все проблемы одним махом. Ну-ну...

Впрочем, штука очень интересная. "Альто-Мобиле" включают между предварительным усилителем "головы" и внешним усилителем мощности. Входной аналоговый сигнал преобразуется в "цифру", остальное - дело техники. Линейка "Альто-Мобиле" содержит восемь устройств - остановимся на тех, которые представляют наибольший интерес для среднестатистического "продвинутого" пользователя, привыкшего к высококачественным аудиосистемам.

Модель Control 8 самая простая и дешевая - всего около 160 долларов. Два входа, два выхода - проще некуда. Однако возможности у этой коробочки - ой-ей-ей... Цифровая задержка по любому каналу, восьмиполосный эквалайзер (мало того, что параметрический - еще и индивидуальный для каждого канала!), высокочастотный и низкочастотные фильтры с изменяемым диапазоном частот, перекрывающие весь музыкальный спектр. Все входы и выходы - регулируемые: настройщики поймут. Скажем, если по какому-то каналу идет неприятный фон, от которого никак не удается избавиться, то достаточно убавить по этому входу чувствительность, "утопить" таким образом фон, а на выходе поднять усиление - только и всего. Кстати, управлять "коробочкой" можно с выносного пультика - там даже дисплей предусмотрен. Впрочем, за него придется немножко доплатить.

Модель Control 16 отличается количеством полос у эквалайзера - понятно, что их 16. Это качество реально может оказаться востребованным, например, при подготовке автомобиля к соревнованиям по автозвуку - скажем, чтобы получить линейную амплитудно-частотную характеристику... Ну, а если переходить от любительского уровня к профессиональному, то вместо "Контрол" нужно применять другие модели - например, "Драйв" (Drive).

"Драйв 20" стоит примерно 330 долларов. Входов у него два, зато выходов - пять. Из этих пяти четыре позволяют изменять характеристику сигнала практически любым образом: настроить под "пищалки" - пожалуйста, на средние частоты - не вопрос, на мид-басы - еще проще. Наиболее продвинутые решения на базе "Драйв 20" - это, например, двухкомпонентная система с отдельной индивидуальной настройкой каждого (!) динамика плюс сабвуфер - помните про пятый выход?

Следующая модель, "Драйв 30", дороже примерно на тридцатку. Входов здесь тоже два, а выходов уже семь. Первые шесть удобно использовать, скажем, для развитой трехкомпонентной схемы - опять-таки с индивидуальной подстройкой каждого динамика, а последний канал, как и прежде, отдаем сабвуферу. Для установщика здесь просто рай: с такой штукой он может изменять характеристики фильтров, произвольно настраивать эквалайзеры - причем для каждого канала в отдельности! Можно отключить канал совсем, "покрутить фазу", установить любую задержку - в общем, делай что хочешь. А еще можно полазить по меню и присвоить каждому из каналов свое назначение - например, под центральный канал домашнего кинотеатра...

А ЕЩЕ?

Вообще-то различных моделей "Альто-Мобиле" - восемь: от младшей "Динамэйт" (Dynamate) до старшей UCS P.

"Динамэйт" - прибор, не имеющий аналогов: в нем спрятаны очень интересные заводские предустановки. Скажем, подчеркивание тончайших нюансов музыкального произведения, едва слышимых деталей - или, например, изменение звучания аудиосистемы в зависимости от стиля прослушиваемой музыки, только не на уровне дешевых "басбустов" и "хайбустов", а гораздо более деликатно и интеллигентно. А следующая модель, "Саб 16" обладает широчайшими возможностями для настройки сабвуферной части аудиосистемы: в ней присутствуют как фильтры с "богатыми" регулировками, так и развитый басовый эквалайзер...

Вообще, описанная выше середина линейки имеет ощутимые достоинства в виде отличных кроссоверов и регулируемых процессором цифровых задержек. Что касается верхней части модельного ряда - UCS и UCS Pro, она ориентирована больше на соревновательный уровень - тому способствует сильно развитая эквалайзерная часть.

А нельзя ли обойтись вообще без аналоговых сигналов на входе - ведь все равно компакт-диски уже содержат "цифру"? Можно, но беда в том, что оптический цифровой выход сегодня не стандартизован. У того же "Алпайна" цепочка "цифра-цифра" уже работает, но только с одноименными моделями: универсальный подход пока не найден. Захочется, к примеру, изменить громкость звучания, а как ты будешь с "головы" командовать процессором? Для этого нужна единая шина данных, а она у каждого производителя своя. Вернее, пока что своя - вдруг что-то изменится...

Да, а как же быть с правым пассажиром? Если ввести задержку по левому каналу, он вообще будет слышать непонятно что... На сей случай утешение следующее: память "Альто-Мобиле" позволяет установить и прописать любое количество настроек - точнее, 64 (что применительно к нашему случаю и можно считать любым). Одна настройка, например, - для прослушивания классики, вторая - для рэпа, семнадцатая - под правого пассажира (или пассажирку), шестьдесят четвертая - компромиссная. Впрочем, компромисс, это когда плохо всем...

И последнее. Настройка аппарата типа "Альто-Мобиле" - процесс длительный, он может занимать много часов. Так вот, два приятных сообщения. Во-первых, при желании сэкономить время своим коллегам можно единожды полученную удачную настройку "закачать" в персональный компьютер и держать ее там в памяти - вдруг пригодится... Конечно, ее придется доработать под конкретную машину, но в грубом варианте первое включение уже будет прописано. Во-вторых, при сбросе питания (поменяли аккумулятор!) все установки сохраняются...

А про другие цифровые хитрости поговорим в следующий раз.

Чтобы выровнять заведомо перекошенную музыкальную сцену, нужно создать временные задержки для динамиков левого канала. Это - одна из задач звукового процессора.

Звуковой процессор "Альто-Мобиле Драйв 30".

АЛЕКСАНДР ПЕНЬКОВ

Подпишитесь на «За рулем» в

«За рулем»
01.07.2003
Поделиться: