Тест БТР‑82А: универсал в броне
Танковый шлемофон застегнут. Меня снабдили им заботливые военные: берегут голову журналиста. Приложится писака гражданскими мозгами о броню – хлопот не оберешься. Сегодня я член экипажа новейшего БТР‑82А. С командиром Ильей и механиком-водителем Александром предстоит провести весь день. Впереди дорога на полигон – больше двадцати километров по проселкам. Залезаю в десантное отделение. Дверь закрыли, стало темно. О том, что происходит за бортом, можно узнать только через узкие визиры приборов наблюдения. Судорожно ищу, куда воткнуть фишку переговорника. Пока нашел, выяснилось, что в машине прекрасно работает громкая связь. Командир дал понять, что поедем аккуратно.
ЛИМУЗИН С ПУШКОЙ
Кто хоть раз видел перемещение войсковой колонны, может подумать, что армейская техника медлительна и неуклюжа. Только не БТР! Александр бодро стартовал и быстро добрался до пятой передачи. Мчим по проселку. Чувствую, скорость явно за семьдесят. И – первый шок. Плавность хода фантастическая! БТР глотает все неровности: никакой тряски, ударов по копчику и желания за что-нибудь ухватиться. А где обещанная аккуратность? Иногда водитель притормаживает перед препятствиями, но и полным ходом получается вполне комфортно. Приложиться головой здесь можно, но не от болтанки. Шлемофон, по сути, нужен как страховка от контактов неумехи с оборудованием незнакомого интерьера. А оборудования здесь много – и я с интересом его изучаю.
Приборы наблюдения перископического типа, бойницы, шаровые опоры для ведения огня, ручки люков и дверей, трубы бортовой системы очистки воздуха. Броня внутри обита серыми пластиковыми матами, которые соединены между собой липучками. Внутри каждого мата многослойная противоосколочная защита. Это от поражения осколками при пробое основной брони. Дивиденды второго порядка: многослойные кевларовые пирожки – неплохая шумоизоляция. Двигатель слышно, но его звук на уши не давит. К тому же, когда броня нагрета солнцем, лучше контактировать с обивкой, чем с раскаленным металлом.
Лавочки для мотострелков в целом удобные. Для оружия, имущества и принадлежностей при проектировании машины предусмотрены свои места, поэтому кажущаяся теснота не должна смущать. Единственное замечание: мои лапы сорок пятого размера на полу между сиденьем и бортом нормально не умещаются. Ступни приходится выворачивать вдоль борта, посадка получается в полуразвороте. Похоже, когда проектировали первый БТР, потомком которого является нынешний, бойцы были пониже, а размер обуви поскромнее.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
На полигоне за дело берется фотограф. Дубль за дублем БТР преодолевает препятствия. Змейка между условными воронками от взрывов – легко! Проезд по яме, имитирующей траншею, не проблема.
На пересеченной местности, разумеется, включен полный привод. Рулевое управление заведует двумя передними осями. Поворот сразу четырех колес – зрелище непривычное. Какая же она маневренная, эта шестнадцатитонная машина! Вот и противотанковый ров. Проходим его, на первый взгляд, без труда. Так всегда кажется, когда машиной управляет опытный экипаж, – а тонкостей, оказывается, много. Надо и скорость подобрать, чтобы на спуске не чиркнуть передней частью о грунт. И на выходе рвануть не слишком быстро, чтобы не было прыжка, но и не слишком медленно – иначе не хватит ходу. А если бронетранспортер остановился на крутом подъеме рва, тронуться правильно – целая наука. Нужно и сцепление не спалить, и на передаче не допустить скатывания назад, чтобы двигатель не завелся в обратную сторону.
Под съемку на фотокамеру механик-водитель управляет машиной, высунув голову в открытый люк. Обстановку сзади он не видит, и когда приходится разворачиваться задним ходом на узкой дороге, механику помогает командир: либо спешивается, либо руководит с брони.
А еще мне понравились пропорции нашего нового бэтээра с унифицированным модулем вооружения вместо традиционной башни. Думаю, высказывание Туполева про то, что хорошо летают только красивые самолеты, применимо и к бронетехнике. Наш БТР красив, и едет он восхитительно.
УКРОЩЕНИЕ НЕСТРОПТИВОГО
А теперь – за руль! Рабочее место водителя по-армейски спартанское. Но – ничего сверхъестественного. Руль, педали газа, тормоза и сцепления, рычаги ручника и коробки. Основные приборы знакомы по грузовикам и «уазикам». На видном месте табличка со схемой переключения передач. Тесновато, но регулировки сиденья в продольном направлении хватает.
А вот с обзорностью есть проблемы. Ветровое стекло и приборы наблюдения расположены слишком низко, явно не под мой рост (189 см). Перед глазами кромка брони, на которую ложится люк. Ехать надо с задраенным. Чуть сползаю по сиденью и слегка пригибаю голову – так-то лучше.
Заурчал двигатель. Слышу в переговорнике голос Александра: «Трогайся со второй». Включаю передачу – усилия на рычаге не как в легковой машине, но и забивать его с силой на место не нужно. Отпускаю педаль сцепления. Она не тугая, проблем нет. Поехали, причем без рывка. Может быть, чуть тяжеловата педаль газа, но это дело привычки. Руль казался массивным, однако вращать его легко. БТР на удивление послушно выполняет маневры.
Не успел толком привыкнуть, а мы уже на полосе препятствий.
– Правее, а теперь левее, – командует Александр. Послушно кручу змейку между воронками. Кайф!
– Газу, газу, не стесняйся!
Поднимаю обороты двигателя с 1600 до 2000. Что-то брякнуло под мягкой подвеской, и БТР вздрогнул. Бросаю взгляд на механика-водителя. Он улыбается. Оказывается, это мы через окоп перевалили. Как здорово!
Обзорности в целом хватает, и габариты машины вроде чувствую. Но вот Александр дает команду на левый разворот – и мой взгляд утыкается в непрозрачную броню на стыке бортовой и передней панелей. Понимаю, что места много и что вокруг никого, но судорожно ищу глазами визир крайнего левого перископа. Повернули, справился.
Первые бэтээры славились сложностью переключения передач. А этот? Разгоняю машину, готовлюсь к долгой борьбе с рычагом… и неожиданно ловко перехожу на третью передачу. Ход не потерял, и без рывка. От гордости распирает настолько, что торможу чуть резче, чем надо. Но это уже не имеет особого значения. Пройти сокращенную полосу препятствий с первого раза и не рассчитывал.
БТР – вовсе не космический корабль. Укротить его по силам любому водителю, знакомому с механической коробкой передач. Особенно после цикла тренировок с опытным инструктором. Бронетранспортер оказался не только легким в управлении, но и маневренным, шустрым. Добавьте сюда обновленное вооружение. Пожалуй, перед нами самый универсальный представитель семейства бронированных. Таким и должно быть дежурное огневое средство мотострелкового подразделения, едва ли не самая массовая бронированная машина нашей армии. Жаль, не удалось попробовать, как он ведет себя на плаву и выдерживает волнение в несколько баллов.
ТРИ ВОПРОСА ОТ ГРАЖДАНСКИХ
– Что такое БТР?
– Бронетранспортер. Боевая колесная плавающая машина для мотострелковых подразделений сухопутных войск. Массовая рабочая лошадка нашей армии. Бронирование – противопульно-противоосколочное. БТР предназначен для транспортировки личного состава и огневой поддержки в бою. Способен поражать наземные, низколетящие воздушные и морские цели. В том числе легкобронированные.
– Чем отличается БТР от БМП?
– Не вдаваясь в подробности – назначение машин практически одинаковое. Разница в конструкциях. Ходовая часть БМП – гусеницы, а значит, проходимость выше. Козыри БТР: универсальность, мобильность, маневренность, высокая скорость. К тому же БТР дешевле.
– Что нового в БТР‑82А?
– БТР‑82А принят на вооружение в 2013 году. По сути, это глубокая модернизация модели БТР‑80. У него повышены эффективность стрельбы с ходу, живучесть, проходимость, надежность, ресурс. Изменения коснулись вооружения, прицельных приспособлений, средств связи, наблюдения, ориентирования. Увеличена мощность двигателя. Установлены противоосколочная и противоминная защиты. Сиденья экипажа и десанта выполнены на специальной подвеске, которая снижает воздействие взрывной волны. Для питания всех систем бронетранспортера на стоянке установлен автономный дизель-генератор мощностью 5 кВт.
Благодарим командира 27‑й отдельной мотострелковой бригады за помощь в подготовке материала